Мудрый Юрист

К вопросу о влиянии уголовного наказания на личностное ядро осужденного

Лапшин В.Е., начальник кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.

Осужденного к лишению свободы ограничивают в реализации значительной части прав и свобод, изолируют от общества, помещают под охрану. Специфика жизни осужденного в исправительном учреждении проявляется прежде всего в том, что элементарные нравственные нормы жизнедеятельности человека превращаются здесь в нормы права. Лишение свободы представляет для осужденного субъективно новые социальные процессы и различные виды социальной деятельности.

Попав за тюремную решетку, осужденный воспринимает свой новый статус как позор, как акт социального клеймения, социальную неполноценность.

Микросреда исправительного учреждения состоит из лиц, криминальная зараженность которых и нравственно-педагогическая запущенность различны. Этот факт представляет значительную сложность в исправительном процессе. Нормы и ценностные ориентации, характерные для преступной среды, оказывают на осужденного непосредственное влияние и криминализируют его личность.

Временными параметрами для осужденного в исправительном учреждении становятся начало и конец срока наказания. Изучая личное дело осужденного, необходимо выяснить, что привело его к преступлению, насколько случайным или закономерным является его конфликт с законом.

Лишение свободы - это дистресс, вызывающий типичные психические состояния: фрустрацию, конформность, депрессию.

Фрустрацию вызывает крушение жизненных ценностей, установок, целей и перспектив. Пока человек живет, он надеется на позитивные изменения и позитивные перспективы. Депрессия обусловлена самим фактом осуждения, разрушением социальных связей и привычного круга общения. Психологическая защита обеспечивает адаптацию личности через смягчение страданий, вызванных изоляцией от общества.

В силу социальной идентификации в сообществе личности осужденных присущи следующие типичные особенности:

В рамках криминальной субкультуры меняется субъективная привлекательность для личности мер исправительного воздействия. В зависимости от членства в той или иной группе, они могут менять свой потенциал на противоположный. С одной стороны, наказание в виде помещения в штрафной изолятор за совершение проступков поднимает престиж осужденного в глазах асоциальной группы. С другой стороны, содействие администрации, участие в самодеятельных организациях достаточно часто приводит к падению статуса осужденного.

Единую микросоциальную среду исправительного учреждения составляют и формально организованные, и стихийно возникающие группы. Неформальные группы негативной направленности осуществляют отрицательную социализацию личности за счет блокирования групповых целей, субкультурных ценностей, стандартов поведения и криминальных представлений.

Лишение свободы как социальный институт - это система, характеризующаяся коренными правоограничениями и создающая острую экстремальную ситуацию, которая накладывает отпечаток на ценностно-ориентационную сферу личности, ее психические свойства и систему отношений.

У каждого осужденного своя реакция на лишение свободы. Наиболее значимый фактор, влияющий на поведение осужденного в исправительном учреждении, - это срок наказания.

Срок наказания - это маркер отсчета времени. Точка отсчета - получение посылок, свидания, 1/2 срока, представление на условно-досрочное освобождение и т.д. В начале срока отбывания наказания время обычно измеряется годами, после половины - месяцами, в последнюю четверть - неделями, в последние месяцы - днями. С момента лишения свободы коренной реконструкции подвергается система общения осужденных. Поскольку круг общения резко сужен, большую роль в жизни осужденных начинают играть такие формы общения, как переписка, посылки (передачи, бандероли). Кроме коммуникативной, они выполняют психотерапевтическую, сублимирующую и воспитательную функцию.

Лишение свободы, кроме всего прочего, - это принудительное помещение осужденного в социально негативную среду, замкнутую систему общения. Даже если осужденному крайне тяжело находиться в коллективе, он не может по своему желанию перейти в другой. Вследствие этого возникает психологическая несовместимость в сочетании с криминальной несовместимостью. Принудительное общение в замкнутой системе воспринимается и переживается осужденными как элемент кары. Несовместимость часто выступает в форме ауто- и гетероагрессии и является одним из центробежных механизмов, блокирующих воспитательные воздействия на личность.

Ряд осужденных стремятся преодолеть психологическую и криминальную несовместимость, ослабить ее "карательное" воздействие через удаление несовместимых лиц из микросферы. Сами эти способы часто имеют асоциальную направленность, что также мешает воспитывающим воздействиям.

Закон относит к основным средствам исправления и перевоспитания осужденных режим, труд, воспитательную работу и обучение. Реально же в средствах исправления и перевоспитания выделяют прежде всего карательное содержание. В результате возникает противоречие между объективным социальным содержанием режима, труда, воспитательной работы, обучения и субъективной их значимостью для осужденных.

Режим исправительного учреждения как средство исправления и перевоспитания осужденных не выполняет предначертанной ему функции, поскольку заключенные помещены в эту систему требований не по своей воле. У них нет положительных внутренних мотивов для соблюдения этих требований. Исследования показали, что в исправительных учреждениях встречаются следующие типичные реакции осужденных на требования режима: психологическая усталость и желание укрыться от них; адаптация и индифферентное к ним отношение: сопротивление, стремление обойти эти ограничения. Психологическая защита для снятия давления режима на осужденных включает различные способы: самооправдание, вытеснение; замещение (в других "зонах" еще хуже), отключение (стремление не замечать систему режимных требований).

Поскольку осужденные воспринимают прежде всего средства исправления и перевоспитания как карательные, они вырабатывают к ним отрицательное отношение.

В практике исправительных учреждений встречаются как минимум два вида сопротивления восприятию (по А.С. Макаренко).

Первый вид - открытое сопротивление в виде нарушения режима, отказа от работы, участия в воспитательных мероприятиях, учебе. Мотивом выступает "невозможность" занятия различными видами трудовой деятельности в связи с приверженностью осужденного к нормам преступного сообщества. Второй вид - скрытое сопротивление, когда осужденный использует различные причины, чтобы нивелировать режимные ограничения и воспитательные воздействия.

Интенсивные групповые и межличностные контакты в среде осужденных формируют солидарную оппозицию. Она складывается независимо от принадлежности к той или иной системе ценностей и направлена на принятие таких норм и стандартов поведения, которые подчеркивают общую лояльность к преступной субкультуре и негативное отношение к администрации, органам самоуправления и различным социальным институтам.

Такие неформальные структуры в микросреде осужденных шлифуют преступные навыки, способствуют приобретению новых приемов совершения преступных действий, укрепляют сплоченность вокруг значимых идей и криминальных интересов, вырабатывают готовность к агрессии.

По данным А.И. Мокрецова (1992), выделяются следующие цели асоциальных групп: сведение до минимума влияния администрации исправительного учреждения; осуществление скрытых способов контроля за ее действиями; достижение максимальных благ для членов группы. Все это приводит к формированию модели поведения, которая позволяет осужденному чувствовать себя "хозяином своих поступков", быть честным в глазах окружающих (в свете уголовной субкультуры).

Лишение свободы, на наш взгляд, может быть основой исправления только в том случае, если факт уголовного наказания переживается осужденным как исключение из жизни общества, предполагающее чувство вины и социальную неполноценность.

Исследования (В.А. Елинский, 1980) говорят о том, что более 80% осужденных склонны отрицать вину в той или иной степени (от полного отрицания до признания вины, но с утверждением, что наказание не соответствует по тяжести содеянному). Психологический дискомфорт осужденным помогают снимать механизмы психологической защиты: самооправдание, вытеснение, замещение. Эти механизмы ориентированы на повышение самооценки личности. Если не снять или не ослабить действия этих механизмов, эффективность уголовного наказания и воспитательных воздействий будет минимальной.

Автономная неформальная система, функционирующая в исправительном учреждении, является значимым криминогенным фактором.

Сегодня целесообразно обратить внимание на осужденных, которые в наименьшей степени ориентированы на просоциальные ценности и формальную структуру общения, кто склонен к аутодеструкции и нуждается в адекватных способах коррекции.

Литература

  1. Александровский Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. М., 1991.
  2. Ершов А.П. Личность и коллектив. Л., 1986.
  3. Скотт Д.Г. Конфликт: пути их преодоления. Киев, 1998.