Мудрый Юрист

Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных женского пола

Давыдова Н.В., НИИ ФСИН России.

Жолус Б.И., НИИ ФСИН России.

Во вступительном слове на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов и начальников воспитательных колоний ФСИН России (Казань, 2006 г.) директор ФСИН России Ю.И. Калинин отмечал: "Вопросы профилактики преступности среди несовершеннолетних во все времена были значимы, так как подростки являются самой уязвимой категорией населения в любом гражданском обществе. Это объясняется тем, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, как правило, значительно труднее поддаются исправлению. В итоге именно они составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Поэтому руководство страны, государственные органы и общественность обращают особое внимание на решение проблем детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Условия содержания и эффективность организации исправительного процесса с несовершеннолетними правонарушителями в следственных изоляторах и воспитательных колониях являются одними из определяющих факторов оценки деятельности уголовно-исполнительной системы".

В условиях современной пенитенциарной системы выделяют следующие обязательные направления коррекционно-реабилитационной работы с осужденными: правовое, трудовое, педагогически-воспитательное, социальное, психологическое и медицинское. Эти направления в воспитательных колониях применяются дифференцированно в зависимости от личности осужденного, криминологической характеристики, возраста, пола, состояния здоровья, образования, уровня интеллекта и т.д. (Санников А.Л., Банникова Р.В., Малов Е.К., 1997).

Уголовной ответственности в соответствии со ст. 20 УК РФ подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет, а за совершение наиболее опасных преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, кража, разбой, вымогательство, терроризм и др.) - с 14 лет. Согласно ст. 56 УК РФ в воспитательные колонии направляются осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, причем достигшие данного возраста подростки, как правило, оставляются в воспитательной колонии, но не более чем до 21-летнего возраста (ст. 139 УИК РФ).

В воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы содержалось на конец 2006 г. 12721 человек, из них лиц женского пола - 5,6% (718). Значительно меньшее количество воспитанниц объясняется, во-первых, тем, что несовершеннолетние лица женского пола значительно реже совершают преступления. Так, за III квартал 2006 г. привлечено к уголовной ответственности 42249 подростков, из них девушек - 3188, что составляет 7,5%. Во-вторых, гуманным подходом при назначении им наказания в виде лишения свободы и расширением в судебной практике альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы (условное осуждение к лишению свободы, штраф, исправительные работы и т.д.).

Нами проведено анкетирование 334 несовершеннолетних осужденных женского пола, содержащихся в воспитательных колониях, размещенных на территории трех субъектов Российской Федерации (Рязанская область, Новооскольская область, Томская область). Анализ анкет позволяет дать социально-демографическую и криминологическую характеристику осужденных, что предполагает распределение респондентов по возрасту, семейному положению, трудоспособности и состоянию здоровья, уровню образования, роду занятий до осуждения, срокам наказаний, определенных судом, количеству судимостей.

Совершаемые детьми правонарушения обусловливаются целым рядом типичных особенностей, свойственных как той среде, в которой протекает жизнь ребенка, так и отчасти свойственных ему самому. К числу особенностей, характерных для личности несовершеннолетнего, относится прежде всего возраст. Профессор М.Н. Гернет (1922 г.) писал: "Поскольку с определенным возрастом связывается наличность физических сил, умственного развития, полового влечения, постольку становится возможным или невозможным совершение различных преступлений".

В воспитательных колониях содержатся девушки в возрасте от 14 до 18 лет включительно. Установлено, что девушки в возрасте 14 лет составляют всего 0,6% от общего числа осужденных, 15 лет - 5,4%, 16 - 26,0%, 17 - 47,9%, 18 - 14,0%, старше 18 - 5,9%. Настоящий показатель существенно отличается от результатов специальной переписи осужденных в 1999 г. По указанным возрастным категориям он был следующим: 14 - 15 лет - 7,4%, 16 - 17 лет - 64,6%, 18 лет и старше - 28%. Таким образом, доля несовершеннолетних осужденных 14 - 17 лет возросла с 72,0% до 79,9%. Средний возраст воспитанниц - 16,8 лет (в 1999 г. - 17,5 года). Две трети (63,9%) преступлений совершаются девушками в возрасте 16 - 17 лет. Девочка-правонарушительница в раннем возрасте (14 - 15 лет - 6,0%) составляет исключение. Последняя группа осужденных обращает на себя особое внимание. Это обусловлено не только их возрастными, социально-психологическими особенностями, но и в большинстве своем большой педагогической запущенностью, а также тяжестью совершенных ими преступлений.

Анкета предусматривала оценку семейного положения осужденных. Под семейным положением мы понимаем: имеет ли воспитанница обоих родителей, только мать, только отца, опекуна или является сиротой. Семейное положение подростков характеризует не только материальное положение воспитанниц, но и состояние воспитания, присмотра и контроля за ними. Исследование показало, что имели обоих родителей 33,5% осужденных, одну мать - 40,1%, одного отца - 8,0%. Доля сирот составляет 11,0%, находившихся на попечении родственников или опекунов - 10,1%. В приведенных статистических данных обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее число лиц, совершивших правонарушения, воспитывались одинокими матерями. Наряду с детьми-сиротами и детьми из неполных семей высокий процент правонарушений дают и дети, имеющие мать и отца. В настоящее время семья, независимо от этических взглядов на брак, нередко является очагом, который не спасает детей от социальной запущенности, наоборот, может способствовать ее развитию. Часто экономическая необеспеченность в значительной степени обрушивается на ребенка. В таких семьях ребенок становится свидетелем ссор, споров, драк на почве материального недостатка. Внимание ребенка может привлечь и обсуждение плана легкого заработка путем воровства. В результате наличие двух или одного из родителей не дает уверенности в том, что их дети не совершат правонарушение.

Дети семей, где отец и мать работают с утра до вечера, проводят время вне дома с друзьями, иногда старшими по возрасту. Не испытывая руководства по воспитанию, они тянутся к той среде, в которой преобладают явления, действующие на чувства и воображение. Для несовершеннолетнего, который видит родителей - непосредственных воспитателей только поздно вечером, авторитет родителей падает. Неблагополучное семейное положение сказывается и на степени их образования, и на показателях преступности.

Образовательный уровень несовершеннолетних является одним из важнейших показателей их социально-демографической характеристики. Наряду с ростом криминализации молодежи наблюдается и снижение уровня их образовательной подготовки. В этой связи показательно, что только 12,8% анкетированных воспитанниц имеют основное общее образование, а 2,5% до прибытия в учреждения не умели читать и писать. По нашим данным, лишь 16,4% девочек, совершивших преступление, имели образование, соответствующее их возрасту, остальные отстают на 3 - 4 класса. По аккуратности и грамотности заполнения анкет можно сделать вывод, что показатель малограмотных осужденных с низким уровнем интеллекта, знаний, логического мышления, необходимых в этом возрасте, является преобладающим. Между тем на вопрос "Хотели бы Вы продолжить обучение в школе колонии или училище?" положительно ответили 28,4%, отрицательно - 10,5%. В связи с этим возрастает значимость образовательного и воспитательного процесса в период отбывания наказания.

Определяя место образования в процессе перевоспитания, И.П. Башкатов, М.Н. Фицула (1984 г.) утверждают: "Положительное отношение к учебе... является важным фактором предупреждения рецидива среди освобожденных из колонии".

Большую роль в организации воспитательной работы играет библиотека. Следует отметить то, что во всех учреждениях она грамотно подобрана. Интересно оформлены тематические выставки-смотры книг, списки рекомендуемой литературы. Анализ анкетных данных показал, что 80,2% воспитанниц регулярно посещают библиотеку и увлекаются чтением художественной литературы, нечитающих - 15,8%. Следует отметить, что увлекаются романами 36,2% респондентов, любителей детективов - 34,6%, фантастики - 18,3%, интересуются классической литературой всего лишь 10,7%. В библиотеках также имеются периодические печатные издания. Девочки в курсе важных событий в стране и за рубежом. Информация о состоянии рынка труда, потребностях предприятий в рабочих кадрах способствует успешной ресоциализации воспитанниц на свободе.

Одним из направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными является создание в учреждениях условий для удовлетворения религиозных потребностей. Тем самым реализуется право осужденного на свободу вероисповедания. В Томской и Новооскольской ВК для совершения религиозных обрядов оборудованы молельные комнаты, а в Рязанской построена часовня. Священнослужители проводят с девушками духовные беседы и богослужения. Представители духовенства принимают участие в занятиях школы по подготовке к жизни на свободе, напутствуют воспитанниц при освобождении.

При анкетировании анализировалась занятость воспитанниц к моменту осуждения. До направления в ВК 53,8% осужденных учились в средней школе. Довольно значительное число воспитанниц относится к категории лиц без определенных занятий - 27,8%. Несколько меньше среди опрошенных доля тех, кто работал, - 18,4%.

Уголовно-правовая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представлена числом судимостей и сроком назначенного наказания. Более двух третей осужденных имеют первую судимость - 69,5%. Доля воспитанниц, имеющих вторую судимость, составила 23,8%, количество осужденных с тремя судимостями - 9,6%.

Согласно действующему законодательству (ст. 88 УК РФ) лишение свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не свыше 10 лет. Из 334 анкетированных на максимальный срок осуждены 4 девочки-подростка. Наибольшему количеству осужденных (30,8%) назначен срок 2 - 3 года, срок 3 - 5 лет определен 22,4%, 1 - 2 года - 20,0%, 5 - 8 лет - 15,0%, до года - 7,5%.

В последние годы в колонии стали реже направлять осужденных на короткие сроки. Причиной тому - расширение практики альтернативного наказания. В связи с этим доля лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, в воспитательных колониях увеличивается.

Таким образом, анализ представленных данных показал, что доля несовершеннолетних осужденных женского пола составляет 4,4% от общей численности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях. По сравнению с данными специальной переписи осужденных за 1999 г. этот показатель уменьшился на 1,5%. Такое изменение объясняется назначением по отношению к несовершеннолетним альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы.

Полученные данные о распределении воспитанниц по возрасту существенно отличается от данных специальной переписи осужденных 1999 г., наблюдается тенденция "омоложения" несовершеннолетних осужденных.

Основная масса осужденных (66,5%) воспитывалась в неблагополучных и неполных семьях, а 18,4% - сироты. Снизился образовательный уровень и качество знаний воспитанниц. Довольно значительным остается число осужденных без определенных занятий на момент совершения преступлений. Приведенные признаки, характерные для большинства несовершеннолетних правонарушителей, свидетельствуют о том, что эти дети являются продуктом социально-экономических условий страны.

Литература

  1. Калинин Ю.И. Вступительное слово // Материалы Всероссийского совещания руководителей территориальных органов и начальников воспитательных колоний ФСИН России. Казань; М.: НИИ ФСИН России, 2006. С. 3 - 5.
  2. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. д.ю.н., проф. А.С. Михлина. М.: Юриспруденция, 2001. С. 328 - 355.
  3. Санников А.Л., Банникова Р.В., Малов Е.К. Отечественная пенитенциарная система - история, медико-социальные проблемы осужденных. Архангельск: Изд-во АГМА, 1997. С. 89.
  4. Куфаев В.И. Юные правонарушители. М.: Новая Москва, 1924. 238 с.
  5. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. С. 186 - 189.
  6. Сборник материалов Научно-практической конференции "Актуальные вопросы преступности несовершеннолетних" (14 - 15 декабря 2000 г., Вологда). Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. 292 с.