Мудрый Юрист

Концепция пенитенциарной политики и ее приоритетные направления (1872 - 1917 гг.)

Алексеев В.И., доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук (ИГП ТюмГУ).

Пенитенциарная политика уголовно-политического периода (1872 - 1917 гг.), несомненно, открывает перспективы в ее осуществлении, поиска новых форм в пенитенциарно-педагогическом воздействии на заключенных. Законодатель при введении института пенитенциарно-педагогического воздействия в уголовно-пенитенциарное законодательство учитывал, что к уголовной ответственности в виде лишения свободы привлекается с каждым годом все большее количество преступников. Кроме того, увеличение числа привлеченных к тюремному заключению свидетельствует о наступившем пролетарском этапе в революционно-освободительном движении. Это вынуждает российское правительство считаться с объективным характером происходящих внутри страны событий, с требованиями представителей различных групп населения о гуманизации уголовных наказаний.

Развитие пенитенциарной мысли, в которой выдающееся место принадлежит принудительному лишению свободы путем заключения, указывает на необходимость оздоровления условий содержания арестантов и на этой основе непрерывное влияние на их поведение. Следовательно, сосредоточению внимания "на изучении и установлении средств и способов борьбы... с индивидуальным фактором преступления" <1> пенитенциарной политикой уделяется всестороннее внимание. В российской пенитенциарной науке концепция пенитенциарной политики является самостоятельной правовой категорией, соединяющей различные структурные элементы. По этой причине структура пенитенциарной политики ограничена правовыми категориями структурно-понятийного ряда. Категории понятийно-функционального ряда объекта исследования не включаются в элементный состав пенитенциарной политики. Вместе с тем функциональный элемент в ходе правореализации оказывает существенное влияние на состояние пенитенциарной политики, формирование ее стратегии.

<1> Пионтковский А.А. Тюрьмоведение, его предмет, содержание, задачи и значение. Одесса, 1892. С. 4.

Своеобразие текущего этапа пенитенциарной политики состояло в генезисе режима в системе средств ее реализации, снижения уровня репрессивных элементов в системе законодательства, повышения роли пенитенциарно-педагогической деятельности. Отмечаемая гуманизация исполнения наказания становится приоритетным направлением в пенитенциарной политике государства.

В связи с указанной причиной формирования пенитенциарной политики, ее стратегии к важнейшим ее элементам относятся: модернизация уголовно-пенитенциарного законодательства; условия содержания арестантов, соблюдение законности при исполнении наказания; дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности; введение и совершенствование института пенитенциарно-педагогической деятельности; патронажная деятельность среди освобожденных; введение централизованного государственного управления.

Проблемы реализации или осуществления правовых предписаний, накопленный правовой опыт, положения юридической практики не являются отдельными элементами концепции правового освоения объекта исследования, но оказывают существенное влияние на нее <2>.

<2> См.: Пономаренко Е.В. Концепция естественного права в конституционно-правовой науке и естественные права и свободы человека // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 4. С. 26 - 29.

Модернизация уголовно-пенитенциарного законодательства. Обоснование категории пенитенциарной политики государства необходимо для формирования исправительных учреждений в соответствии с целью уголовного наказания. Срочность наказания, в свою очередь, влияет на содержание карательно-воспитательного процесса, и с учетом прошлого опыта были внесены изменения в уголовно-пенитенциарное законодательство.

Такая технология механизма преобразования системы состояла в особом государственно-управленческом аспекте необходимости ее изменения и стала возможной на основе предшествующего анализа деятельности исправительных учреждений и их эволюции. Официальная идеология формирования основных направлений пенитенциарной политики приобретает возрастающее значение. Концепция пенитенциарной политики выражает различные аспекты влияния на институт лишения свободы. Единство наказания с мерами пенитенциарно-педагогического, административно-правового и уголовно-процессуального воздействия, внутренние системообразующие и межсистемные связи правовых норм выдвигают статическую модель правового регулирования как необходимое условие реализации наказания и достижения его целей.

Анализ соотношения Уложения о наказаниях 1845 г. и Уголовного уложения 1903 г. показывает, что в последнем места исполнительного заключения подразделяются на краткосрочные, долгосрочные наказания с расширением спектра пенитенциарного воздействия на арестантов. Эта исходная точка зрения в пенитенциарной политике имеет цель осуществления дифференциации и индивидуализации уголовных наказаний. Законодатель, таким образом, предусматривает применение более мягких санкций при краткосрочных наказаниях по сравнению с долгосрочными наказаниями.

Совершенствование уголовного законодательства сопровождается изменениями в уголовном процессуальном законодательстве. В частности, право суда присоединять предварительное одиночное заключение к наказанию исправительным домом. Государственный интерес состоит в том, что это дает возможность сократить число преступлений, подлежащих ссылке на каторгу <3>.

<3> См.: ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 176. Л. 106.

На уголовную и пенитенциарную политику государства влияли и другие немаловажные факторы. Актуализируется проблема стратегии ее формирования на принципах пенитенциарной науки, в которой уголовное наказание является не только средством воздействия на сознание арестанта, но и пенитенциарно-педагогическим.

Стратегия пенитенциарной политики состояла в необходимости изменения уголовных и исправительных наказаний, радикальных перемен исполнения наказаний, что само собою повлекло и другие перемены в тюремной системе. К числу таких преобразований принадлежит отмена телесных наказаний в России (1863 г.), повышается роль суда в определении меры наказания. Значительно расширяется роль прокурорского надзора в точном исполнении закона в местах лишения свободы. По своей важности и значимости тюремные преобразования, и в частности иметь разветвленную систему управления местами лишения свободы, обеспечения гарантий реализации прав и свобод арестантов в государственной пенитенциарной политике, имеют первостепенное значение. Проводимая ранее тюремная политика не отвечала требованиям ресоциализации арестантов. В местах лишения свободы возникают предпосылки для субкультуры заключенных, в тюремном быте каторжных тюрем распространяется культ физической силы по отношению к негодным арестантам. Тюремный надзор был неудовлетворительным. Общество ожидает перемен в исправительных учреждениях, достижения правопорядка в них. Отсюда с неизбежностью возникает вывод: формирование новой концепции пенитенциарной политики, в которой многоаспектность ее функционирования отличалась бы от прежней. "Критика и реформа - два основных образования философской и политической мысли" <4>. Поэтому изучение истории исполнения наказания, и прежде всего в своем отечестве, имеет практическое значение для формирования стратегии пенитенциарной политики.

<4> Мокринский С.П. Этико-политическое направление в уголовном праве. СПб., 1903. С. 3.

Меняется пенитенциарная политика государства и в отношении долгосрочных наказаний - каторжного заключения. Отменена ссылка на каторгу и поселение за общеуголовные преступления. Происходит декриминализация целого ряда отдельных видов религиозных преступлений <5>. В пенитенциарной политике получает юридическое закрепление не только модель срочности наказания, мер исправительного воздействия, но и классификация предварительного заключения.

<5> См.: Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М., 1904. С. 230.

Новое законодательство предусматривает иную структуру тюремной системы и направлено на поддержание непрерывного и устойчивого правового воздействия на регулируемые общественные отношения. В законодательстве изменен и дополнен элементный состав институтов права, регулятивная роль которых стала концептуально направленной на достижение целей уголовного наказания.

В пенитенциарной политике системообразующие связи уголовного и пенитенциарного права предусматривают структурно-функциональное единство элементов, направленных на ресоциализацию арестантов. Ресоциализация включает комплекс мероприятий как для удержания от повторной преступности, так и в период исполнения наказания.

Устанавливается трехзвенная система наказаний: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное заключение. Рассмотрение содержания арестантов в каждом из них имеет важное значение для практического осуществления условий тюремного режима. Тюремное заключение, по мнению законодателя, как наказание краткосрочное отличается интенсивным применением средств пенитенциарного воздействия в организации содержания заключенных.

Условия содержания арестантов, соблюдение законности при исполнении наказания. Законодательство определяет содержание исполнения наказания: его порядок, условия отбывания. В позиции М.Г. Деткова реализация карательной политики находится в прямой зависимости ее влияния на поведение заключенных. Он пишет, что "в тюремном быте отражается забота государства о человеке, преступившем закон, создании ему условий отбывания наказания" <6>. "Крупное достоинство тюремного заключения состоит в том, что оно может прибегать не только к мерам физического воздействия на наказываемого... но и к мерам духовного или психического на него воздействия" <7>. "И действительно, - пишет А.А. Пионтковский, - эти некогда самые распространенные виды наказаний находятся на пути окончательного вымирания" <8>.

<6> Детков М.Г. Тюрьма, лагеря и колонии России. М., 1999. С. 37.
<7> Фойницкий И.Я. Учение о наказании... С. 319.
<8> Пионтковский А.А. Указ. соч. С. 4.

В 60 - 70-х годах XIX столетия в деятельности правительственных комиссий по преобразованию тюремной части осуществляется разработка условий исполнений наказаний. Этико-политическое направление в пенитенциарной политике рассматривается как нравственная задача справедливого возмездия. Следовательно, в эволюции института лишения свободы происходят большие изменения. В рассматриваемую эпоху законодатель сосредоточивает свое внимание на правовом регулировании применения мер пенитенциарного воздействия, условиях соблюдения законности при исполнении наказания, закономерностях обновления норм права, преодолении противоречий между статической и динамической моделями правового регулирования.

Стратегия пенитенциарной политики, основываясь на важнейших принципах пенитенциарной науки, требует учета того, какое действие оказывает режим содержания арестантов, т.е. состояние мер репрессивного характера, направленных на внешнюю свободу человека, ограничивающих или... лишающих права распоряжаться ею <9>.

<9> См.: Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М.-Л., 1927. С. 8.

Одно из основных требований режима в местах лишения свободы заключается в исключительной невозможности совершения новых преступлений, а тюремные правила не допускали никакого общения между собой заключенных <10>. В пенитенциарной политике России стали прослеживаться две важнейшие составляющие: во-первых, строго выраженная вертикаль от Главного тюремного управления до администраций исправительных учреждений, во-вторых, правоохранительная деятельность, которой принадлежит важная роль в правовом регулировании исполнения наказания <11>.

<10> См.: Алексеев В.И. Правовые основы тюремного режима в царской России (1879 - 1917 гг.) // Уголовно-исправительная система: право, экономика, управление. 2006. N 4. С. 29.
<11> См.: Алексеев В.И. Правовое регулирование исполнения наказания в виде тюремного заключения в пореформенный период // Вестник Тюменского государственного университета. 2003. N 1. С. 243.

В пенитенциарной политике со всей убедительностью стоял ряд неотложных задач по приведению тюремной части на уровень применения пенитенциарно-педагогического воздействия. Задачей функционирования органов, исполняющих наказания, и соответствующих структур более высокого уровня управленческой иерархии является снятие противоречий, снижение криминальной статистики и рецидивной преступности.

Доминирующей в концепции пенитенциарной политики стала идея дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, расширения краткосрочного лишения свободы, мер пенитенциарного воздействия, выработки организационно-правового механизма их реализации.

В интересах эффективности исполнения краткосрочного лишения свободы Законом от 11 декабря 1879 г. и Уголовным уложением 1903 г. установлено тюремное заключение до года. При применении лишения свободы этот вид наказания должен быть исключительно индивидуальным. Следовательно, реализация уголовной ответственности через дифференциацию и индивидуализацию в пенитенциарной политике обеспечивает цели уголовного наказания. Обеспечение кары при этом не любым путем, не при помощи ужесточения уголовной репрессии, а наоборот - "побуждать человека более обдуманно относиться к таким действиям, которые могут повлечь за собой известные вредные последствия" <12>. Иными словами, применение мер исправительного воздействия к отдельным преступникам может не иметь характера репрессии с точки зрения минимального применения их в меру совершенного деяния.

<12> Познышев С.В. Основные вопросы о наказании. М., 1904. С. 373.

Отсюда следует, что закон, устанавливая три вида исправительных учреждений, исходя из срочности наказания, позволяет тем самым индивидуализировать юридическую ответственность по правилам тюремного режима. "Любое наказание, - пишет И.И. Карпец, - это не только кара, но и средство исправления, перевоспитания преступника, средство предупреждения преступления" <13>.

<13> Карпец И.И. Индивидуализация наказания в советском уголовном праве. М., 1961. С. 150.

Другой целью уголовного наказания является предупреждение преступлений. "Отсюда - деление целей наказания на специальное предупреждение и общее предупреждение" <14> преступлений. В связи с этим следует отметить, что уголовно-пенитенциарное законодательство уголовно-политического периода пенитенциарной политики индивидуализирует меру воздействия к арестантам. К таким средствам воздействия относятся одиночное заключение (темный, светлый карцер), надзор за осужденными, меры взыскания, меры поощрения, охрана осужденных.

<14> См.: Червоткин А.С. Цель специального предупреждения преступлений и средства ее достижения при применении уголовного наказания // Актуальные вопросы борьбы с преступностью / Под ред. В.Д. Филимонова, М.К. Свиридова. Томск, 1984. С. 147.

В пенитенциарной политике юридическая конструкция условно-досрочного освобождения может рассматриваться как особая форма погашения наказания с возможностью освобождения от наказания лишением свободы до истечения его срока за хорошее поведение арестанта и подающим надежду на исправление. Для заключенного эта мера является льготой, которая дается либо отнимается по усмотрению тюремной администрации <15>.

<15> См.: Алексеев В.И. Условно-досрочное освобождение арестантов в дореволюционной России // Вестник Российских энциклопедий. 2004. N 2. С. 37 - 38.

Таким образом, поощрение арестантов как пенитенциарное средство служит конечной цели заключения - исправлению преступника, а очевидными признаками такого исправления являются труд и хорошее поведение. Труд с хорошим поведением представляется единственной доступной контролю предпосылкой исправления арестанта, причем успехи в работе вполне могут быть вознаграждены.

Введение института пенитенциарно-педагогической деятельности в пенитенциарной политике уголовно-политического периода предусматривает обширный спектр нравственного и юридического исправления арестантов. К ним в первую очередь законодатель относит: арестантский труд, духовно-нравственное воздействие, школьное обучение, индивидуально-воспитательная работа. С ним тесно соединено: лечение, гигиена, отдых арестантов. Совокупность названных мер и средств пенитенциарного воздействия непременно несет заряд нравственного оздоровления арестантов.

Российский патронат, его разработка и развитие как приоритетное направление реформирования тюремной системы является наиболее актуальной проблемой государства. Если тюрьма и вообще места заключения являются необходимым средством в системе наказания, то и патронат является одним из средств, способным уменьшить наплыв в тюрьму рецидивистов, т.е. тех лиц, которые после перенесенного уже ими наказания вновь совершают преступление и попадают в тюрьму. Рецидив главным образом и происходит от того, что освобожденному представляется весьма горькая и безотрадная жизнь <16>.

<16> См.: Шимановский М.В. Патронат в России. Одесса, 1898. С. 1.

Пенитенциарная политика на основе документов по тюремному преобразованию и в последующем вступивших в силу законов направлена на улучшение содержания арестантов, обеспечение вещевым довольствием, соблюдение их гигиены, поддержание их здоровья.

Помимо специального назначения одежда для прикрытия и согревания тела еще имеет значение и в гигиеническом отношении. Опрятность и чистота одежды является одним из условий здоровья. И здесь правосознание заключенного таит угрозу невнимания, нарушения взаимного доверия и духовного признания к лицам, кто взял на себя ответственность за обеспечение всем необходимым в местах лишения свободы.

В новых исторических условиях формируется уголовно-пенитенциарная система, которая с самого начала стала функционировать как отрасль государственного управления. В происходящих тюремных преобразованиях становится очевидным, что управление должно быть централизованным. Основное назначение централизованного управления состоит, с одной стороны, в том, чтобы реализовывать политику государства, с целью сохранения господствующих отношений, а с другой - применяя метод пенитенциарного воздействия к арестантам, добиться эффективности исполнения наказания. Новый период, уголовно-политический, в пенитенциарной политике в рамках ее концепции требует неуклонного соблюдения тюремных правил, полного повиновения и почтительного отношения к составу тюремной администрации.

Главное тюремное управление становится самостоятельным органом власти, координирующим все уровни территориального и местного управления на достижение целей уголовного наказания. Переход тюремной системы под юрисдикцию Министерства юстиции должен был создать благоприятные условия для преодоления кризисного состояния тюремной системы.