Мудрый Юрист

Миграционное право и политика в Европе в контексте глобализации

Трыканова С.А., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин и менеджмента РГУ имени С.А. Есенина.

Глобализация неминуемо ведет к повышению людской мобильности. Параллельно с этим растет и миграция.

Она приводит как к позитивным демографическим, экономическим последствиям, так и к негативным результатам: нарушению групповой идентичности, возникновению социальной напряженности, массовых конфликтов, экстремистских движений, криминализации и "поправению" политических сил.

В Европе накоплен опыт, связанный с миграционной политикой. Она в основном отвечает условиям, диктующим в данной сфере.

Данный опыт целесообразно использовать при разработке и реализации миграционной политики в России.

Современная миграционная система, сложившаяся в Европе, отличается тесными экономическими, культурными, политическими, географическими связями между "центральными" странами, что и позволяет определить ее как единую миграционную систему. Она характеризуется многообразием миграционных потоков, их разнонаправленностью, появлением новых стран иммиграции и подключением новых стран - поставщиков мигрантов, формированием нового вектора миграции "восток - запад", который пришел на смену доминировавшему еще недавно вектору "юг - север". В Европейской миграционной системе центрами притяжения рабочей силы выступают страны Западной, Северной, Восточной и Южной Европы.

Анализ последних событий в странах Европейского союза показывает, что совершенствование правовой базы миграционной политики стало первостепенной задачей обеспечения европейской безопасности.

Между тем на современном этапе в Европейском союзе отсутствует единая политика в области регулирования миграционных процессов. В последние годы вопрос гармонизации миграционной политики все чаще поднимается на форумах ЕС.

Главными общими чертами современной миграционной политики в рамках ЕС являются следующие тенденции:

уничтожение барьеров на пути миграции внутри ЕС граждан ЕС и граждан других развитых стран;

создание барьеров на пути иммиграции и движения внутри ЕС граждан третьих развивающихся стран.

Несмотря на предпринимаемые попытки унификации миграционной политики, европейским государствам все еще приходится в одиночку противостоять массовому притоку иммигрантов (особенно южные страны ЕС и Германия), что нередко приводит к недовольству и конфликтам в отношениях между странами.

В настоящее время государственные органы и население стран ЕС столкнулись с целым рядом очень серьезных проблем, от решения которых в определенной степени зависит будущее Европейского союза, которые требуют правового регулирования. К таким проблемам нужно отнести следующие:

отсутствие единого определения понятия "мигрант". Так, в одних странах (Германия и страны Южной Европы) в первую очередь при определении гражданства мигранта принимают во внимание его национальность, и главную роль при этом играют доказательства его происхождения от той или иной этнической группы (принцип jus sanguinis). В то же время, например, Франция и Великобритания при определении гражданства лица первоочередное значение придают месту его рождения (принцип jus solis);

неразработанность унифицированной правовой базы по обеспечению статуса иностранцев, приезжающих в шенгенские государства на долгосрочный период (более трех месяцев) или постоянно в них проживающих;

малые полномочия Европейского союза в сфере контроля за передвижением людей по территории Союза, отсутствие единого механизма реагирования на угрозы иммиграции, так как до сих пор существовали лишь системы договоров между странами внутри и вне ЕС;

нефункционирование системы регулирования иммиграционных потоков, которые из эпизодического явления превращаются в ЕС в постоянный фактор;

недостаточная степень адаптированности к современным условиям правовой базы, касающейся нелегальных иммигрантов и беженцев;

несовершенство законодательства и мер по адаптации иммигрантов к условиям труда, быта и культуры страны их пребывания.

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XXI в. миграция становится главным аспектом европейской безопасности.

Опыт, накопленный в Европе в этой сфере, несомненно, может быть использован при разработке российской миграционной политики.