Мудрый Юрист

Идея правового государства в трудах русских юристов № 2

Кощин В.Ф., старший преподаватель кафедры правоведения и юридической психологии СПбГИЭУ.

Возросший в последнее время интерес к проблемам правового государства свидетельствует о возрождении русской интеллектуальной и правовой традиции конца XIX - начала XX в., для которой характерно было стремление к утверждению в обществе правовых начал, к связыванию государственной власти юридическими нормами. Разрыв с этой традицией стал одной из причин негативных политических, правовых и социальных явлений в нашем обществе, отрицательно отразился на состоянии современной юридической науки. В отличие от западной юриспруденции, которая ныне имеет в своем арсенале целый комплекс различных теорий правового государства, советская правовая наука до недавнего времени рассматривала концепцию правового государства, по сути дела, исключительно в рамках истории политических и правовых учений. Такие ретроспективные исследования часто не содержали позитивного анализа западных теорий правового государства, тем более не выявляли приемлемые для советского государствоведения их положения.

За последние два года в юридических журналах появился ряд публикаций, в которых оценивается вклад русских юристов в разработку идей правовой государственности с позиций как общей теории права, так и отраслевых юридических наук (государственного, административного, уголовно-процессуального права) <1>. Начало XX в. стало в определенном смысле переломным этапом для русской правовой науки в целом и науки административного права в частности. "Правовая жизнь, - писал П.И. Люблинский, - после долгого застоя последней четверти XIX века сразу выдвинула целый ряд правовых реформ значительной общественной важности, и разработка этих реформ не могла не потребовать внимательной юридической критики" <2>. На интерпретацию русскими юристами правовой государственности не могли не наложить отпечатка национальные особенности страны. "Россия, - утверждал В.М. Гессен, - является своеобразной, в зависимости от государственного строя, формой осуществления идеи правового государства" <3>. Тем не менее эта теория, без всякого сомнения, может быть отнесена к общегуманистическим правовым теориям. Признание специфики российского государственного и правового строя не приводило к гипертрофированию "национальной" идеи правового государства. С.А. Котляревский, например, последовательно выступал против попыток национализировать последнее, сделать его достоянием того или иного, например германского, народа <4>.

<1> Из двух эпох: русская философия права и социальная реальность // Социологические исследования. 1990. N 3. С. 30 - 45.
<2> Люблинский П.И. На смену старого права. Пг., 1915. С. 1.
<3> Гессен В.М. Из лекций по полицейскому праву, читанных в 1902 г. в Александровской военно-юридической академии. СПб., 1902. С. 46.
<4> Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1902. С. 46.

Для представителей науки административного права также было характерно пристальное внимание к историческим условиям формирования правового государства, но и их едва ли можно упрекнуть в национально-юридической ограниченности. Анализ правовой государственности опирался у них на изучение истории формирования государственных учреждений западноевропейских стран, Америки, что позволяло делать глубокие теоретические обобщения. Заслуга административистов в том, что они предложили конкретные административно-правовые механизмы преобразования политических и правовых институтов России в духе требований правового государства. Предлагаемые ими модели государства "господства права" отличались целостностью и конкретикой.

Характерно, что правовое государство не рассматривалось русскими административистами как завершающий этап развития государства: на смену правовому государству, по их мнению, должно прийти "культурно-правомерное государство". Условия экономической жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах "экономически слабосильных классов". Отмечая недостаточность для личности охраны лишь внутренней и внешней безопасности, защиты личной свободы и собственности, В. Гольцев писал: "Первой и величайшей заслугой государства остается осуществление справедливости во взаимных отношениях граждан и в отношениях между ними и правительством". Поэтому, "сохраняя лучшие особенности правового государства, уважение к человеческой мысли, неприкосновенность человеческой личности, государство нашего времени берет на себя осуществление таких задач благосостояния, которые непосильны отдельному гражданину или общественным союзам людей. Правовое государство сменяется, таким образом, культурным государством" <5>. Следовательно, идеалом является не "минимальное государство" либерального типа; сворачивание властно-распорядительных функций в культурном государстве должно сопровождаться созданием социально-экономических условий для развития самодеятельности граждан.

<5> Гольцев В. Учение об управлении (задачи и метод) // Юридический вестник. 1880. N 6. С. 272 - 273.

Существенный вклад в становление административно-правовой науки внес ученик В. Гольцева В.Н. Лешков, создавший оригинальную теорию общественного права (так называл он административное право). Полагая, что не опека и патронатство государства над частными лицами, а взаимодействие частного с общим составляет задачу общественного права, В.Н. Лешков определял последнее как "право частных лиц и общества на ту деятельность и на те средства, которыми совершается в государстве развитие и обеспечение цивилизации как благосостояния народа. Общественное право, таким образом, состоит в праве личности на ее развитие посредством пользования общественными учреждениями, существующими в государстве для этой цели" <6>.

<6> Лешков В.Н. Общественное право. М., 1881. С. 83.

Из определения видно, что административисты, будучи приверженцами социологической школы права, стремящейся внести "общественный элемент" в изучение правовой нормы, пытались преодолеть узконормативное понимание права. Поскольку административное право рассматривалось в качестве не только правовой, но и социологической дисциплины, концепция правового государства здесь служила отражением конкретных социальных и политических реалий России. Но в отличие от большинства ученых-теоретиков и государствоведов, для которых правовое государство было формой государственности, становление которой возможно в процессе эволюции самодержавного Российского государства в конституционное и правовое, представители науки административного права чаще всего оставались вне политических споров, предпочитая исследовать юридическую сторону деятельности государственных органов в их отношениях с гражданами.

Предлагаемые административистами определения правового государства, несмотря на их множественность, тем не менее содержали такие общие признаки, как господство закона в сфере отношений властвующих и подвластных, разделение (распределение) властей на законодательную, исполнительную и судебную, подзаконность исполнительной власти и ограничение административного усмотрения. Так, по В.М. Гессену, "правовым называется государство, которое признает обязательным для себя как правительства созданные им же как законодателем юридические нормы" <7>. В этом определении, пожалуй, в наибольшей степени, чем в определениях других административистов, акцентируется внимание на таком элементе правового государства, как подзаконный характер исполнительной власти. Упор именно на данный признак вообще характерен для ученых-административистов, поскольку в России полицейские и иные административные органы осуществляли в значительной мере и судебные, и административные, и нормотворческие функции.

<7> Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1905. С. 11.

Одним из наиболее оригинальных являлся подход к проблематике правового государства известного административиста А.И. Елистратова. Используя антитезу "Полицейское государство - правовое государство", он вычленил важнейшую, по его мнению, черту последнего - защиту субъективного публичного права. Отсюда, полагал ученый, правовому государству в любой его форме свойствен тип личности-гражданина, обладающей развитым самосознанием и самодеятельностью. "Роль обывателя в полицейском государстве сводилась к повиновению, к сообразованию действий своих с объявленною волей начальников" <8>. Отмечая роль полицейского государства в налаживании соподчинения разрозненных элементов средневекового общества, А.И. Елистратов подчеркивал, что по самой своей природе оно неустойчиво. Полиция в лучшем случае обеспечивала лишь невозможность сопротивления воле короля со стороны обезвреженной мерами благочиния личности обывателя. Действительно, твердым основанием "взаимной зависимости людей является не полицейское принуждение", а "неоспоримо свободное покорение каждой воли особо, которое поддерживается очевидной добротой законов" <9>.

<8> Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 12.
<9> Там же.

Свободе личности, по А.И. Елистратову, призвана служить система гарантий субъективного публичного права: внутренний и внешний контроль за законностью, осуществляемый в форме ревизий и проверок, а также институт административной юстиции. Помимо названных способов обеспечения законности административной деятельности, А.И. Елистратов впервые в качестве самостоятельного способа выделил надзор губернской прокуратуры за административными установлениями, существовавший до реформы 1864 г. Критически оценивая упраздненные судебной реформой эти формы прокурорского надзора, ученый в то же время с сочувствием относился к предложениям о восстановлении "административной прокуратуры" на соответствующих современным научным требованиям началах <10>. В трудах А.И. Елистратова получили развитие идеи ограничения государственного принуждения в отношении личности как главного признака правового государства, перспективы создания в структуре государственного управления России административной юстиции, значения международного права в построении правового государства в той или иной стране.

<10> Там же. С. 254 - 255.

Институт административной юстиции как сущностный признак правового государства получил всестороннее освещение в работе С.А. Корфа "Административная юстиция в России" <11>. По мнению автора, данный институт, имея в России солидную историю, тем не менее не был последовательно закреплен в положительном законодательстве. Одна из причин тому - упрочение в российском государственном строе учреждений защиты так называемого объективного права, т.е. правовых установлений, принятых верховной властью, тогда как охране субъективного права не уделялось значительного внимания. С.А. Корф высоко отзывался о таком институте защиты объективного права, как надзор прокуратуры за законностью административных органов, который существовал в России с момента введения его в первой половине XVIII в. Петром I до 60-х годов XIX в.

<11> Корф С.А. Административная юстиция в России: В 2 т. Т. 2. СПб., 1910. С. 446.

Итак, идея правового государства присутствовала в исследованиях русских административистов независимо от употребления соответствующей терминологии. В то же время они неоднозначно оценивали результаты разработки этой теории. Поднимался, например, вопрос о том, "допускает ли отечественное законодательство те приемы разработки и те в высшей степени общие и отвлеченные конструкции", которые выработаны западноевропейскими учеными, в частности О. Майером <12>. Отмечалось также, что в России публичные отношения правового характера между администрацией и обывателем только зарождаются и защищаются "в высшей степени недостаточно и несовершенно" <13>. Критика отвлеченных концепций правового государства осуществлялась с позиций как признания общей ценности идеи правовой государственности, так и отрицания этой идеи ввиду ее реакционности.

<12> Горбунов А.В. Рец. на кн.: Елистратов А. Учебник административного права // Вопросы права. 1910. Кн. 4. С. 169.
<13> Там же.

Несмотря на критику, идеалы правовой государственности продолжали вдохновлять не только ученых-юристов, но и всю мыслящую интеллигенцию. Специфичность восприятия русским обществом этих идеалов отмечал в 1916 г. Н.Н. Полянский: "Едва ли мы преувеличим, сказав, что стремление к проведению в жизнь правового государства переживается русским обществом особенно остро, острее, чем на Западе, потому ли, что у нас оно встречает больше, чем где-либо на Западе, препятствия к своему осуществлению, или потому, что у нас оно еще молодо, еще не перестало быть порывом, еще не превратилось в настойчивую, но спокойную энергию" <14>.

<14> Полянский Н. Суд в правовом государстве и наука уголовного процесса // Юридический вестник. Кн. 16/4. М., 1916. С. 79.

Преемственность проблематики правовой государственности сохранилась и после Октября 1917 г. <15>, хотя внимание к ней и было в значительной мере ослаблено. Одна из причин тому - чрезвычайно тяжелые условия, в которых оказалась страна в период Гражданской войны. Как писал С. Членов, "пока Советская Россия была осажденной крепостью, она не была и не могла быть правовым государством" <16>. К 1922 г., когда встал вопрос о реорганизации правового уклада государства в связи с переходом от экономики реквизиции и распределения запасов к экономике восстановления производства и возрождения личного интереса, юридическая мысль в лице представителей административного права вновь обращается к идеям правового государства. А.И. Елистратов пишет: "Нормальное течение экономической жизни потребует строгого разграничения взаимных обязанностей и прав государственных учреждений и граждан и авторитетного разрешения возникающих между ними конфликтов. От наличия авторитетной, пользующейся широким доверием населения и власти, административной юстиции зависит устойчивость экономического оборота..." <17>.

<15> Елистратов А.И. Вопросы административного права. Л.; М., 1922; Очерк административного права. Л.; М., 1922; Евтихиев А.Ф. Основы советского административного права. Харьков, 1925.
<16> Смена вех (Париж). 1922. N 12. С. 22.
<17> Елистратов А.И. Об утверждении законности в советском строительстве // Советское право. 1922. N 1. С. 130.

Возродившаяся идея правового государства, однако, не встретила широкого признания. Ее чаще критиковали, чем поддерживали. Отмечались, в частности, буржуазный характер "профессорских" теоретических конструкций, их чрезмерная абстрактность, несвоевременность появления работ о правовом государстве в условиях тяжелого состояния народного хозяйства. Главным в полемике против идеализируемого правового государства был тезис о невозможности для гражданина быть где бы то ни было в равном положении с государством. Например, А. Турубинер в рецензии на книгу М.Д. Загряцкова "Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве" писал: "М.Д. Загряцков исходит из таких фиктивных величин, как "правовое государство" и "самоограничение власти", и игнорирует создание органов административной юстиции для классовой борьбы" <18>.

<18> Советское право. 1925. N 16/4. С. 153.

Наиболее обстоятельное изложение методологических причин неприемлемости для науки советского административного права конструкций правового государства представлено в работе В. Кобалевского "Очерки административного права" <19>. Согласно В. Кобалевскому, правовое государство - юридическая конструкция, выработанная наукой права в тот период XVIII и XIX вв., когда складывалось конституционное устройство европейских стран. Юриспруденция, полагает он, должна использовать приемы анализа правовых норм, уже заложенных в конституционное устройство изучаемой страны. Однако, подчеркивает он, эта конструкция неприемлема в качестве догматического приема правовых исследований.

<19> Кобалевский В. Очерки советского административного права. Б. м., 1924.

Для обоснования своей точки зрения автор использует триаду: новая система - новые правовые институты - новые юридические конструкции. Поскольку Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа - основной политический и юридический документ новой советской системы - выдвигает принцип, диаметрально противоположный принципу французской Декларации прав человека и гражданина, постольку идея правового государства, по В. Кобалевскому, в современной России не имеет под собой соответствующего политического и юридического основания. Если французская Декларация провозглашает свободу индивида, собственность, политическое равенство, то советская закрепляет свободу трудового народа, уничтожение частной собственности, трудовую повинность и принципы долженствования против глубокой индивидуалистичности, диктатуру класса для переходного периода <20>. Отсюда В. Кобалевский заключает, что советская административно-правовая наука не может концентрироваться на анализе элементов юридического отношения между властью и гражданином, она должна уделять внимание прежде всего административной деятельности государства как таковой, ее целям и задачам <21>.

<20> Кобалевский В. Очерки советского административного права. Б. м., 1924. С. 26 - 27.
<21> Там же. С. 1, 27 - 28.

Таким образом, основные положения теории правового государства вырабатывались главным образом в дореволюционный период. Высокий общетеоретический и гуманитарный потенциал российской юриспруденции позволял ее представителям делать широкие исторические и социологические обобщения, осуществить классификацию государств в зависимости от степени развития в них начал права и справедливости, определить понятие правового государства и прогнозировать пути его развития. Принадлежа в основной своей части к социологической школе права, они отстаивали эволюционный путь достижения идеала правовой государственности путем накопления правовой культуры гражданами и должностными лицами, связывания свободных государственных функций правом.

Идея правового государства ныне положена в основу реформы политической и правовой системы. Обращение к взглядам русских юристов в данной области - не только дань признанию преемственности правовых теорий и институтов в различные исторические эпохи. Ряд теоретических положений, выработанных российской правовой наукой (например, о взаимоотношениях государства и гражданина, национальных границах правового государства, путях достижения правового идеала, роли суда, прокуратуры, административной юстиции в правовом государстве, методологических причинах отказа от применения конструкции правового государства в советской юридической науке и т.п.), могут стать отправными началами в выработке современной теории правового государства. Необходимо отказаться от отношения к трудам русских юристов, посвященных правовому государству, как к любопытному, но неактуальному культурно-правовому наследию и дать всестороннюю оценку их роли в разработке конкретных вопросов права и социально-политического строительства.