Мудрый Юрист

Являются ли наемники военными преступниками?

И.Ю. Белый, начальник кафедры уголовного процесса Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.

В современном международном и национальном уголовном праве вопрос о противодействии наемничеству стоит достаточно остро. При этом является общепризнанным, что наемническая деятельность нарушает такие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов, угрожает стабильности избранных конституционным путем правительств и государственных органов или сложившегося правопорядка.

Повышенная общественная опасность деятельности наемников обусловлена фактами их участия в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии, Афганистана, Приднестровья, Абхазии, Чечни. Рост числа наемников подтверждается во многих регионах мира: так, например, в одном только Афганистане было сосредоточено около 20 тыс. наемников из Алжира, Бангладеш, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, Сирии, Судана, Туниса, не только активно участвовавших в боевых действиях на стороне талибов и Исламского движения Узбекистана, но и ставивших цель дестабилизировать обстановку в соседних с Афганистаном странах <1>. Кроме того, мировая практика подтверждает взаимосвязь наемничества с преступлениями международного терроризма (участие наемников в свержении правительств или ином подрыве конституционного порядка или территориальной целостности государств) и агрессии (использование наемников в качестве средства государственной политики в международных отношениях).

<1> Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение // Документы ООН. А/54/326; Доклад по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, предоставленный Э.Б. Бальестеросом в соответствии с Резолюцией 2001/3 Комиссии по правам человека // Право народов на самоопределение и его применение в отношении народов, находящихся под колониальным или иностранным господством или иностранной оккупацией // Документы ООН. Е/2002/4/20.

Впервые попытка международного закрепления преступности действий наемников в общем виде была предпринята Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. <2> Запрещение наемнической деятельности также нашло отражение в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.: каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства <3>.

<2> Хотя в Конвенции прямо не говорится о наемничестве, тем не менее она запрещала вербовку лиц и открытие вербовочных пунктов в интересах воюющих сторон на территории нейтрального государства (ст. 4), т.е. в определенной мере была направлена на предупреждение наемничества как социального явления в целом (см.: Международное право в избранных документах. Т. 3. М., 1957. С. 267).
<3> Международное право в документах. М., 1982. С. 7.

В 1977 г. Организация африканского единства приняла Конвенцию, в которой также впервые сделана попытка дать правовое определение наемничеству. Тем не менее наиболее полное определение наемника было отражено в Дополнительном протоколе I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. <4>, который в п. 2 ст. 47 установил, что наемником признается любое лицо, которое:

<4> Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 570 - 658.

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

При этом подчеркивалось, что наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Однако ввиду своего специального характера законодательство о вооруженных конфликтах в целом не касается вопроса о законности наемнической деятельности и не определяет ответственности за наемничество тех лиц, которые участвуют в наемнической деятельности.

В национальном уголовном законодательстве большинства стран СНГ (России, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Молдовы и др.) определение наемничества закреплено как "вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях", причем состав преступления включает также "участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях". Однако наиболее полно данный состав раскрыт в ст. 447 УК Украины, которая устанавливает преступность использования наемников в "насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти либо нарушение территориальной целостности других государств", а также "участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения". Кроме того, имеются некоторые различия в определении наемника: в общем виде - "лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных операциях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей"; в более расширенном толковании - выгода наемника носит не только материальный, но и иной личный характер (УК Казахстана). Вышеуказанные различия призван в определенной степени устранить Модельный закон СНГ "О противодействии наемничеству", принятый на двадцать шестом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 18 ноября 2005 г. N 26-6).

Действующее уголовное законодательство России, учитывая требования международного права о введении в действие законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, предусматривает в УК РФ, наряду с другими общественно опасными деяниями, уголовную ответственность за наемничество (ст. 359 УК РФ). Анализ вышеуказанной нормы позволяет сделать вывод о том, что в целом положения российского уголовного закона в своих концептуальных основах соответствуют нормам международного права о наемничестве. Однако налицо и значительные расхождения между международно-правовым определением понятия "наемник" и его определением, содержащимся в примечании к ст. 359 УК РФ.

На наш взгляд, одним из существенных пробелов российского уголовного закона является отсутствие указания в нем на то, что наемник не должен входить в личный состав вооруженных сил государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях (так как не являются наемниками добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны (согласно V Гаагской конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне")).

Кроме того, при внесении изменений и дополнений в уголовный закон следует учитывать расширенное определение понятия "наемник", содержащееся в п. 2 ст. 1 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., устанавливающем, что наемником считается также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

а) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

б) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

в) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

г) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

д) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Одни ученые относят наемничество к числу военных преступлений <5>, другие относят его к группе преступлений против безопасности человечества <6>. Р.А. Адельханян считает наемничество военным преступлением "по определению", так как оно всегда совершается "в связи с вооруженными конфликтами либо в ходе таких конфликтов" <7>, а профессор А.В. Бриллиантов полагает, что наемничество "отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны" <8>.

<5> См., например: Уголовное право России. Часть Особенная / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 1999. С. 772 - 775; Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. Т. 5 С. 361 - 379 и др.
<6> См., например: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана, В.С. Максимова. М., 1999. Т. 2. С. 491 - 504.
<7> Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М., 2003. С. 128, 170.
<8> Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. М., 2004. С. 495.

В первую очередь следует отметить, что в смысле международного гуманитарного права средства ведения военных действий - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению <9>. В свою очередь, методы ведения военных действий - это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны для достижения ее целей (возможно, к методам ведения военных действий следует также отнести и характер, способы и порядок деятельности (действий) лиц, принимающих участие в военных действиях, включая военную тактику).

<9> Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001. С. 546.

Международные преступления подразделяются на два основных вида: преступления по общему международному праву и конвенционные преступления. Основными преступлениями по общему международному праву являются преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. При этом сфера уголовной ответственности за совершение конвенционных преступлений ограничена юрисдикцией участвующих в конвенции государств. Положения международных конвенций обязывают ввести в национальное уголовное право участвующих в конвенциях государств составы преступлений, предусмотренных конвенциями. Таким образом, уголовная ответственность за совершение рассматриваемых преступлений будет наступать исключительно по национальному уголовному праву государства - участника конвенции.

По нашему мнению, наемничество не является военным преступлением, а выступает в качестве международного конвенционного преступления.

Во-первых, военным преступлением по международному праву признается предусмотренное в акте международного уголовного права виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленные основополагающими принципами международного права и международным гуманитарным правом правила ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера.

Во-вторых, Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г. только дает определение наемника и отмечает, что он не имеет права на статус комбатанта или военнопленного (ст. 47), но не устанавливает уголовную ответственность за совершение наемничества.

В-третьих, наемничество не является военным преступлением по общему международному праву. Достаточно отметить, что ни в одном из уставов международных трибуналов (Нюрнбергский МВТ, Токийский МВТ, МТЮ, МТР) не предусмотрена уголовная ответственность за совершение наемничества.

В-четвертых, разрабатываемые Комиссией международного права (КМП) <10> проекты Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, формулируя в Особенной части 12 составов преступлений против мира и безопасности человечества, определяли военные преступления (п. 8) и наемничество (вербовка, использование, финансирование и обучение наемников - п. 9) в качестве самостоятельных составов.

<10> В 1947 г. Резолюцией 174 (II) Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Комиссия международного права (КМП), на которую возлагалась задача по развитию и кодификации международного права.

В-пятых, Устав Международного уголовного суда, выступая в качестве кодифицированного международного уголовного и уголовно-процессуального правового акта, в ст. 5 определяет, что юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества, т.е. самыми серьезными преступлениями по общему международному праву, однако наемничество среди таких преступлений не определено, более того, описание рассматриваемого преступного деяния не включено в составы военных преступлений.

И наконец, Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) <11>, вступившая в силу 20 января 2001 г., определила, что "любое лицо, совершающее любое из таких преступлений, подлежит либо судебному преследованию, либо выдаче", и конкретизировала, что объектом посягательства наемничества выступают "суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов".

<11> Принята Резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1989 г.

Таким образом, с точки зрения международного уголовного права наемничество не является военным преступлением, а выступает в качестве самостоятельного международного конвенционального преступления, посягающего на суверенное равенство, политическую независимость, территориальную целостность государств и самоопределение народов. В свою очередь, широкое толкование понятия "международный мир" позволяет российскому законодателю определить, что военные преступления и различные виды наемничества являются самостоятельными видовыми группами преступлений против мира и безопасности человечества.