Мудрый Юрист

Право на свободу творчества: международно-правовое и внутригосударственное регулирование

Бороздина Я.А., начальник административно-правового управления Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, доцент кафедры международного и конституционного права Петрозаводского государственного университета, кандидат юридических наук.

На основе содержания пактов можно провести разграничение прав человека, выделив гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры. Основанием для этой классификации является содержание прав человека.

К правам в области культуры некоторые авторы относят: право на образование <1>, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на охрану авторских интеллектуальных интересов и др. <2>.

<1> В Резолюции 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН "Декларация и Программа действий в области культуры мира" подчеркнуто, что образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира.
<2> См.: Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. С. 95.

Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии закрепила, что культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека, которые являются универсальными, неразделимыми и взаимозависимыми. Необходимым условием для развития культурного разнообразия является реализация в полном объеме культурных прав, как они определены в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека <3> и в ст. ст. 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах <4>. Соответственно, каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, и в частности на своем родном языке; каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности; каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций при условии соблюдения прав человека и основных свобод <5>.

<3> Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 460 - 464).
<4> В ст. 13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено, что государства признают право каждого человека на образование. Для полного осуществления этого права: a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и доступно для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; c) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала. В ст. 15 вышеназванного Пакта указано, что государства признают право каждого человека на участие в культурной жизни; а также пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях (Пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 464 - 470).
<5> См.: Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии // Все разные, все уникальные. Молодежь и Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. М., 2005. С. 7.

В 1966 г. был принят Пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 г. В пактах закреплены обязательства государств по признанию, соблюдению и обеспечению всего комплекса важнейших социально-экономических, культурных и политических прав человека. Основная направленность пактов - обеспечение условий для развития подавляющего большинства населения.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека закрепил в международно-правовом плане право каждого человека на:

Государства, участвующие в этом Пакте, обязаны уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

Европейский суд по правам человека признает, что свобода выражения мнений согласно ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод включает в себя свободу художественных проявлений.

В Постановлении Европейского суда по правам человека по делу "Караташ против Турции" от 8 июля 1999 г. отмечено, что ст. 10 Конвенции распространяется и на свободу художественного творчества - в частности, в рамках свободы получать и распространять информацию и идеи, - дающую возможность участвовать в открытом обмене культурной, политической и социальной информацией и идеями любого вида (см., mutatis mutandis, Постановление Европейского суда по делу "Мюллер и другие против Швейцарии" (Muller and Others v. Switzerland) от 24 мая 1988 г., Series A, N 133, p. 19, 27) <6>. Каждый, кто создает, исполняет, распространяет или выставляет произведения искусства, вносит свой вклад в процесс обмена идеями и мнениями, что имеет существенное значение для демократического общества. Отсюда проистекает обязанность государства воздерживаться от неправомерных ограничений на свободу выражения мнения. Статья 10 Конвенции берет под защиту не только смысл выражаемых идей и информации, но и форму их изложения (см., mutatis mutandis, Постановление Европейского суда по делу "Де Хаес и Гийзельс против Бельгии" (De Haes and Gijsels v. Belgium) от 24 февраля 1997 г., Reports 1997-I, p. 236, 48) <7>. Кроме того, в Постановлении Европейского суда по правам человека по делу "Мюллер (Muller) и другие против Швейцарии" от 24 мая 1988 г. указано, что художники и те, кто продвигает их произведения, несомненно, не защищены от возможности ограничения, предусмотренной в п. 2 ст. 10 Конвенции. Любой, кто осуществляет свободу самовыражения, берет на себя в соответствии с прямо выраженными условиями этого пункта "обязанности и ответственность"; их границы будут зависеть от обстоятельств его дела и используемых им средств (см., mutatis mutandis, Постановление Европейского суда по делу "Хэндисайд" против Соединенного Королевства", p. 23, 49) <8>.

<6> См.: Свобода выражения мнения в правовых позициях Европейского суда по правам человека. Ч. II. М., 2005. С. 354 - 355.
<7> См.: Свобода выражения мнения в правовых позициях Европейского суда по правам человека. Ч. I. М., 2005. С. 354 - 355.
<8> См.: Там же. С. 221.

Вопросы обеспечения деятелям искусства свободы от государственного вмешательства и запретов не покрываются в полном объеме гарантией свободы мнений. Ядро свободы мнений лежит в соединении рациональных аргументов или сведений, служащих для взаимопонимания. Искусство как социальный феномен хотя и связано необходимым образом с общением, но не в смысле дискуссии, основанной на рациональных посылках. Произведения искусства ощущаются прежде всего как иррациональные или в любом случае менее "понятные" проявления. Поэтому они особенно уязвимы, их нельзя защитить посредством рациональных аргументов, хотя они и могут давать определенный социальный импульс или, напротив, оказывать разрушительное воздействие. Поэтому специальная гарантия свободы искусства наряду с общей свободой мнений имеет самостоятельное значение <9>.

<9> См.: Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции. М., 2004. С. 188.

В Парижской хартии для новой Европы (1990 г.) государства-участники подчеркнули свою приверженность свободе творчества, а также защите и развитию культурного и духовного наследия во всем его богатстве и разнообразии <10>.

<10> См.: Парижская хартия для новой Европы // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 42 - 54.

Основу стабильности государства и международного сообщества могут составлять лишь гарантированные права человека <11>. Исследование прав человека основывается на единстве межгосударственного и внутригосударственного аспектов.

<11> См.: Мелешников А.В. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушение // Государство и право. 1992. N 3. С. 95.

Права человека не существуют вне государства. Каждый гражданин пользуется только теми правами и свободами, которые предусмотрены законодательством его страны. Это положение является общепризнанным. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории.

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституционные права в сфере культуры, как правило, детализируются во внутригосударственных нормативных актах. Например, в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" подробно определены права человека в области культуры:

<12> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10.

При этом данные права не являются основными, они - производные от основных прав.

Искусство может принять определенную форму только тогда, когда есть хоть какой-то шанс для дискуссии с его адресатами: только большая или меньшая публичность придает произведению искусства присущее ему действие. Поэтому свобода художественного творчества должна быть гарантирована также его посредникам и поклонникам: предприятиям театра и кино, изготовителям грампластинок, владельцам галерей или организаторам выставок, издателю книги об искусстве, посетителю концерта и читателю стихов.

Свобода художественного творчества защищает не только само художественное творчество, но и его творения или произведения.

Не имеет решающего значения, преследует лицо, участвующее в создании и распространении художественных произведений, коммерческие цели или нет.

Если произведению искусства для его воздействия требуются коммерческая обработка и распространение, то и такие виды деятельности находятся под защитой свободы художественного творчества.

Реальность общественной жизни показывает, что сегодня искусство для достижения своей цели нуждается в посредничестве со стороны экономики; с другой стороны, экономика все больше использует искусство как проводника своих интересов <13>.

<13> См.: Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции. М., 2004. С. 189 - 190.

Право на участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре, попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства, цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды, сказки, песни и т.п.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к библиотечным, музейным, архивным фонам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Для обеспечения свободы художественного творчества художники должны быть независимы от государства; с другой стороны, они нуждаются в частной или государственной поддержке и стимулировании; в современном конституционном государстве культура и стимулирование художественного творчества, как правило, признаются одними из задач общества <14>.

<14> См.: Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции. М., 2004. С. 193.

Классификация на гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Она в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны так, что любая их классификация носит условный характер <15>.

<15> См.: Теория и практика защиты прав человека. М., 2004. С. 41.