Мудрый Юрист

Роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде причинения вреда здоровью

Мирзаметов А.М., соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДГУ.

В профилактике преступлений против здоровья особую роль играют специализированные субъекты профилактики. "Борьба с насильственными преступлениями приобрела в последние годы приоритетный характер в деятельности субъектов профилактики" <1>.

<1> Ильяшенко А.Н., Шмарион П.В. Криминологическая характеристика жертв насилия в семье // Российский следователь. 2005. N 5. С. 34.

В настоящее время должны в равной мере использоваться правозащитные функции всех государственных органов. Выступая на координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов 12 марта 2003 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин определил одно из направлений деятельности правоохранительных органов: "Важнейшая задача - снизить количество преступлений против личности, и в первую очередь посягательств на жизнь и здоровье граждан. В прошлом году более 1,8 миллиона граждан пострадали от такого рода преступлений. В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и особо тяжкие преступления" <2>.

<2> Институт законодательства и сравнительного правоведения // Выступление на координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов 12 марта 2003 г. // Российская газета. 2003. 13 марта.

Деятельность субъектов по предупреждению преступлений против здоровья должна способствовать целенаправленному воздействию на объективные причины и условия их совершения, на криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства, а также на негативные личностные свойства. В этом отношении существенна роль правоохранительных органов. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2002 г. отметил, что правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан <3>. "Наивысшей ценностью демократического правового государства является жизнь человека, в связи с чем защита данного права - это неотъемлемая часть деятельности правоохранительных органов и государства в целом, которую следует рассматривать в двух аспектах - социальном и правовом" <4>. К сожалению, работа правоохранительных органов по профилактике преступлений против здоровья нарушает важнейший принцип - дифференцированный подход к объекту профилактического воздействия.

<3> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства". М.: Издательство "Известия", 2002. С. 18.
<4> Федотов И.С. Расследование детоубийств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3.

В деятельности правоохранительных органов предпочтение должно отдаваться программно-целевому подходу к управлению и планированию в борьбе с преступностью. Эта необходимость обусловлена комплексным характером задач, стоящих в сфере борьбы с преступностью, требующих взаимоскоординированных усилий государственных и общественных организаций; исключительной важностью проблемы борьбы с преступностью для создания условий полноценного функционирования всех социальных институтов и решения других социально-экономических проблем региона <5>. На территории Республики Дагестан действует целый ряд программ по борьбе с преступностью, например целевые региональные программы "Борьба с преступностью в Республике Дагестан (2004 - 2006 годы)", "Профилактика правонарушений в Республике Дагестан".

<5> См.: Корниенко А.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (по материалам Брянской области): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 16.

Эффективность деятельности по профилактике преступлений против здоровья во многом предопределяется уровнем профессионализма сотрудников правоохранительных органов, особенно отделов внутренних дел. Необходимо решить вопрос о подготовке пособий, лекций, типовых методик по предупреждению и расследованию наиболее распространенных тяжких видов преступлений, в том числе и преступлений против здоровья.

С целью успешной профилактики преступлений против здоровья работникам милиции необходимо постоянно бывать в трудовых коллективах, учебных заведениях, проводить беседы об ответственности за преступления против здоровья, оказывать помощь и давать необходимые советы по разрешению конфликтов и выходу из тяжелых жизненных ситуаций, бывать в сложных семьях, помогать налаживать в них доверие и взаимопонимание. Важно привлекать к проведению бесед, чтению лекций психологов, медицинских работников, опытных педагогов.

Достаточно большое количество преступлений против здоровья совершается несовершеннолетними. Поэтому существенна роль подразделений по делам несовершеннолетних. "Многофункциональность деятельности данных подразделений и своеобразие условий их работы предполагают специальную форму системы служебной подготовки для них, разработку особых программ самостоятельного обучения и не только правового, но и по вопросам организации служебного времени, его рационального использования. Требуется также качественно изменить формы и методы переподготовки кадров криминальной милиции и подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе путем изучения в процессе переподготовки основ педагогики, психологии и ювенального права" <6>.

<6> Остапенко Н.И. Основы формирования системы управления профилактики правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22.

Среди сотрудников правоохранительных органов следует выделить профилактическую деятельность участковых уполномоченных. Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел <7>. Основная задача участкового уполномоченного милиции - систематическая и планомерная отработка административного участка, в ходе которой и осуществляется комплекс профилактических мероприятий.

<7> Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" // БНА. 2003. N 1.

Участковый уполномоченный милиции осуществляет учет и контроль лиц, предоставляющих помещения для занятия наркоманией, токсикоманией; ранее судимых; допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; хронических алкоголиков, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения; больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения; несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних; лиц, входящих в неформальные молодежные объединения экстремистского толка. В.Н. Прокопенко в своей работе убедительно обосновывает необходимость усиления профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции <8>. Но, к сожалению, на практике лишь около 15 - 20% рабочего времени участковых уполномоченных милиции затрачивается на проведение профилактической работы, 60 - 65% - на раскрытие преступлений по линии уголовного розыска и 15 - 25% - на выполнение остальных задач. Профилактика преступлений не достигла ожидаемого уровня (оставался высоким рецидив преступлений, совершали преступления лица, находившиеся на различных видах профилактического учета), и снизилась эффективность работы участковых уполномоченных милиции в целом <9>.

<8> См.: Прокопенко В.Н. Организационное обеспечение профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции // Сборник трудов адъюнктов и соискателей ВНИИ МВД России. М., 2002.
<9> См.: Вахов С.А. Профилактические функции участковых инспекторов милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 47.

Представляется, что качественное изменение службы участковых уполномоченных, т.е. создание на их базе качественно нового подразделения - подразделения профилактики, одного из элементов профилактической службы, возможно лишь при ликвидации многофункциональности в их деятельности путем уменьшения у них числа непрофилактических функций. Суть данной проблемы состоит в том, что участковые уполномоченные выполняют объем работы, который с количественной и качественной стороны не соответствует ни физическим, ни профессионально-интеллектуальным их возможностям. Уменьшение у участковых уполномоченных числа непрофилактических функций до определенного предела возможно путем организации их деятельности на основе принципа специализации. Для создания эффективных подразделений профилактики необходимы достойные условия работы участкового уполномоченного, освобождение их от функций, не связанных с профилактикой правонарушений <10>.

<10> См.: Кикоть В.Я. Проблемы профессиональной подготовки кадров в системе МВД России // Криминологический журнал. 2002. N 2(3). С. 5.

Е.П. Ким, исследуя возможности различных подразделений органов внутренних дел и общественных организаций в предупреждении преступлений против здоровья, предлагает создать специальное подразделение. Специальное подразделение могло быть создано, по мнению ученого, в милиции общественной безопасности МВД, УВД субъектов РФ. Однако при этом другие подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности (УР, ОБОП, участковые уполномоченные милиции, ПДН, ГИБДД, вневедомственная охрана), следственные подразделения органов внутренних дел должны активно реализовывать свои функции по предупреждению преступлений в сфере быта <11>. Следует согласиться с Г.М. Миньковским <12>, как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, уголовной политикой или политикой борьбы с преступностью, речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики.

<11> См.: Ким Е.П. Преступность в сфере бытовых отношений и ее предупреждение: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 12.
<12> См.: Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы. (Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализация дел.) М., 1995. С. 36.