Мудрый Юрист

Учет психологических особенностей несовершеннолетних в процессе расследования групповых преступлений

Костина Л.Н., докторант кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, доцент, кандидат психологических наук.

Поведение несовершеннолетних в период подготовки и совершения преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, а также индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его физического и духовного развития, условиями жизни и воспитания. Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что склонности и потребности несовершеннолетних правонарушителей различных возрастных групп имеют значительные расхождения. Установленная в органах внутренних дел специализация по делам несовершеннолетних предполагает использование следователем системы взаимосвязанных требований закона и тактико-психологических рекомендаций, обеспечивающих всесторонний учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних на всех стадиях процесса.

Учитывая пожелания опрошенных нами специализированных следователей, представляется целесообразным обобщить материал, имеющийся в психологической литературе по вопросам психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и использованию этих особенностей на этапе предварительного следствия.

Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Возраст 14 - 17 лет относится в рамках принятой в возрастной психологии периодизации к старшему подростковому и раннему юношескому возрасту: 14 - 15 лет - подростковый, 16 - 17 лет - ранний юношеский возраст.

Поступки подростков 14 - 15-летнего возраста носят уже сознательно-волевой характер, поэтому к ним предъявляются более высокие требования, они могут нести уголовную ответственность за совершение общественно опасных действий. Однако физическое и духовное развитие подростка еще не завершено, и это отражается на характере его действий и поступков. По мнению отечественных психологов, подростки обладают следующими особенностями, которые имеют значение для расследования преступлений.

  1. Незрелость нервной системы внешне проявляется в несдержанности, импульсивности. Поэтому на мотивацию подростка (в том числе и на позицию в ходе расследования преступления) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, вспышками раздражительности.
  2. Для подростков присущи следующие черты характера:

а) повышенная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроения и форм поведения. Подростки, как замечает Н.Д. Левитов, "не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу" <1>. Эти качества характера нередко приводят подростков к противоправному поведению или используются взрослыми антиобщественными элементами;

<1> Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964. С. 357.

б) некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность, которые обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания. Эти качества отдельных подростков надо учитывать при расследовании преступлений, которые могут последовать из-за непонимания некоторых моральных категорий или в результате переутомления. При исследовании механизма и мотивов совершенного преступления важно путем детализации показаний, анализа условий воспитания подростка, обстановки совершенного преступления разобраться, какую роль эти качества сыграли в противоправном поведении несовершеннолетнего;

в) на предварительном следствии следователь может столкнуться с таким качеством, как лживость, которое близко примыкает к упрямству. "Наиболее частым мотивом лжи, - пишут В.А. Крутецкий и Н.С. Лукин, - является боязнь, страх наказания, репрессий. Ложь в этом случае является средством скрыть свой другой поступок и тем самым избежать наказания" <2>. При выработке тактико-психологических приемов преодоления лжи у несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого следователю необходимо выяснить побудительные причины лжи, которые могут быть вызваны: боязнью ответственности и наказания; угрозой мести со стороны соучастников, лидера группы, родственников; неправильным пониманием дружбы и товарищества и в связи с этим боязнью прослыть предателем; проявлением хвастливости, желанием привлечь внимание, вызвать удивление сверстников.

<2> Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1965. С. 143.

Необходимо, наконец, выяснить, не является ли ложь приобретенным качеством подростка, возникшим в результате неправильного воспитания.

  1. По мнению Л.И. Божович, "к началу подросткового возраста у детей формируется ряд новых психологических возможностей, которые позволяют окружающим предъявлять к ним в этом возрасте более высокие требования и признать за ними значительно большие права и, прежде всего, на самостоятельность" <3>. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным. Эти качества тесно связаны с "чувством взрослости", которое "выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость" <4>. В этом возрасте несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. При совершении таких действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями и какие последствия при этом наступят. Только одного он желает - привлечь внимание ребят к своей личности, показать свое превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление о своих действиях и о себе в коллективе.
<3> Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1968. С. 186.
<4> Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 91.
  1. Особая податливость и способность к подражанию связаны с другими чертами характера - робостью и застенчивостью. Несовершеннолетние, обладающие этими качествами, чаще всего воспитывались в семьях, где процветало неуважительное отношение к детям, не развивалась самостоятельность и сковывалась инициатива, где принижалось чувство собственного достоинства. Повышенная внушаемость и способность к подражанию должны своевременно выявляться в процессе расследования групповых преступлений, так как это будет иметь значение при изучении мотивов совершенного преступления. Кроме того, выявленные качества у несовершеннолетнего можно считать основанием признания определенного статуса в структуре преступной группы (ведомый, подчиненный).
  2. Для подросткового возраста характерен "групповой инстинкт". Это объясняется естественным стремлением объединиться в условиях "заброшенности" и недружелюбия мира взрослых, поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.п. <5>. Реакция группирования в значительной мере объясняет то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.
<5> Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 1997. С. 431.

Вхождение в группу для подростка обозначает игру по правилам. Поэтому подростки могут иметь двойные (и тройные) стандарты, использовать и следовать различным правилам и нормам поведения. Дома они могут быть послушными, покладистыми, ответственными, а в дворовой компании - жесткими и властными. Так называемая конвенциональная мораль подростка помогает ему приспосабливаться к тем группам, в которых происходит его социализация.

М.И. Еникеев отмечает, что "лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям. Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей "власти" физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника" <6>.

<6> Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1996. С. 315 - 316.

О подобных качествах идет речь и в исследованиях Г.Ш. Глонти: лидер в группе подростков: в 40% случаев обладает физическим превосходством; в 20% - преступным опытом; в 17% - способен на жестокую расправу; в 13% - интеллектуальными способностями разрабатывать преступления <7>.

<7> См.: Трудные судьбы подростков - кто виноват? М.: Юридическая литература, 1991. С. 121.

О.Г. Ковалев, А.И. Ушатиков, В.Г. Деев <8> представляют эталонный ряд идентификационных качеств лидеров криминогенных групп несовершеннолетних: независимость в суждениях и поведении; умение организовывать, подчинять себе других; твердость характера, решительность, требование беспрекословного послушания; наличие опыта асоциальной деятельности, знание субкультуры; внешнее дружелюбие, общительность, умение расположить к себе человека (войти в доверие, пустить пыль в глаза); уверенность в себе, стремление к власти, превосходству над другими; внешняя привлекательность (модная одежда, хорошие манеры); физическая сила, ловкость, выносливость; наглость и цинизм в суждениях и поведении.

<8> См.: Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г. Криминальная психология: Курс лекций. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1997. С. 73.

В целом в указанных выше особенностях лидеров преступных групп несовершеннолетних речь идет о сильных сторонах личности (развитых интеллектуальных способностях, физической силе, волевых качествах и пр.), благодаря которым удается не только продумать и организовать преступление, повести за собой участников группы, но и быть объектом для подражания в группе. Ведомое, зависимое поведение в преступной группе проявляют недостаточно устойчивые подростки, обнаруживающие менее развитый интеллект, повышенную озабоченность мнением о них окружающих.

Важно отметить, что при исследовании особенностей преступной группы сотрудникам органов внутренних дел нельзя ограничиваться изучением индивидуальных характеристик членов группы, хотя на первоначальном этапе предварительного следствия изучения группы это просто необходимо. Полученные данные о личности каждого преступника должны быть преобразованы в своеобразную систему историй индивидуального общения подозреваемого в семье, школе, на работе, на улице, с друзьями, взрослыми. Как считает И.П. Башкатов: "Знание истории общения дает возможность определить истоки возникновения отклонений в поведении подростка, его участие, роль и место в становлении преступной группы" <9>.

<9> Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М.: Прометей, 1993. С. 23 - 24.

При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних сотрудники органов внутренних дел должны учитывать, что подросток вынужден при выборе линии поведения полагаться не на собственные усмотрения, а несравненно больше на внешне заданные параметры действия, образцы поведения, ожидания и реакции группы. Поэтому следует согласиться с мнением Л.Л. Каневского <10> о том, что на этапе предварительного следствия сотрудникам органов внутренних дел необходимо выяснить: время возникновения и состав стихийно созданной группы; ее социальную направленность, бытующие в ней правила поведения и традиции; роль каждого несовершеннолетнего обвиняемого и других подростков в деятельности группы; каковы действительные побудительные причины и мотивы совершенного подростком преступления, не связаны ли они с намерением проявить свои личные качества, показать свою приверженность к традициям группы.

<10> См.: Каневский Л.Л. Указ. соч. С. 103.

Законодатель также выделяет 16 - 17-летних подростков из числа других несовершеннолетних, считая, что личность такого подростка по своим физическим и интеллектуальным качествам и тому месту, которое занимает в обществе, приближается к взрослому человеку: с 16-летнего возраста наступает уголовная ответственность за любое совершенное подростком преступление; при допросе несовершеннолетних обвиняемых, достигших 16-летнего возраста, педагог или психолог не приглашается (за исключением случая, когда они страдают психическими расстройствами или отстают в психическом развитии).

Для молодых людей 16 - 17-летнего возраста характерны следующие особенности:

процесс физического и интеллектуального развития продолжается, к 18 годам юноша достигает физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудовой жизни;

заканчивается процесс формирования нервной системы: юноши в отличие от подростков чаще контролируют свои эмоции, менее вспыльчивы, импульсивны в своем поведении;

юноши чаще самостоятельно, чем подростки, определяют свой круг интересов, общения. Личностное самоопределение позволяет им быть независимыми от мнения ближайшего окружения (родителей, педагогов и др.);

молодые люди меньше подвержены влиянию, давлению и внушающему воздействию со стороны группы. Тем не менее в практике расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних имеются случаи, когда старшие члены преступной группы занимали ведомое положение;

независимость юношей проявляется и в особой автономной морали, своей, особой (а не конвенциональной, на которую ориентируется, как правило, подросток). Поэтому асоциальность направленности юноши более устойчивая, чем у подростков;

у юношей сильно развито чувство личной дружбы. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: отзывчивость, откровенность, готовность к взаимной помощи, выручке. Референтность общения юношей в отличие от "группового инстинкта" подростков проявляется в том, что юноша выбирает в качестве "своей", эталонной группы ту, которая удовлетворяет его интересам и взглядам;

осознанность и стабильность планов и интересов юношей позволяет им обдуманно совершать те или иные действия (в том числе и противоправные) в отличие от сиюминутности, импульсивности и необдуманности поведения и деятельности подростков.

Несмотря на указанные отличия, молодые люди имеют много общего с их младшими сверстниками: им присущи еще во многом личностные качества, свойственные 14 - 15-летним подросткам (чувство "взрослости", стремление к самоутверждению и т.д.). Поэтому законодатель объединяет эти два возраста термином "несовершеннолетние".

В определенных ситуациях указанные выше возрастные особенности несовершеннолетних способствуют формированию мотива и повода преступления, стать как бы его катализатором, однако это не означает, что они являются самостоятельной причиной принятия несовершеннолетним решения его совершить. Следует согласиться с мнением отечественных криминологов о том, что "такое решение - всегда следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей" <11>. Причины совершения преступления несовершеннолетними нужно искать в ближайшем окружении (дворовой компании, криминальной группе, взрослом человеке), которые оказывают влияние на подростка.

<11> Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юрид. литература, 1974. С. 10.

Приведенные данные о возрастных особенностях, групповой психологии несовершеннолетних необходимо учитывать сотрудникам органов внутренних дел на этапе предварительного следствия. Знание возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего подозреваемого помогут следователю более правильно уяснить позицию и роль в группе, мотивы противоправной деятельности, причины и условия вовлечения подростка в преступную деятельность группы; избрать наиболее эффективные психологические и тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого и других следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних.