Мудрый Юрист

Организационно-правовые аспекты становления и развития института колоний-поселений в Российской империи (XVIII - начало XX в.)

Фумм А.М., научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

Несмотря на то что колонии-поселения появились в системе исполнения наказаний сравнительно недавно, лишь в середине 60-х годов XX в., первые упоминания о них в Российском государстве относятся к XVIII столетию, поскольку, по мнению некоторых исследователей, прообразом этого вида исправительных учреждений стала получившая достаточно широкое распространение в этот период ссылка на житье, или простая ссылка <1>.

<1> См.: Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII - XX вв. СПб., 2004. С. 140.

Ссылка на житье применялась как административная мера за незначительные преступления (например, первую кражу) или в качестве помилования. Место ссылки на житье определялось местной администрацией с учетом вины осужденного: поселение в европейской части России рассматривалось как наказание более слабое, чем ссылка в отдаленные губернии. Государство предписывало отводить ссыльным на житье специальные земли для занятия сельским хозяйством, выделяло им семена и инструменты и на первое время освобождало от податей. В местностях, где особо необходимы были рабочие руки, ссыльные использовались на "казенном хлебопашестве". По указу императора Павла I 1799 г. крестьяне, отправленные в ссылку на житье, получили право записываться в купечество <2>.

<2> См.: Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ РИ). Т. XXVI. N 19157.

Таким образом, назначая в XVIII в. наказание в виде ссылки на житье, государство преследовало, на наш взгляд, две цели: с одной стороны, оно стремилось все-таки покарать преступника, даже несмотря на незначительность совершенного им деяния, с другой - использовать его на казенных работах, извлекая экономическую выгоду.

В следующем XIX столетии ссылка на житье, не будучи закрепленной в действующем законодательстве, продолжает назначаться за преступления небольшой и средней тяжести <3>. На практике ссылка на житье делилась на срочную и бессрочную; однако законодатель не указывал конкретные сроки заключения, их назначение относилось к компетенции суда. Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 4 января 1839 г. "лица, сосланные на житье, сохраняли все гражданские права, кроме выезда из места ссылки, подлежали обязательной приписке к сословию крестьян или мещан с правом по истечении 3 лет вступать в купеческое общество" <4>.

<3> Несмотря на то что Устав о ссыльных регламентировал лишь два вида ссылки (на каторгу и на поселение), практика исполнения наказания в виде лишения свободы в России в первой половине XIX в. знала и другие формы ссылки, а именно: ссылку на житье и административную ссылку.
<4> Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 263.

Основными местами отбывания наказания в виде ссылки на житье стали в рассматриваемый период Западная Сибирь (в основном Томская и Тобольская губернии), европейская часть России и Кавказ. Передвижение осужденных к местам исполнения наказания в середине XIX в. в зависимости от направления осуществлялось несколькими путями: по железным дорогам, на баржах, на подводах и пешеэтапным способом. Стоимость пересылки арестантов, учитывая издержки на продовольствие и лечение заболевших в пути, в среднем составляла 1 млн. 250 тыс. рублей в год из расчета 125 рублей на человека <5>.

<5> См.: Отчет Главного тюремного управления за 1884 год. СПб., 1885. С. 117.

При этом порядок и условия исполнения данного вида наказания в имеющихся нормативных актах не нашли отражения. Имеются архивные данные, свидетельствующие о больших трудностях, возникавших у властей в решении вопроса о привлечении сосланных на житье к труду. Заводы и фабрики, переполненные каторжными, были не в состоянии принять огромное число ссыльных <6>.

<6> См.: ПСЗ РИ. Собр. 2-е. Т. LVI. N 11279, 12731.

С принятием в 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных ссылка на житье получает законодательное закрепление (ст. 34). Сохраняя ссылку на каторгу и ссылку на поселение в качестве наказаний уголовных, Уложение придает наказанию в виде ссылки на житье исправительное значение. Этот вид ссылки назначался независимо от сословной принадлежности, однако его применение к осужденным низших сословий сопровождалось, как правило, телесными наказаниями.

Сроки применения ссылки на житье колебались от трех месяцев до десяти лет (ст. ст. 35, 36). Как отмечал известный русский исследователь Н.С. Таганцев, "редакторы Уложения ввели это наказание для лиц привилегированных для того, чтобы продолжительностью этого наказания уравновесить соответственные наказания для непривилегированных, всегда соединявшиеся с телесным наказанием розгами" <7>.

<7> Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. М., 1994. С. 125.

Указанный вид ссылки применялся в основном за незначительные религиозные преступления (например, ереси и расколы) и не сопровождался лишением прав и состояний.

Как указывает в своей работе Б.Н. Миронов, "за свой труд сосланные на житье получали небольшое вознаграждение, которое обычно составляло 10% от дохода от произведенной работы" <8>. Однако в течение срока отбывания наказания осужденные, как правило, не получали заработанные деньги на руки: согласно Закону 1881 г., одна половина заработка шла на пособия семьям осужденных, другая - выдавалась им по окончании срока заключения.

<8> Миронов Б.Н. Социальная история России (XVIII - начало XX в.): В 2 т. СПб., 1999. Т. 2. С. 33.

Брачно-семейное положение лиц, сосланных на житье, определялось следующим образом. Юридическая сила предыдущего брака целиком зависела от воли супруга арестанта. Если брак был расторгнут или его совсем не существовало, то право вступления в брак предоставлялось лицу со времени их распределения по местам заключения. Осужденные могли вступать в брак с лицами всех сословий, однако относительно ссыльных женщин существовала одна оговорка: они не должны были путем заключения брака уклоняться от отбывания наказания.

Необходимо отметить, что к 60-м годам XIX в. институт ссылки, в том числе и ссылки на житье, значительно замедлил свое развитие. Это было связано в первую очередь с отсутствием достаточного количества рабочих мест, а также ухудшением надзора за ними. Согласно имеющимся данным в рассматриваемый период довольно высокой была и преступность среди ссыльных, носившая в основном насильственный характер <9>.

<9> См.: Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872. С. 167.

Таким образом, ссылка (в том числе и на житье) являлась в дореволюционной России одним из основных наказаний, связанных с лишением свободы. Применяя ссылку за большое количество составов преступлений, царское правительство преследовало не только карательную, но и колонизационную цели. Общий кризис самодержавия во второй половине XIX в. нашел свое проявление и в полном упадке общегосударственной системы ссылки. Быстрое увеличение числа ссыльных привело к невозможности центральной власти обеспечить водворение и надзор за огромной массой осужденных, которых к 1898 г. насчитывалось более 300 тысяч человек (из них сосланных на житье 9881, или 3,2%), не считая членов их семей. Численность членов семей осужденных, последовавших за ними в ссылку, достигала 65 тыс. человек. Из 300 тыс. ссыльных около половины составляли больные и увечные осужденные, а также бродяги и нищие, которые бездельничали, воровали, просили милостыню. По имеющимся данным, уровень преступности среди заключенных сибирских тюрем достигал в конце XIX в. 70%. Эти обстоятельства главным образом и предопределили отмену общеуголовной ссылки в 1900 г. <10>.

<10> Законом от 12 июня 1900 г. общеуголовная ссылка была полностью отменена; ее назначение в качестве уголовного наказания производилось только за политические (ссылка на поселение) и религиозные (ссылка на житье) преступления. См.: Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 1405. Оп. 72. Д. 3073. Л. 64.

Октябрьская революция и образование СССР коренным образом изменили систему исполнения наказаний, в том числе и в части, касающейся лишения свободы, однако этот вопрос не входит в предмет настоящего исследования.