Мудрый Юрист

Криминологические особенности и понятие преступной группы несовершеннолетних, совершающих кражи

Медведева Н.Е., ВНИИ МВД России.

Происходящие в России радикальные изменения в политической, социальной и духовной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на состояние и структуру преступности. Рост общественных противоречий, связанных прежде всего с перераспределением собственности и имущественным расслоением населения, вызвал резкое увеличение масштабов преступности, которая не только претерпела количественные изменения, но и приобрела негативные качественные характеристики. Особенно чутко реагирует на изменения в социальной среде подростковая преступность, что подтверждается результатами многочисленных криминологических исследований. Также зафиксированы определенные изменения в мотивации преступного поведения несовершеннолетних, составе участников преступных групп, механизме вхождения и вовлечения подростков в их состав, личностных взаимоотношений участников.

Давно известно (об этом свидетельствуют и статистические данные, и результаты выборочных исследований), что в большинстве своем преступная активность несовершеннолетних протекает в групповых формах. Высказанное К.Е. Игошевым в 70-х годах мнение о том, что преступность несовершеннолетних - это групповая преступность, не утратило своей актуальности и по сей день.

Удельный вес групповых преступлений несовершеннолетних в структуре подростковой преступности составляет 73,5% (данные ГИАЦ МВД РФ за 2004 г.), преобладание которой следует из возрастных особенностей, характерных для данной категории лиц. Поэтому важным является вопрос об установлении системообразующего аспекта групповой преступности несовершеннолетних, изучении роли социальной группы в формировании мотивов преступной деятельности подростков. Как уже отмечалось выше, для совершения преступления подростку необходимо обладать навыками преступного поведения, иметь соответствующие знания и преступный опыт. А в большинстве своем подростки не имеют еще подобных навыков и вынуждены прибегать к помощи других лиц, как правило сверстников, либо лиц, более старших.

По мнению Р.Р. Галиакбарова, общественная опасность может в известной мере возрастать, когда субъекты отношений объединяются для совместного причинения вреда общественным отношениям. "Вряд ли требует доказательств тезис, что устойчивая группа несет больший потенциал опасности для охраняемых отношений, чем аналогичное поведение разрозненных лиц. На уровень опасности содеянного влияет не только факт образования группы, но и особенности взаимосвязи между ее участниками, которые соединяют свои интеллектуальные или фактические усилия для посягательства на охраняемые интересы" <1>. В это суждение необходимо внести коррективы. Если несовершеннолетние преступники объединяются в группы, то личность каждого из них в отдельности представляет меньшую общественную опасность. Для совершения преступления в одиночку им зачастую не хватает смелости, навыков, сил и умения, а в группе они объединяют свои усилия либо действуют под руководством лидера группы. Несомненно, общественная опасность преступления может возрастать при объединении подростков в преступные группы.

<1> Галиакбаров Р.Р. Совершение преступления группой лиц: Учебное пособие. Омск, 1980. С. 29.

Изучение роли социальной группы в формировании и функционировании мотивов преступной деятельности отдельных людей имеет важное научное и практическое значение. В социальной психологии многие ученые, такие как Г.М. Андреева и А.В. Петровский, считают главным системообразующим и интегрирующим основанием группы социально обусловленную совместную предметную деятельность. Если рассматривать группу как предмет социальной деятельности, то можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности.

Общность содержания деятельности группы порождает и общность ее психологических характеристик (групповое сознание). К психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение и групповые цели. "...Отличительной чертой социальной группы является вовлеченность ее участников в совместную деятельность... плодотворной отправной точкой при изучении групп будет анализ скорее действия, чем структуры" <2>. Групповое действие может рассматриваться как нечто такое, что часто создается усилиями людей, каждый из которых руководствуется собственными, независимыми от других участников мотивами и которые вместе продвигаются к общей цели.

<2> Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 33.

Во всех групповых действиях различные участники выполняют различные функции, но их действия интегрируются в коллективном шаблоне. Все групповые действия включают в себя поведение и переживания некоторого числа людей, отличающихся друг от друга по своим ролевым функциям. Это означает, что участники группы взаимозависимы; каждый человек должен внести свой вклад, иначе единство как целое разрушится. "Групповое действие комплектуется из тех частных вкладов, которые в своей совокупности составляют совместное действие. Каждый человек играет какую-то роль; и роль, а не индивид, является единицей, подлежащей изучению" <3>.

<3> Там же. С. 45.

Групповая преступность находит многообразные отражения в уголовном законодательстве, прежде всего в институте соучастия в преступлениях, а также в нормативных правовых актах, предусматривающих работу правоохранительных органов с антиобщественными, криминогенными и преступными группами, в статистической отчетности правоохранительных органов. Соответственно, таким отражениям воздействие на групповую преступность осуществляется с помощью уголовно-правовых мер и криминологической практики, т.е. специально ориентированной профилактической деятельности, которые не исключают, а дополняют друг друга и действуют в тесной взаимосвязи.

Преступная группа как объект научного исследования давно привлекает внимание ученых-криминологов. Но, несмотря на столь пристальное внимание к данной проблеме, до настоящего времени в криминологической литературе окончательно не сформулировано общепринятое определение понятия "преступная группа", нет единой классификации и типологии предпреступных и криминальных групп молодежи, критериев выделения их становления и развития.

Если специалистов в области уголовного права интересуют вопросы уголовной ответственности за преступления, совершенные преступной группой, более четкой правовой дифференциации вины соучастников групповых преступлений, то криминологов интересуют причины образования преступных групп, особенности совершения ими преступлений, структура и разработка мер, направленных на их профилактику.

Преступная группа как малая социальная группа имеет количественные и качественные характеристики. Широкий спектр проявления того или иного поведения участников преступных групп определяется числом участников, ролью отдельного преступника в группе, структурой данной группы, а также видом и тяжестью совершенного преступления. В социологии и социальной психологии нижняя граница малой группы обычно фиксируется в два человека. Между тем высказана была и иная точка зрения, в соответствии с которой минимальное число участников группы должно составлять три человека. Это обосновывается тем, что отношения в диаде качественно отличаются от отношений в триаде, т.е. в общности из трех человек. Действительно, отношения в триаде усложняются. Однако отношения в группе еще более усложняются с увеличением численности группы. Мы придерживаемся традиционной точки зрения в отношении минимального количества участников преступной группы - число участников группы должно быть не менее двух. Данные малочисленные группы и являются наиболее распространенными. По результатам проведенного нами опроса несовершеннолетних, осужденных за совершение кражи в составе группы, 70% опрашиваемых ответили, что количество участников преступной группы, совершавшей кражи, не превышает трех человек. В 23,3% в состав подобных групп входят 4 - 5 подростков, и лишь в 6,9% случаев группы являются многочисленными - шесть и более человек.

В качественном отношении преступную группу характеризует прежде всего преступная деятельность ее участников. Хотя в юридической литературе нет единой позиции по поводу того, какую значимость должна иметь криминальная деятельность для группы, чтобы группа была признана преступной. В своих трудах А.И. Долгова отмечает, что для признания группы преступной необходимо установить ориентацию ее участников на длящуюся преступную деятельность. Данное мнение очень неточно и относится к понятию устойчивой преступной группы, что существенно сужает понятие преступной группы. Преступной является та группа, которая совершает преступления. В суждениях других ученых под преступной группой понимается всякая малая группа, участники которой объединены специфическим видом совместной групповой деятельности - совершением преступлений. Хотя общая цель группы - совершение преступлений - может быть и не главной, а лишь ситуативно возникающей.

Еще одной особенностью криминологического понятия преступной группы является то, что оно охватывает не только участников преступления, но и других лиц. Это и реальные участники малой группы преступной направленности, например лица, участвовавшие в совершении преступления, но не подлежащие уголовной ответственности в силу невменяемости или недостижения возраста уголовной ответственности, а также лица, не участвующие в совершении преступления, но выполняющие в группе различные функции, например "идейного руководителя", хотя и не организатора.

Несмотря на ряд определений, данных учеными-криминологами, единства во взглядах на содержание данного понятия, конечно, нет. Некоторые авторы считают, что повышенная общественная опасность преступной группы заключается в том, что ей присущ элемент организованности в противоправном деянии. Различия в степени общественной опасности деяний неорганизованных групп, случайно возникших непосредственно перед совершением или же в процессе совершения преступлений, они считают не столь существенными, чтобы отнести их к преступным группам. Например, по мнению Ю.Д. Блувштейна, отличительной особенностью преступной группы и простого соучастия является наличие в группе выработанных ею общих норм взаимодействия, а поскольку в неустойчивой, случайно возникшей группе такие нормы отсутствуют, то нет и объекта профилактики группового преступления. Данное мнение мы не разделяем, поскольку оно отождествляет понятия организованной преступной группы и преступной группы вообще.

Г.А. Аванесов считает возможным отнести преступление к числу совершенных в группе лишь в том случае, если действия членов группы обладают единством, основанным на единстве целей и общности интересов. Преступное групповое поведение как объект профилактики - это единое поведение группы лиц, когда индивидуальные действия принимают групповой характер (то, что невозможно для одного человека, становится возможным для двух и более человек), а сама группа характеризуется сплоченностью и эмоциональной вовлеченностью каждого индивида в дела группы.

Ряд криминологов предлагают при изучении преступной группы несовершеннолетних исходить из фактического участия двух и (или) более лиц в совершении преступления, независимо от того, все ли участники подлежали привлечению к уголовной ответственности и наказанию или отдельным из них нельзя предъявить обвинение в силу невменяемости или недостижения возраста, предусмотренного законом.

Понятие "преступная группа" не нашло законодательного закрепления в Уголовном кодексе Российской Федерации, а ст. 35 отражает признаки отдельных разновидностей преступных групп, т.е. указывает, когда преступление признается совершенным тем или иным видом группы, и характеризует эти группы на момент выполнения ими состава оконченного преступления. Действующее уголовное законодательство разграничивает ответственность за совершение преступлений в различных формах соучастия, характеризующихся различной степенью предварительного сговора. Данное разграничение обусловлено разной степенью общественной опасности этих форм соучастия.

Наказание же членов преступных групп в действующем УК РФ базируется на институте соучастия. Но в Особенной части Уголовного кодекса в отличие от Общей части УК РФ нет термина "соучастие", и лицо привлекается к уголовной ответственности за преступление, совершенное в составе той или иной группы, которые перечислены в ст. 35. Эта точка зрения авторов Кодекса не нашла поддержки у ряда ученых-криминологов, таких как Р.Р. Галиакбаров, С.А. Балеев, которые считают, что преступление может быть совершено как в соучастии, так и вне его, и "не каждое групповое преступление является проявление соучастия" <4>.

<4> Балеев С.А. Ответственность за организационную преступную деятельность по российскому уголовному праву: Автореф. дис. ... к.ю.н. Казань, 2000. С. 11.

Следовательно, для установления группового способа совершения кражи несовершеннолетними необходимо доказать наличие обязательных признаков, таких как:

Все вышеперечисленные признаки должны присутствовать в совокупности, а при отсутствии одного из них данное деяние не может квалифицироваться как преступление, совершенное групповым способом.

Также групповой способ совершения несовершеннолетними кражи условно можно разделить на совершение преступления по предварительному сговору и без предварительного сговора. Следует отметить, что совершение кражи группой лиц по предварительному сговору влечет более серьезную общественную опасность. Предварительный сговор должен быть осуществлен до начала совершения кражи. В 30,1% случаев кражи готовились заранее, а в 16,4% подростки действовали соответственно привычному стереотипу. Хотя согласно нашему опросу в 43,9% подростки осуществляли кражи без заранее продуманной программы, т.е. без предварительного сговора. Под совершением преступления группой лиц без предварительного сговора мы подразумеваем те случаи, когда между участниками преступной группы нет непосредственного соглашения, касающегося совершения конкретного преступления, но ранее они уже совершали преступления. И в процессе совершения преступления они могут рассчитывать на помощь друг друга. Либо подросток решает самостоятельно совершить кражу, но в процессе совершения преступления другие несовершеннолетние включатся в его действия и помогают ему.

Целесообразно отметить, что групповой способ совершения кражи несовершеннолетними может выходить за рамки института соучастия. Условно их можно разделить на умышленное и неосторожное совершение данного деяния. В ряде случаев преступление совершается совместно с лицами, которые не могут быть привлечены к уголовной ответственности, в силу малолетства или невменяемости.

По мнению Р.Р. Галиакбарова, именно групповой способ, а не что-либо иное, существенно повышает опасность содеянного и требует выделения самостоятельного квалифицирующего признака, который поэтому обоснованно вменяется в вину субъекту и тогда, когда остальные члены группы, принимавшие участие в выполнении опасных действий, не являются субъектами уголовной ответственности и соучастия в преступлении нет.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать понятие преступной группы следующим образом. Преступная группа несовершеннолетних - это малая социальная группа лиц, не достигших 18 лет (два и более человек) антиобщественной направленности, характеризующаяся сплоченностью и эмоциональной вовлеченностью каждого индивида группы, участники которой объединены специфическим видом совместной деятельности - совершением уголовно наказуемых деяний.