Мудрый Юрист

"Барин приедет, барин рассудит"

"Фармацевтический вестник", 2010, N 15

Не успели аптеки прийти в себя после приведения цен на ЖНВЛС в соответствие с п. 20 Постановления Правительства РФ N 782 от 09.11.2001 (в редакции ПП РФ N 654 от 08.08.2009), только-только подсчитали убытки отданного действия и невозможности реализации ЖНВЛС с незарегистрированными ценами, как вдруг выяснилось, что это еще не все напасти на "сверхприбыльный" аптечный бизнес.

Тревожные новости пришли из Поволжья. ТУ Росздравнадзора некоторых регионов ПФО, не найдя правонарушений у "законопослушных" аптечных сетей в ценообразовании по Перечню ЖНВЛС, решили проверить соблюдение законодательства в части минимального ассортимента лекарственных средств в "особо извращенной" форме. Многие думают, что после проверок прокуратуры рынок уже ничем не удивишь. Но тем не менее. Некоторым аптекам инкриминировали отсутствие в ассортименте следующих препаратов: Бензонал, Трамал, Клоназепам, Фенобарбитал, Тригексифенидил и т.д.

Формально чиновники правы: приказ Минздравсоцразвития России N 312 от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте ЛС" уполномочивает Росздравнадзор обеспечить контроль наличия в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Учитывая, что любая аптека имеет лицензию на фармдеятельность, она априори обязана обеспечить наличие минимального ассортимента. Особенно цинично звучит "приговор" проверяющих: "С целью устранения выявленных нарушений предлагаю привести фармацевтическую деятельность юридического лица в соответствие с действующим законодательством об обращении лекарственных средств. Указанные нарушения должны быть устранены... немедленно".

Только изощренный госрегулированием участник аптечного бизнеса поймет, что такое "немедленно" обеспечить условия хранения лекарственных средств в соответствии с требованиями приказа Минздрава РФ N 330 от 12.11.97 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ". Для менее изощренных сообщаю: это значит, что нужно провести техническое укрепление помещения стальными решетками с прутьями толщиной не менее 16 мм, установить многорубежные системы охранно-пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации на рабочих местах (с последующим ежемесячным обслуживанием, довольно дорогостоящим), приобрести сейфы для хранения препаратов и т.п. Возникает вопрос: куда смотрели проверяющие, когда принимали решение о выдаче лицензии на данный объект, в котором не предусмотрены условия хранения сильнодействующих веществ?

Удивительно, что чиновники все же не очень внимательно прочитали приказ. Ведь в нем имеется ссылка по группе наркотических анальгетиков и анальгетиков смешанного типа, в которой закреплено, что "в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" аптечные учреждения должны иметь соответствующие лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данное требование спокойно можно отнести к нарушениям п. 8 ст. 32 Федерального закона N 86-ФЗ от 22.06.98 "О лекарственных средствах" и обязать аптеку "немедленно" получить соответствующую лицензию. Если тем же путем идти дальше, следующий шаг - неснижаемый запас в каждой аптеке лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент, причем придется установить и число больных, на которых этот запас должен быть рассчитан. "Неповиновение" аптечных организаций рассматривать как нарушение лицензионных требований и условий.

Интересно, что, когда "кошмарят" аптечный бизнес, часто вспоминают фразу Салтыкова-Щедрина: "Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения...". Иногда хочется прибавить: "... со стороны власти". Еще в 2009 г. правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики поставила задачу пересмотреть минимальный ассортимент лекарственных средств. Более того, на совещаниях и конференциях представители Минздравсоцразвития называли срок выхода в свет нового перечня, в котором не будут присутствовать наркотические и сильнодействующие средства, - апрель 2010 г. Однако не похоже, что в ближайшее время мы увидим новый приказ по минимальному ассортименту.

Конечно, у министерства есть дела поважнее - новый закон, новая стратегия. Но этот, пусть и не столь глобальный, вопрос требует, как показывает суровая действительность, незамедлительного прояснения. По вопросу необходимости наличия во всех аптеках сильнодействующих препаратов "Аптечная гильдия" подготовила запрос в Минздравсоцразвития России. Теперь ждем. Опять по классику получается: "Барин приедет, барин рассудит".

Исполнительный директор

Некоммерческого партнерства

содействия развитию

аптечной отрасли

"Аптечная гильдия"

Е.НЕВОЛИНА

Хорошо забытое новое
 
"Нельзя рапортовать об экономии финансовых средств в отрыве от качества лечебного процесса"