Мудрый Юрист

Налоговые споры: производство в порядке надзора

Божанова Н.Г., консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Подача заявления и стадии надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лиц (лиц, не участвовавших в деле, но о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт), а по делам, указанным в статье 52 АПК РФ, по представлению прокурора (статья 292 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 292 АПК РФ судебные акты нижестоящих инстанций не обжалуются, а оспариваются.

Заявление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока - в определении о возвращении заявления или представления.

В соответствии со статьей 304 АПК РФ не всякое нарушение будет влечь за собой возможность рассмотрения дела в надзорной инстанции Высшего Арбитражного Суда РФ, а лишь такое, которое:

  1. нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2. нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3. нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Проверки законности обжалованного судебного акта по остальным основаниям (см. статью 288 АПК РФ) являются задачей, которая должна решаться в кассационном, а не в надзорном порядке.

Заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в ВАС РФ в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

  1. наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  2. данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;
  3. доводы лица, подающего заявление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  4. перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

К заявлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.

К заявлению, подписанному представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.

Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в ВАС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

Подача надзорной жалобы не влечет автоматического пересмотра оспариваемых судебных актов соответствующих инстанций, поскольку является основанием для постановки и разрешения вопроса о праве ее рассмотрения и принятия постановления об изменении или отмене незаконного или необоснованного судебного решения, постановления, вынесенного нижестоящей инстанцией.

Процесс рассмотрения надзорной жалобы состоит из нескольких стадий.

Первая стадия заключается в принятии решения судьей о принятии заявления. Решение принимается единолично и в пятидневный срок со дня поступления заявления в ВАС РФ (статья 293 АПК РФ). При соблюдении всех указанных в законе требований к подаче заявления и оснований для принятия заявления на рассмотрение выносится определение о принятии последнего к производству ВАС РФ, последствием чего является возбуждение надзорного производства. В ином случае заявление может быть возвращено лицу, привнесшему документ в ВАС РФ. К таким случаям относятся: несоблюдение требований закона к форме документа, его содержанию и основаниям обжалования либо поступившее до принятия к рассмотрению заявления судьей ходатайство о его возвращении заявителю (статья 296 АПК РФ).

Оставление без движения заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК РФ не предусмотрено.

Обжалование определения о возвращении заявления АПК РФ также не предусмотрено.

Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.

Если ВАС РФ примет решение о принятии заявления, то заявитель может воспользоваться правом на приостановление оспариваемого акта. Исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено ВАС РФ по ходатайству лица, подавшего заявление о его оспаривании, при одном из двух условий:

ВАС РФ в коллегиальном составе в заседании без вызова сторон выносит определение о приостановлении оспариваемого судебного акта, если признает это необходимым в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок. Копия определения направляется в пятидневный срок со дня его вынесения, как это требует АПК РФ (часть 2 статьи 186), участвующим в деле лицам.

Вторая стадия заключается в решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для пересмотра оспариваемого в надзорном порядке судебного акта (подпункт 6 статьи 300 АПК РФ). Данный вопрос подлежит коллегиальному рассмотрению также без извещения участвующих в деле лиц.

Варианты результата рассмотрения и решения указанного вопроса могут быть следующие:

Определение о решении коллегии судей направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Третьей стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом ВАС РФ дела, переданного ему коллегией судей.

Дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума ВАС РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. При неявке кого-либо из надлежащим образом извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.

Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Дело докладывается судьей ВАС РФ - докладчиком по данному делу.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ.

Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума ВАС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи - докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

После выступления лиц Президиум ВАС РФ принимает постановление в закрытом совещании.

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление оставляется без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.

Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу

В статье 304 АПК РФ указаны основания, которые служат не только основаниями к отмене или изменению судебного акта, вступившего в законную силу, но и критериями для принятия решения о передаче заявления на рассмотрение Президиума ВАС РФ.

К таким основаниям относятся:

  1. Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 6 сентября 2005 года N 4231/05 по иску общества к налоговому органу о признании требования уплатить дополнительные платежи в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, за период с 1998 по 2001 год установил нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению общества, дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются ни налогами, ни пенями и не относятся к санкциям, предусмотренным за нарушение налогового законодательства, поэтому налоговый орган неправомерно направил обществу требование об уплате налога на прибыль согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Решением суда исковые требования удовлетворены. Кассационная инстанция поддержала позицию суда первой инстанции. Президиум ВАС РФ решение и постановление кассационной инстанции отменил, установив следующее. В статье 213 АПК РФ закреплено право государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен. Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании. При этом сроки, предусмотренные статьей 48 НК РФ, на дополнительные платежи не распространяются. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 304 АПК РФ оспариваемые судебные акты подлежат отмене, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

  1. Нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

Данное основание было внесено в АПК РФ Федеральным законом от 31 марта 2005 года N 25-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Данная норма была включена в АПК РФ, чтобы ВАС РФ в какой-то степени смог разгрузить Европейский суд по правам человека, который уже начинает испытывать перегрузки от количества поступающий заявлений, в том числе и из Российской Федерации.

  1. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Под публичными интересами нужно понимать интересы большого числа лиц, а не государства в целом, что нашло подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года N 3-П. Данное основание может быть применено, если нарушение нормы права приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, например когда в результате неправомерного судебного акта возникает угроза банкротства градообразующего, оборонного или уникального предприятия.

Полномочия Президиума ВАС РФ

В соответствии со статьей 305 АПК РФ по результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:

  1. оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
  3. отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

Первое решение применяется, если Президиум ВАС РФ устанавливает факт отсутствия в деле оснований, перечисленных в статье 304 АПК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 1998 года N 5-П разъяснил, каким должно быть действительное содержание процессуальных полномочий арбитражного суда надзорной инстанции. В частности, было указано на следующие аспекты:

принимая новое решение, надзорная инстанция непосредственно не исследует доказательства и не устанавливает фактические обстоятельства дела, а лишь проверяет, насколько установленные обстоятельства, собранные доказательства и выводы позволяют применить ту или иную норму материального права;

принимая новое решение, надзорная инстанция лишь исправляет ошибки, допущенные арбитражными судами нижестоящих ступеней правоприменительного процесса при выборе нормы материального права, а также ее уяснении и/или толковании;

с точки зрения статей 46, 50 (части 2) и 123 (части 3) Конституции Российской Федерации процесс сбора, исследования, оценки доказательств и установления фактических обстоятельств не может проходить в рамках стадии надзорного производства и оканчиваться принятием нового решения. В данном случае дело в обязательном порядке должно быть направлено на новое рассмотрение.

Таким образом, в части оценки обоснованности оспариваемого судебного акта полномочия Президиума ВАС РФ ограничиваются деятельностью по выявлению фактов неполного исследования нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и неверной правовой оценки имеющихся доказательств. Если указанные факты устанавливаются и одновременно имеют место основания, определенные статьей 304 АПК РФ, то дело согласно пункту 2 части 1 статьи 305 АПК РФ направляется на новое рассмотрение. При этом Президиум ВАС РФ вправе дать указание о необходимости нового рассмотрения дела в ином составе суда.

По результатам рассмотрения Президиум ВАС РФ выносит постановление (статья 306 АПК РФ). Постановление Президиума должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).

Постановление Президиума ВАС РФ должно отражать:

Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит исполнению со дня его принятия.

Копии постановления направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.