Налоговые споры: производство в порядке надзора
Божанова Н.Г., консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
Подача заявления и стадии надзорного производства
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лиц (лиц, не участвовавших в деле, но о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт), а по делам, указанным в статье 52 АПК РФ, по представлению прокурора (статья 292 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 292 АПК РФ судебные акты нижестоящих инстанций не обжалуются, а оспариваются.
Заявление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.
О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока - в определении о возвращении заявления или представления.
В соответствии со статьей 304 АПК РФ не всякое нарушение будет влечь за собой возможность рассмотрения дела в надзорной инстанции Высшего Арбитражного Суда РФ, а лишь такое, которое:
- нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
- нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
- нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Проверки законности обжалованного судебного акта по остальным основаниям (см. статью 288 АПК РФ) являются задачей, которая должна решаться в кассационном, а не в надзорном порядке.
Заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в ВАС РФ в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем.
В заявлении должны быть указаны:
- наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
- данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;
- доводы лица, подающего заявление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.
К заявлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.
К заявлению, подписанному представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.
Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в ВАС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.
Подача надзорной жалобы не влечет автоматического пересмотра оспариваемых судебных актов соответствующих инстанций, поскольку является основанием для постановки и разрешения вопроса о праве ее рассмотрения и принятия постановления об изменении или отмене незаконного или необоснованного судебного решения, постановления, вынесенного нижестоящей инстанцией.
Процесс рассмотрения надзорной жалобы состоит из нескольких стадий.
Первая стадия заключается в принятии решения судьей о принятии заявления. Решение принимается единолично и в пятидневный срок со дня поступления заявления в ВАС РФ (статья 293 АПК РФ). При соблюдении всех указанных в законе требований к подаче заявления и оснований для принятия заявления на рассмотрение выносится определение о принятии последнего к производству ВАС РФ, последствием чего является возбуждение надзорного производства. В ином случае заявление может быть возвращено лицу, привнесшему документ в ВАС РФ. К таким случаям относятся: несоблюдение требований закона к форме документа, его содержанию и основаниям обжалования либо поступившее до принятия к рассмотрению заявления судьей ходатайство о его возвращении заявителю (статья 296 АПК РФ).
Оставление без движения заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК РФ не предусмотрено.
Обжалование определения о возвращении заявления АПК РФ также не предусмотрено.
Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.
Если ВАС РФ примет решение о принятии заявления, то заявитель может воспользоваться правом на приостановление оспариваемого акта. Исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено ВАС РФ по ходатайству лица, подавшего заявление о его оспаривании, при одном из двух условий:
- если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения (причем аргументы в пользу невозможности должны быть подтверждены, в том числе документально);
- предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы.
ВАС РФ в коллегиальном составе в заседании без вызова сторон выносит определение о приостановлении оспариваемого судебного акта, если признает это необходимым в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок. Копия определения направляется в пятидневный срок со дня его вынесения, как это требует АПК РФ (часть 2 статьи 186), участвующим в деле лицам.
Вторая стадия заключается в решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для пересмотра оспариваемого в надзорном порядке судебного акта (подпункт 6 статьи 300 АПК РФ). Данный вопрос подлежит коллегиальному рассмотрению также без извещения участвующих в деле лиц.
Варианты результата рассмотрения и решения указанного вопроса могут быть следующие:
- во-первых, при установлении наличия оснований для надзорного пересмотра оспариваемого судебного акта, указанных в статье 304 АПК РФ, выносится определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ;
- во-вторых, если будет установлено при рассмотрении заявления, что основания для пересмотра судебного акта отсутствуют, но существуют иные основания для проверки правильности применения норм материального и процессуального права, ВАС РФ направляет дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в кассационной инстанции;
- в-третьих, при отсутствии каких бы то ни было оснований для отмены или изменения судебного акта в порядке надзора ВАС РФ выносится определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается (пункт 9 статьи 299 АПК РФ). Но если лицо обратится вновь с иными основаниями, нежели с теми, по которым ему отказали в пересмотре в порядке надзора, то ВАС РФ должен рассмотреть заявление.
Определение о решении коллегии судей направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Третьей стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом ВАС РФ дела, переданного ему коллегией судей.
Дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум ВАС РФ.
Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума ВАС РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. При неявке кого-либо из надлежащим образом извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.
Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.
Дело докладывается судьей ВАС РФ - докладчиком по данному делу.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ.
Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума ВАС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи - докладчика.
Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
После выступления лиц Президиум ВАС РФ принимает постановление в закрытом совещании.
Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление оставляется без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.
Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу
В статье 304 АПК РФ указаны основания, которые служат не только основаниями к отмене или изменению судебного акта, вступившего в законную силу, но и критериями для принятия решения о передаче заявления на рассмотрение Президиума ВАС РФ.
К таким основаниям относятся:
- Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 6 сентября 2005 года N 4231/05 по иску общества к налоговому органу о признании требования уплатить дополнительные платежи в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, за период с 1998 по 2001 год установил нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению общества, дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются ни налогами, ни пенями и не относятся к санкциям, предусмотренным за нарушение налогового законодательства, поэтому налоговый орган неправомерно направил обществу требование об уплате налога на прибыль согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Решением суда исковые требования удовлетворены. Кассационная инстанция поддержала позицию суда первой инстанции. Президиум ВАС РФ решение и постановление кассационной инстанции отменил, установив следующее. В статье 213 АПК РФ закреплено право государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен. Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании. При этом сроки, предусмотренные статьей 48 НК РФ, на дополнительные платежи не распространяются. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 304 АПК РФ оспариваемые судебные акты подлежат отмене, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
- Нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Данное основание было внесено в АПК РФ Федеральным законом от 31 марта 2005 года N 25-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Данная норма была включена в АПК РФ, чтобы ВАС РФ в какой-то степени смог разгрузить Европейский суд по правам человека, который уже начинает испытывать перегрузки от количества поступающий заявлений, в том числе и из Российской Федерации.
- Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Под публичными интересами нужно понимать интересы большого числа лиц, а не государства в целом, что нашло подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года N 3-П. Данное основание может быть применено, если нарушение нормы права приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, например когда в результате неправомерного судебного акта возникает угроза банкротства градообразующего, оборонного или уникального предприятия.
Полномочия Президиума ВАС РФ
В соответствии со статьей 305 АПК РФ по результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:
- оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
- отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
- отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
- отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
- оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.
Первое решение применяется, если Президиум ВАС РФ устанавливает факт отсутствия в деле оснований, перечисленных в статье 304 АПК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 1998 года N 5-П разъяснил, каким должно быть действительное содержание процессуальных полномочий арбитражного суда надзорной инстанции. В частности, было указано на следующие аспекты:
принимая новое решение, надзорная инстанция непосредственно не исследует доказательства и не устанавливает фактические обстоятельства дела, а лишь проверяет, насколько установленные обстоятельства, собранные доказательства и выводы позволяют применить ту или иную норму материального права;
принимая новое решение, надзорная инстанция лишь исправляет ошибки, допущенные арбитражными судами нижестоящих ступеней правоприменительного процесса при выборе нормы материального права, а также ее уяснении и/или толковании;
с точки зрения статей 46, 50 (части 2) и 123 (части 3) Конституции Российской Федерации процесс сбора, исследования, оценки доказательств и установления фактических обстоятельств не может проходить в рамках стадии надзорного производства и оканчиваться принятием нового решения. В данном случае дело в обязательном порядке должно быть направлено на новое рассмотрение.
Таким образом, в части оценки обоснованности оспариваемого судебного акта полномочия Президиума ВАС РФ ограничиваются деятельностью по выявлению фактов неполного исследования нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и неверной правовой оценки имеющихся доказательств. Если указанные факты устанавливаются и одновременно имеют место основания, определенные статьей 304 АПК РФ, то дело согласно пункту 2 части 1 статьи 305 АПК РФ направляется на новое рассмотрение. При этом Президиум ВАС РФ вправе дать указание о необходимости нового рассмотрения дела в ином составе суда.
По результатам рассмотрения Президиум ВАС РФ выносит постановление (статья 306 АПК РФ). Постановление Президиума должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Постановление Президиума ВАС РФ должно отражать:
- доводы, приведенные в заявлении или представлении, и содержание требования, изложенного в обращении в ВАС РФ;
- если представлен отзыв - возражения, приведенные в нем;
- объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума ВАС РФ;
- основания, содержащиеся в статье 304 АПК РФ, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых состав суда пришел к выводу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора;
- мотивы, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум ВАС РФ, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными статьей 305 АПК РФ, - об оставлении без изменения или об отмене судебного акта;
- в случае направления дела на новое рассмотрение - указание Президиума ВАС РФ на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.
Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит исполнению со дня его принятия.
Копии постановления направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.