Мудрый Юрист

О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод

Бородин И.А., капитан юстиции, помощник командира полка по правовой работе.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного Закона человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В свете данной статьи издан Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который закрепил основные термины, касающиеся данного вопроса. Так, согласно ст. 4 Закона раскрываются понятия "обращения граждан", "предложение", "заявление", "жалоба", "должностное лицо".

Рассмотрим подробнее, что является обращением гражданина.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Таким образом, по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой, а по форме допустимы как письменные, так и устные обращения.

По своей юридической природе обращения представляют собой юридические акты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий.

Из рассмотренного видно, что обращения граждан подразделяются на:

По сути, предложение представляет собой документ, в котором излагаются идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственной власти и местного самоуправления, о различного рода преобразованиях в обществе. Статья 8 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН) указывает, что каждый человек имеет право индивидуально и совместно с другими иметь реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведении государственных дел. Это включает, в частности, право индивидуально и совместно с другими представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод.

Предложения по совершенствованию законодательства изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами и должностными лицами и могут учитываться при разработке законопроектов, а также при составлении программ законопроектных и нормотворческих работ. Предложение - конечно, действенный инструмент участия гражданина в политическом процессе, однако, даже если на предложение гражданина и обратят внимание (что несвойственно отечественным чиновникам), в нашей стране любые благие начинания имеют опасность завязнуть в "болоте" бюрократического аппарата.

Такой тип обращения, как заявление, может преследовать одну из двух целей: позитивную или негативную. Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К негативной цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Негативной цель поименована достаточно условно, так как в конечном итоге преследуется все-таки цель оптимизации, улучшения законодательства, работы государственных органов и органов местного самоуправления и должностных лиц. В качестве примера заявлений можно привести обращения в государственные, общественные, коммерческие, кооперативные и частные структуры, содержащие просьбу о реализации предоставленных заявителям прав и удовлетворении их законных интересов, обращения, в которых излагаются сведения о ставших известными правонарушениях преступного или непреступного характера, исковые и другие заявления, с которыми личность, а также представитель государственных, общественных, кооперативных, коммерческих, частных организаций обращаются в судебные органы.

С помощью жалобы в государственные органы или органы местного самоуправления, а также должностным лицам гражданин стремится обеспечить защиту своего права, свободы, законного интереса или устранения уже произошедших нарушений прав. Гражданин может также действовать в чужих интересах или в целях прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Для реализации этого права не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления. Примером подачи такого типа обращения может служить жалоба на действия (бездействие) должностного лица, поданная в установленном порядке его руководству, в прокуратуру или в суд.

В рассматриваемом Законе указываются права, обязанности и гарантии гражданина при обращении.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

  1. представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
  2. знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  3. получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  4. обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Обязанность при обращении закреплена в ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно п. 1 гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Под гарантией признается обеспечение безопасности и отсутствие неблагоприятных последствий для гражданина, которые могут возникнуть в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Кроме того, следует считать недопустимым преследование не только гражданина, но и любого члена его семьи в связи с поданным обращением. Запрещается любое преследование гражданина, связанное с подачей им обращения: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав и т.д.

Помимо неблагоприятных последствий при рассмотрении обращения для гражданина предусмотрено сохранение конфиденциальности сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, составляющих тайну частной жизни обратившегося лица. Допустимо всего две ситуации, при которых иные (кроме адресата обращения) лица могут получить доступ к указанной информации: лицо согласно на подобное предоставление сведений, предоставление сведений обусловлено переадресацией заявления иному государственному органу, органу местного самоуправления или к должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение вопросов, поставленных в обращении.

Статьи 23, 24 Конституции Российской Федерации определяют право граждан на неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно Пункту 8 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" аналогично запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

За нарушение тайны частной жизни лица виновный может быть привлечен к уголовной ответственности. Потерпевший может также взыскать с него компенсацию морального вреда.

В свете рассматриваемого Закона министром обороны Российской Федерации в 2006 г. был издан Приказ N 500 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации", который определил порядок рассмотрения обращений граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, ответственных лиц и ведение работы по учету и анализу.

В соответствии со ст. 2 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации работу с обращениями, поступившими в воинскую часть, организует соответствующий командир (начальник).

Письменные обращения, поступившие в воинскую часть или должностному лицу, регистрируются в течение трех дней с момента поступления в книге учета письменных обращений граждан и в обязательном порядке докладываются соответствующему командиру (начальнику). Данное нововведение идет вразрез со ст. 122 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб воинской части. Непонятно, для какой цели предоставлена такая отсрочка, и возникает вопрос о том, где и как учитывается обращение граждан со дня поступления до истечения трех дней. В соответствии со ст. 133 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Минобороны России 1999 г. N 170, служебные документы регистрируются в воинской части в день поступления. Таким образом, обращения граждан в день поступления должны быть зарегистрированы в книге учета входящих документов и не позднее трех дней сведения об обращении (с резолюцией соответствующего командира) заносятся в книгу учета письменных обращений граждан. Предположительно данный порядок предусмотрен для того, чтобы командир принял решение о назначении должностного лица для рассмотрения обращения и сроках рассмотрения. Аналогично должен рассматриваться вопрос о принятом решении по результатам рассмотрения обращения, а также о подготовке и направлении ответа на обращение либо переадресации обращения. То есть письменный ответ в соответствии со ст. 133 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, подготовленный в воинской части, регистрируется в день утверждения или подписания. Такой же порядок предусматривается и для переадресации. В случае если в компетенцию соответствующего командира (начальника) не входит рассмотрение данного вопроса, то принимается решение о переадресации обращения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. В данном случае гражданину готовится уведомительное письмо с указанием, по каким основаниям, кому и когда направлено обращение, его исходящий номер. Данное письмо также должно регистрироваться в книге учета исходящей корреспонденции войсковой части.

По общему правилу обращения подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. Однако из данного правила есть исключения. Так, при необходимости воинская часть или должностное лицо вправе запрашивать в других государственных органах, органах местного самоуправления, воинских частях и у других должностных лиц документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения по существу, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. В данном случае командир (начальник) или другое должностное лицо по его поручению вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В свою очередь воинская часть или должностное лицо по направленному запросу обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Порядок рассмотрения отдельных обращений, а также случаи, в которых обращения остаются без ответа на законных основаниях, определяются ст. 11 Федерального закона Российской Федерации N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и дублируются Приказом министра обороны Российской Федерации N 500 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации".

В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

При получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, соответствующие командиры (начальники) или должностные лица, которым адресовано обращение, или другие должностные лица по их поручению вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в одну и ту же воинскую часть или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Ответ на обращение подписывается командиром (начальником) воинской части или уполномоченным на то лицом или должностным лицом, которому направлено обращение.

Кроме письменных обращений граждан предусмотрен также их личный прием. Приказ Минобороны России 2006 г. N 500 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации" существенно никак не изменил порядок приема, предусмотренный ранее Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 615 "О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Прием граждан командирами (начальниками) воинских частей или соответствующими должностными лицами проводится не реже двух раз в месяц в установленные приказом командира (начальника) дни и часы, в удобное для посетителей время, в необходимых случаях - в вечерние часы, в специально отведенном для приема месте.

Информация о месте приема граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения всего личного состава воинской части, а также размещается в доступном месте на информационных стендах.

Прием проводится в помещениях, свободных для доступа граждан и не требующих оформления специальных документов для организации приема. При отсутствии таких помещений в часы приема обеспечивается свободный проход граждан, прибывших на личный прием.

Единственное, что изменилось в личном приеме, - это его учет. Так, в соответствии с Приказом Минобороны России 2000 г. N 615 данные о личном приеме заносились в книгу учета посетителей, а теперь на каждого принимаемого оформляется карточка личного приема по форме, определяемой Приказом Минобороны России 2006 г. N 500.

Поданные на личном приеме письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений.

Порядок рассмотрения обращений граждан регулярно должен подвергаться контролю. Как в ранее существовавшем Приказе N 615, так и в новом Приказе N 500 в целях проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в воинской части приказом соответствующего командира (начальника) создается комиссия, в состав которой рекомендуется включать должностных лиц органов воспитательной работы и подразделений юридической службы Вооруженных Сил.

Комиссия проверяет не реже одного раза в квартал соблюдение порядка рассмотрения обращений, анализирует содержание поступивших обращений, принятые меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

О результатах проверки составляется аналитическая справка, в которую включаются следующие вопросы: количество и характер поступивших обращений (в том числе по результатам личного приема) за квартал (год); количество и характер обращений военнослужащих; наиболее часто встречающиеся вопросы; количество и характер решений, принятых по обращениям; недостатки в организации работы с обращениями; предложения по улучшению работы с обращениями и личному приему граждан.

Аналитическая справка представляется соответствующему командиру (начальнику) воинской части для рассмотрения и подлежит хранению совместно с материалами по организации работы с обращениями в делах органа военного управления.

В заключение можно отметить, что любой гражданин имеет право обратиться в различные органы, получить квалифицированный ответ, и никто не вправе его в этом ограничить. Соответствующие командиры (начальники) обязаны давать ответы на письменные запросы граждан в течение 30 дней. Должностные лица не вправе разглашать сведения, содержащиеся в запросах. Однако если автор использовал в обращении нецензурную лексику и угрозы, написал обращение неразборчивым почерком, не указал свои данные (фамилию и почтовый адрес), то его послание останется без ответа. Кроме того, предусмотрена возможность прекратить переписку с "надоедливым" оппонентом, т.е. с тем, кто многократно направляет одну и ту же жалобу одному и тому же начальнику и не приводит при этом никаких новых фактов. Но сделать это возможно, только если по первому из этой череды обращений были даны письменные ответы.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  5. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  6. Приказ министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации".
  7. Приказ министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 615 "О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации".
  8. Приказ министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации".