Мудрый Юрист

Уточнение кассовых расходов и невыясненных поступлений

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 4

Бюджетные учреждения иногда допускают ошибки при оформлении платежных документов на перечисление платежей за оказанные услуги, полученные товары и др. Например, они неверно указывают код операций сектора государственного управления, целевую статью или вид расхода. Ситуация эта не критична. В течение текущего финансового года возможно внесение уточнений в учетные записи на лицевом счете получателя средств. О том, как и когда это можно сделать, мы поговорим в данной статье.

Можно ли уточнить кассовый расход?

Да, это возможно. Пунктом 2.5.3 Порядка N 8н <*> установлено, что бюджетное учреждение вправе уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции ранее были отражены на его лицевом счете.

<*> Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.

Примечание. Уточнение произведенных кассовых расходов возможно только в пределах текущего финансового года.

Для того чтобы произвести замену кассового расхода, бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства (далее - ОФК) Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809) (далее - Уведомление по форме 0531809). Данная форма приведена в Приложении 8 к Порядку N 8н.

Необходимые для уточнения кассового расхода условия

Внесение уточнений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации по произведенным бюджетным учреждением кассовым выплатам возможно в определенных случаях.

Во-первых, уточнить кассовые расходы можно при изменении принципов назначения или структуры кодов бюджетной классификации на основании нормативных правовых актов Минфина или финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом, то есть в случаях, когда в бюджетную классификацию вносятся дополнения либо классификация, по которой ранее были произведены расходы, изменяется.

К сведению. С 1 января 2010 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 доведены методические рекомендации по применению Классификации операций сектора государственного управления, утвержденной указанным Приказом.

Во-вторых, уточнить кассовые расходы можно при ошибочном указании получателем бюджетных средств (далее - получатель), администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор источников финансирования) в заявке на кассовый расход (на получение наличных денег) или финансовым органом в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на их лицевом счете, в случае если данная ошибка не влечет возникновения нового бюджетного обязательства.

Еще одним условием внесения исправительных записей является наличие:

Примечание. Копия Уведомления по форме 0531809, на основании которого ОФК учитывают операции по уточнению кода бюджетной классификации на лицевом счете получателя (администратора источников финансирования), прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, которая является основанием для отражения операции по уточнению кода бюджетной классификации в бюджетном учете.

Заполнение Уведомления по форме 0531809

Правила заполнения бюджетным учреждением или ОФК Уведомления по форме 0531809 регламентированы п. 9.9 Порядка N 8н и заключаются в следующем.

В наименовании формы уведомления указывается его номер, который присваивается бюджетным учреждением (например, Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа N 5).

В заголовочной части формы уведомления указывается дата, на которую оно сформировано (например, от 19 марта 2010 г.), с одновременным ее отражением в кодовой зоне в формате "день, месяц, год" (19.03.2010).

Также в заголовочную часть Уведомления по форме 0531809 входят следующие показатели:

  1. Строка "Получатель бюджетных средств, администратор доходов бюджета, администратор источников финансирования дефицита бюджета". По ней указывается наименование бюджетного учреждения, сформировавшего уведомление (получателя, администратора доходов бюджета или администратора источников финансирования) (например, учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть"). Вместе с этим в кодовой зоне проставляется номер лицевого счета (например, 03221822750).

Для справки. Клиенты, являющиеся участниками бюджетного процесса федерального уровня, указывают свой код согласно сводному реестру (например, 82275).

  1. Строка "Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета". По ней указывается наименование главного распорядителя бюджетных средств или главного администратора доходов бюджета (главного администратора источников финансирования), в ведении которого находится клиент, направивший в ОФК Уведомление по форме 0531809, с отражением в кодовой зоне его кода главы по бюджетной классификации. Эта строка заполняется, если уведомление формируется получателем, администратором доходов или администратором источников финансирования (например, Федеральное медико-биологическое агентство (код гл. 388)).
  2. Строка "Наименование бюджета". По ней указывают:
  1. Строка "Финансовый орган". По ней указывают:

При этом в случае составления Уведомления по форме 0531809 финансовым органом соответствующего бюджета в кодовой зоне уведомления отражается номер лицевого счета финансового органа.

  1. Строка "Федеральное казначейство, орган Федерального казначейства". По ней указывается полное наименование ОФК, в который направлено уведомление, с отражением в кодовой зоне кода ОФК по Ведомственному классификатору территориальных органов Федерального казначейства (КОФК), который бюджетное учреждение может узнать в ОФК по месту своего обслуживания. В частности, Федеральному казначейству присвоен код 9500, УФК по г. Москве - 7300, УФК по Приморскому краю - 2000.
  2. Строка "Плательщик". По ней указывается наименование учреждения, организации-плательщика в соответствии с полученным ОФК в качестве приложения к выписке из лицевого счета расчетным документом, с отражением в кодовой зоне их ИНН и КПП, а также номера лицевого счета плательщика.

Обратите внимание! Строку "Паспортные данные плательщика" учреждения, организации-плательщики не заполняют. Данная строка заполняется, когда плательщиком выступает физическое лицо.

Табличная часть "Реквизиты платежного документа" Уведомления по форме 0531809 с данными уточняемого расчетного документа, полученного ОФК в качестве приложения к банковской выписке, или иного уточняемого документа (далее - расчетный документ) заполняется следующим образом. По каждой строке табличной части уведомления указываются:

<*> Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утв. ЦБ РФ и Минфином России 13.12.2006 N 298-П/173н.
<**> Код по Общероссийскому классификатору административно-территориальных образований, присваиваемый органами статистики.

Примечание. В случае составления Уведомления по форме 0531809 администратором доходов бюджета графы 12 и 13 не заполняются.

Табличная часть "Изменить на реквизиты:" Уведомления по форме 0531809 с изменениями в расчетном документе заполняется следующим образом.

В таблице заполняются только те графы, которые подлежат изменению по сравнению с исходным расчетным документом. Номер пункта указывается аналогичный номеру пункта таблицы с данными уточняемого расчетного документа.

По каждой строке указываются:

При формировании уведомления администратором доходов бюджета графа 9 не заполняется. В случае его составления получателем для уточнения восстановленного кассового расхода в графе 9 в скобках указывается номер заявки на кассовый расход, в соответствии с которой ОФК был создан расчетный документ (например: (зкр 18 от 27.01.2009) за продукты питания для госпиталя по сч. 00000140 от 19.01.2009 накл. 140 от 19.01.2009).

На последней странице Уведомления по форме 0531809 проставляются:

При этом в отметке ОФК о принятии Уведомления по форме 0531809 проставляются:

Каждая завершенная страница уведомления на бумажном носителе должна быть пронумерована с указанием общего числа страниц документа.

О предстоящих изменениях

В настоящее время Федеральным казначейством подготовлен Приказ N 15н <*> (на момент написания статьи находился на регистрации в Минюсте). Данным Приказом, в частности, вносятся изменения в п. 9.9 Порядка N 8н. В соответствии с новой редакцией данного пункта составление Уведомления по форме 0531809 при изменении принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации осуществляется без заполнения граф 2, 3, 4. То есть в табличной части Уведомления по форме 0531809 наименование, номер и дата уточняемого документа не указываются.

<*> Приказ Федерального казначейства от 25.12.2009 N 15н "О внесении изменений в Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н".

Однако эти изменения, вносимые в порядок формирования уведомления, не являются новыми. Дело в том, что в 2009 г. по данному вопросу Федеральным казначейством были даны разъяснения в Письме от 05.06.2009 N 42-7.4-05/5.3-313, в котором отмечено, что в графах "сумма" Уведомления по форме 0531809 указывается общая сумма по соответствующему коду бюджетной классификации.

Уточнение невыясненных поступлений

В некоторых случаях поступления денежных средств в адрес бюджетных учреждений не могут быть сразу зачислены на их лицевые счета. Такие поступления классифицируются как невыясненные, могут быть как по средствам федерального бюджета, так и по средствам от приносящей доход деятельности, по доходам и другим средствам.

Приказом N 15н также вносятся изменения в п. 2.5.5 Порядка N 8н в части оснований отнесения платежей к невыясненным поступлениям.

Суммы, зачисленные на счет 40105 (средства федерального бюджета), учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, если в полученном из банка расчетном документе:

Также суммы, зачисленные на счет 40105, учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, если указанный в расчетном документе лицевой счет открыт в другом ОФК.

Суммы, зачисленные на счет 40201 (счет 40204) (средства бюджета субъекта, местного бюджета), учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта РФ (местный бюджет), если в расчетном документе:

Как уточнить невыясненные поступления?

Суммы, зачисленные на счет 40105 и отнесенные к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом ОФК (это лицевой счет соответствующего УФК по субъекту РФ с признаком 04, например 0422138870).

В случае если поступления на счет 40105 отнесены к невыясненным, зачисляемым в федеральный бюджет, ОФК направляет предполагаемому получателю (администратору источников финансирования) запрос на выяснение принадлежности платежа (далее - запрос).

При поступлении запроса получатель (администратор источников финансирования) может представить в ОФК Уведомление по форме 0531809. На основании данного уведомления невыясненные суммы отражаются на лицевом счете получателя (администратора источников финансирования).

Если суммы не относятся к поступлениям получателя

В случае если получатель (администратор источников финансирования) отказывается от поступивших средств, указанных в запросе, он также представляет в ОФК Уведомление по форме 0531809. При этом в графе 9 "Код по БК" раздела "Реквизиты платежного документа" он проставляет код бюджетной классификации, отраженный в указанном запросе, а в графе 6 "Код по БК" раздела "Изменить на реквизиты:" - код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

Невыясненные поступления средств от приносящей доход деятельности

Напоминаем, учет сумм, зачисленных на счет 40503 (средства от приносящей доход деятельности), отнесенных к невыясненным поступлениям, ведется в соответствии с порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Это важное дополнение ставит точку в вопросе о том, по каким основаниям могут быть отнесены к невыясненным поступлениям платежи по внебюджетной деятельности. При отнесении этих поступлений к невыясненным теперь следует руководствоваться Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н "О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности". В соответствии с данным Приказом основаниями отнесения платежей к невыясненным поступлениям являются:

К.э.н., советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 3 класса

Е.КОРОЛЬ