Мудрый Юрист

Информационное оружие: правовые запреты

Лопатин В.Н., директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), доктор юридических наук.

Вопрос: Какими нормативными актами установлен запрет на разработку и применение информационного оружия?

Ответ: На рубеже тысячелетий человечество вновь стоит перед выбором: мир или война, но на этот раз не наземная или космическая, не ядерная или химическая, а война информационная.

Сегодня известно, что искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой, искусственно созданная человеком разумным за 200 тысяч лет техномасса значительно превосходит естественную биомассу, созданную природой за 5 млрд. лет. С массовым использованием информационных технологий скорость и объемы создания результатов человеческой жизнедеятельности многократно возрастут, в том числе отходов, среди которых значительную долю составят отходы информационные и так называемая вредная информация. Подобная деятельность существенно обострила имеющиеся противоречия и создала реальную угрозу разрушения природного равновесия биосферы, в связи с чем эти проблемы приобрели глобальное измерение.

Сегодня надо защищать человека от него самого и результатов его деятельности, в том числе в информационной сфере. Учитывая всепроникающий характер информации и растущую зависимость всех социальных процессов от информационных технологий, задача защиты человека в условиях построения глобального информационного общества приобретает особую актуальность: с одной стороны, чтобы он не превратился из творца в винтик инфосистемы; с другой - чтобы сохранил свое психическое и физическое здоровье, естественные условия обитания. По оценкам психологов, человек разумный постепенно превращается в человека информационного, когда гипнабельность людей за последние 15 лет возросла в три раза (составляет более 90%). Наряду с традиционными методами управления обществом, коллективами и отдельными личностями (административно-организационные, экономические, социально-психологические и правовые) все большее распространение получает специальный метод централизованного воздействия на широкие слои населения - метод информационного управления.

В то же время все чаще и чаще в последние годы говорится о необходимости защиты от информационного оружия, информационного терроризма, информационной войны. С появлением новых информационных технологий и организацией международного информационного обмена на новом уровне информационная составляющая в стратегии обеспечения национальной безопасности, по оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, руководителей российских спецслужб и Минобороны России, вышла на первый план. По данным спецслужб, к началу XXI в. расходы на приобретение средств информационной борьбы за последние 15 лет увеличились в США в четыре раза и занимают там одно из первых мест среди всех программ по вооружению. Информационное противоборство в ходе ведения обычной войны начало переходить на новую, более высокую, стадию - информационной войны.

Международные запреты. Борьба за мир и предотвращение войны через создание новых видов вооружений не спасли человечество в XX столетии от двух мировых и множества локальных войн. Продолжение прежней логики борьбы за мир приведет только к втягиванию в новый этап гонки вооружений, тогда как не хватает средств на уничтожение предыдущих видов оружия массового уничтожения, не говоря уже о простых интересах развития страны и ее граждан в новом столетии. Это многократно повышает значение совместных международных усилий по предотвращению информационных войн и ограничению оборота информационного оружия. Сети международного информационного обмена резко расширяют возможности использования информационного оружия, добиться полного запрещения которого вряд ли удастся. Но ввести ограничения на производство и оборот этого оружия, международный запрет на ведение информационных войн можно и нужно. В 1996 г. автор выступил с инициативой, которая была поддержана комитетами Государственной Думы РФ и в декабре 1997 г. превратилась в политическую инициативу девяти государств - участников СНГ. Межпарламентская Ассамблея стран СНГ (по докладу автора) приняла обращение "О предотвращении информационных войн" <1> к Генеральной Ассамблее ООН, Межпарламентскому Союзу, Парламентской Ассамблее ОБСЕ и Парламентской Ассамблее Совета Европы с предложением включить в повестку дня сессий этих международных организаций вопрос о подготовке и заключении международной конвенции об ограничении разработки, производства, распространения и использования информационного оружия и предотвращении информационных войн. Это, по оценке парламентариев стран СНГ, было необходимо для того, чтобы мы не тратили средства сначала на разработку информационного оружия, затем на защиту от него, а потом на его уничтожение, как это было ранее с ядерным, химическим и бактериологическим оружием. В середине 1998 г. Россия предложила эту инициативу закрепить в совместном заявлении Президентов РФ и США, которое было принято на саммите в Москве 2 сентября 1998 г. Затем 23 сентября 1998 г. МИД России направил Генеральному секретарю ООН специальное послание с приложением проекта Резолюции ГА ООН по этим вопросам. Однако в Резолюции, принятой 4 декабря 1998 г. ГА ООН консенсусом без голосования (документ A/RES/53/70), признававшей целесообразность разработки международных принципов обеспечения безопасности глобальных информационных систем и устанавливающей обязательность информирования Генерального секретаря ООН по общим вопросам оценки и обеспечения информационной безопасности, не были учтены предложения в части определений "информационная война" и "информационное оружие", сопоставимости последнего с оружием массового поражения, разработки режима разработки и применения информационного оружия. После обсуждения этих проблем на международном семинаре в Женеве в августе 1999 г. в новой Резолюции 54-й сессии ГА ООН N 54/49, принятой консенсусом 1 декабря 1999 г., было признано, что информационные технологии "могут негативно воздействовать на безопасность государства применительно как к гражданской, так и к военной сферам", т.е. впервые было признано наличие военного и разоруженческого аспектов в этой проблеме. В следующей Резолюции ГА ООН N 55/28, принятой также консенсусом 20 ноября 2000 г., были подтверждены ранее принятые рекомендации, а также в рамках поиска возможных мер по ограничению существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности было предложено изучение соответствующих международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных систем.

<1> Принято на 10-м пленарном заседании МПА государств - участников СНГ Постановлением от 6 декабря 1997 г. N 10-21.

Так, постепенно российский проект новых принципов международной информационной безопасности, поддержанный странами СНГ, находит свое воплощение в документах ООН и может стать основой для принятия специальной конвенции ООН по этим вопросам.

Альтернативой информационной войне наряду с установлением международных запретов должно и может стать расширение международного сотрудничества в интересах информационного мира.

Законодательство в России

Разработка концепции законодательства в области информационно-психологической безопасности была начата в 1990 г. в Парламентской комиссии Верховного Совета СССР по проблемам национальной безопасности под руководством академика Ю.А. Рыжова, где автор отвечал в числе других и за эти вопросы.

В целях подготовки проекта закона были проведены конференции по информационно-психологической безопасности в г. г. Москве и Санкт-Петербурге (1996, 1997), г. Уфе (1999), конференция по информационно-психологической безопасности избирательных кампаний в Институте психологии РАН (Москва, 1999), круглые столы в различных научных, общественных и государственных организациях, издано множество статей и монографий по проблеме. (См., например, монографии членов рабочей группы: Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. 1998. 158 с.; Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. 1998. 194 с.; Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. 1999. 152 с.; Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. 1995. 416 с.; Бухтояров А.А. Психоэкология реальности. 1999. 95 с.; Лепский В.Е. и др. Проект Концепции информационно-психологической безопасности РФ. 1997. 20 с.) Проведен анализ законодательства 32 зарубежных стран с целью изучения опыта регулирования правоотношений в области информационной психологической безопасности.

Проведены социологические исследования в некоторых регионах России на предмет оценки восприятия населением важности принятия данного закона, где были выявлены высокая актуальность и возможные механизмы реализации закона общественностью (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Петропавловск-Камчатский, Усинск).

Проект федерального закона дважды рассматривался на заседаниях Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности (1998, 1999), его положения обсуждались на парламентских слушаниях (1999) на научно-практической конференции в рамках V Международного форума "Технологии безопасности" (2000), проект опубликован для обсуждения в бюллетене "Безопасность" (1999), журнале "Законодательство и практика средств массовой информации" (2000) и выставлен в Интернете.

В работе над законопроектом принимали участие в составе рабочей группы (автор - руководитель рабочей группы): О.В. Абакумова - юрисконсульт Центра исследований проблем геополитики и безопасности РАЕН, В.К. Бурцев - канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник Государственного межотраслевого центра системных исследований, А.А. Бухтояров - зам. директора Института психоэкологии РАЕН, В.Н. Волченко - д-р тех. наук, профессор МГТУ им. Баумана, Е.К. Волчинская - канд. экон. наук, консультант аппарата Комитета Государственной Думы по безопасности, Л.П. Гримак - д-р псих. наук, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, А.Б. Иванов - руководитель Информационного центра по правам человека, В.К. Канюка - канд. биол. наук, В.Е. Лепский - канд. псих. наук, зав. лабораторией Института психологии РАН, Г.И. Никитин - д-р тех. наук, зам. нач. отдела ГОСНИИАС, И.Н. Панарин - нач. отдела ФАПСИ, Е.Г. Русалкина - зам. директора Института компьютерных психотехнологий РАЕН, В.А. Рябов - зав. лабораторией "Бюро экологической безопасности человека" МИМАИ МАИ, И.В. Смирнов - д-р мед. наук, директор НИИ психоэкологии РАЕН, А.М. Степанов - д-р мед. наук, ген. директор Института метааналитических исследований, профессор, А.А. Тер-Акопов - д-р юр. наук, проф. Военного университета, А.Н. Хлуновский - д-р. мед. наук, зав. лабораторией боевых и стрессовых повреждений ЦНС ВМА им. Кирова, А.В. Шевченко - гл. специалист Минздрава России, Р.Т. Фархутдинов - канд. социол. наук, председатель ГК по делам молодежи Республики Башкортостан. 3 декабря 1999 г. законопроект был внесен автором в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, а в следующем составе Государственной Думы его поддержали и выступили в составе субъектов законодательной инициативы 16 депутатов, в том числе С.В. Степашин, А.И. Гуров, Н.Д. Ковалев, А.И. Александров, В.П. Воротников.

В настоящее время в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" (в ред. Федеральных законов от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ, от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ, от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ, от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ) с 20 июля 1995 г. установлен запрет на использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оружии" с 30 июля 2001 г. на территории Российской Федерации запрещаются оборот в качестве гражданского и служебного оружия: "оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами Российской Федерации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории Российской Федерации".

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) классифицировал факторы среды обитания на:

В ст. 27 указанного Закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе:

  1. Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
  2. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
  3. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в п. 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов (утверждены Приказом Минпромэнерго России от 12 апреля 2006 г. N 78) при техническом регулировании с учетом степени риска в число основных видов поражений при неблагоприятных событиях следует включать: П1 - поражение ОТР, людей, животного и растительного мира излучениями (ионизирующими, электромагнитными, тепловыми, световыми) (п. 23.4.6).

Организация работ и надзор за реализацией указанных требований данных Законов в гражданской сфере возложены:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 ноября 2005 г. N 669 "Об организации работ по проведению медико-биологических и химико-аналитических испытаний гражданского оружия самообороны, служебного оружия и патронов к нему в части оценки допустимого воздействия на человека поражающих факторов этого оружия" организация работ по определению норм воздействия на человека поражающих факторов, проведению медико-биологических и химико-аналитических испытаний оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, в том числе произведенных за пределами территории Российской Федерации, возложена на Федеральное медико-биологическое агентство.

В соответствии с Типовым положением "О территориальных органах Федерального медико-биологического агентства" (утверждено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 645) территориальными органами Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) являются региональные управления ФМБА России и межрегиональные управления ФМБА России, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

Управление в пределах своей компетенции осуществляет также:

В соответствии с Типовым положением "О территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации" (утверждено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 308) территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;

условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека.

В военной сфере в соответствии с п. 41 Положения "О военно-врачебной экспертизе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20 января 2004 г. N 20, от 31 декабря 2004 г. N 886, от 30 апреля 2005 г. N 274), если увечье, заболевание получено свидетельствуемым военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием источников ионизирующего излучения, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, то такое поражение должно признаваться как военная травма.

В соответствии с Инструкцией "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" (утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200 (в ред. Приказа министра обороны РФ от 2 августа 2004 г. N 241; с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 27 февраля 2004 г. N ВКПИ04-8)) на Центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны Российской Федерации (ЦВВК) возлагается:

Председатель ЦВВК непосредственно подчиняется начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации - начальнику медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

За нарушение запретов в данной области установлена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность может наступить в случаях, предусмотренных ст. ст. 13.4, 13.8, 13.15, 14.4 КоАП РФ:

Розничная реализация продукции без сертификата соответствия квалифицируется как административное правонарушение, которой предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей с конфискацией товаров или без таковой.

Уголовная ответственность может наступить в случаях, предусмотренных ст. ст. 111, 112, 115, 189, 219, 235 - 238, 349, 355, 356 УК РФ.