Мудрый Юрист

О раскрытии информации акционерными обществами

Маткова Анна Сергеевна, юрист Департамента листинга ОАО "Фондовая биржа "Российская Торговая Система".

В качестве одного из элементов корпоративного управления (далее - КУ) выступает раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в том числе акционерными обществами (далее - АО). Оно решает задачи повышения инвестиционной привлекательности юридического лица, защиты инвесторов от недобросовестного использования инсайдерской информации, выявления недочетов в деятельности, совершенствования системы КУ, повышения эффективности контроля государственных органов за деятельностью юридических лиц и др.

Вступивший в силу 2 февраля 2007 г. Приказ ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <1> (далее - Положение) призван, с одной стороны, расширить круг раскрываемой информации, с другой - упростить данную процедуру.

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 4.

Под раскрытием информации согласно ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <2> (далее - ФЗ о РЦБ) понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

<2> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

На объем раскрываемой информации и на возникновение обязанности ее раскрывать влияют:

организационно-правовая форма юридического лица;

вид осуществляемой им деятельности;

наличие зарегистрированного проспекта действующего выпуска ценных бумаг.

В соответствии с Положением ОАО независимо от наличия публично обращающихся ценных бумаг <3> и/или зарегистрированного проспекта ценных бумаг обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, если она не раскрывается в составе ежеквартальных отчетов, списки аффилированных лиц, устав и иные внутренние документы, регулирующие деятельность его органов.

<3> Под публичным обращением ценных бумаг согласно ст. 2 ФЗ о РЦБ следует понимать их обращение на торгах фондовой биржи и/или иных организаторов торговли на РЦБ, обращение путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Обязанность раскрытия указанной информации для ЗАО возникает только с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска облигаций, размещаемых путем открытой подписки <4>. В случае государственной регистрации проспекта объем раскрываемой АО информации значительно расширяется за счет ежеквартального отчета, существенных фактов, сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг (далее - сведения), а также эмиссионных документов (проспект, решение о выпуске и отчет/уведомление об итогах выпуска ценных бумаг).

<4> Пункт 8.1.2 Положения.

Для ООО и некоммерческих организаций обязанность по раскрытию информации возникает с момента государственной регистрации проспекта облигаций.

Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ о РЦБ государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае их размещения путем открытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

Таким образом, обязанность по раскрытию указанной выше информации не распространяется на юридических лиц, зарегистрировавших проспект эмиссии по другим основаниям, а также на АО, созданные в результате приватизации в соответствии с планом приватизации, являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, если этот план не предусматривал возможность отчуждения акций более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Если юридическое лицо приняло решение о регистрации проспекта ценных бумаг, то с момента такой регистрации на него возлагается обязанность раскрытия информации.

Для всех юридических лиц обязанность по раскрытию ежеквартальных отчетов, существенных фактов, сведений, эмиссионных документов, а в случае с ЗАО - в том числе годового отчета, списков аффилированных лиц, устава и внутренних документов, прекращается на следующий день после опубликования в ленте новостей информации о наступлении одного из событий, предусмотренных п. 5.3 Положения, а именно:

принятие решения о признании выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта или проспекта эмиссии ценных бумаг, несостоявшимся или недействительным;

принятие решения о признании недействительной регистрации проспекта, зарегистрированного после государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

погашение всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект, проспект эмиссии или утвержден план приватизации, за исключением погашения ценных бумаг в результате их конвертации, если количество их владельцев, размещенных в результате такой конвертации, превышает 500.

В зависимости от вида деятельности организации раскрытие информации может регулироваться и иными актами (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <5>, Приказ ФСФР России от 22 июня 2005 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" <6>, Приказ Минфина РФ от 21 февраля 1997 г. N 17 "Об особенностях публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями" <7>, указание ЦБ РФ от 14 апреля 2003 г. N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп" <8>).

<5> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
<6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 35.
<7> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1997. N 5.
<8> Вестник Банка России. 2003. N 25.

Положение предусматривает раскрытие информации:

  1. в печатных СМИ;
  2. путем ее представления в регистрирующий орган;
  3. в ленте новостей уполномоченных агентств;
  4. посредством ее опубликования на странице в сети Интернет;
  5. путем ее предоставления по запросу заинтересованных лиц и помещения копий документов в месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

В связи с развитием Интернета регулирующий орган принял решение отказаться от раскрытия информации в печатных СМИ, за исключением сведений о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которые раскрываются в форме сообщения о существенном факте "Сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг" и должны быть опубликованы в периодическом печатном издании тиражом не менее 10 тыс. экземпляров не позднее 10 дней с момента, когда эмитент должен был узнать о факте регистрации (п. 2.4.2 Положения).

Сроки раскрытия в печатных СМИ увеличились с 5 до 10 дней, за исключением случаев раскрытия сообщений при выпуске облигаций с ипотечным покрытием. В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ обязанность эмитента по опубликованию в печатных изданиях сохраняется в отношении информации, для которой предусмотрена такая форма раскрытия в решении о еще действующем выпуске ценных бумаг. Особое значение это имеет для эмитентов действующих выпусков облигаций.

В отношении акций в решении о выпуске, согласно п. 6.2.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н <9> (далее - Стандарты), обязательно должен быть указан только порядок раскрытия информации об итогах осуществления преимущественного права.

<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 18.

Представление информации в регистрирующий орган, а в случае осуществления кредитными организациями выпуска облигаций с ипотечным покрытием - в федеральный орган исполнительной власти по РЦБ, жесткие сроки, дальнейшая публикация отчетности на странице в сети Интернет реализуют функцию контроля за эмитентами со стороны регистрирующего органа <10>.

<10> Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" устанавливает обязанность ФСФР России вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных им в отношении лиц, совершивших правонарушения на РЦБ, лицах, совершивших правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных им лицензиях.

Раскрытие информации в ленте новостей осуществляется через одно из информационных агентств, уполномоченных ФСФР. С 16 февраля 2007 г. это ЗАО "Интерфакс", ЗАО "АК & М", ЗАО "АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС", АНО "АЗИПИ" и ЗАО "СКРИН".

Через публикацию информации на странице в сети Интернет обеспечивается доступ к наиболее широкому кругу документов эмитента. Поэтому сроки раскрытия информации сокращены с трех до двух дней.

Предоставление информации по запросу заинтересованных лиц и обеспечение доступа к ней в месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа вызывают опасение о возможных недобросовестных действиях со стороны "заинтересованных лиц" в силу широты и открытости перечня такой информации, нерегламентированности данного процесса.

К тому же понятие "заинтересованное лицо" имеет широкую трактовку. В первую очередь, это инвесторы, определяемые Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Но ст. 30 ФЗ о РЦБ устанавливает, что эмитент обязан обеспечить доступ к информации всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения. То есть любому лицу, направившему эмитенту требование о предоставлении информации и согласившемуся оплатить накладные расходы по изготовлению копии соответствующего документа?

В отсутствие регулирования такой процедуры юридические лица часто завышают сумму расходов, при этом о ее размере запросивший узнает вместе с получением комплекта документов <11>. Суды же не удовлетворяют иски об уменьшении суммы расходов. В целях предотвращения конфликтов в п. 1.9 Положения предусмотрена обязанность юридических лиц публиковать на странице в сети Интернет размер (порядок его определения) расходов и банковские реквизиты расчетного счета эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, а также рекомендуется разработать и опубликовать на странице в сети Интернет специальный документ об общем порядке предоставления копий документов.

<11> В связи с тем, что законодательство не предусматривает, что основанием для отказа в предоставлении документов является неоплата, т.е. непредставление в общество копии документа, подтверждающего оплату заинтересованным лицом соответствующей суммы, многие компании применяют практику предоставления копий документов вместе со счетом на оплату их изготовления, что наиболее целесообразно в такой ситуации.

Помимо упрощения процедуры для эмитентов изменения затронули и содержание подлежащей раскрытию информации. Появились новые существенные факты:

сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг (п. п. 2.5.5, 2.5.6, 6.2.1, 6.2.7 Положения);

сведения о признании выпуска несостоявшимся или недействительным (п. п. 6.2.1, 6.2.8 Положения) <12>;

<12> Подробнее см.: Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 г. N 45.

сведения, связанные с вступлением в силу главы XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ об АО), а именно сведения о поступившем ОАО добровольном или обязательном предложении (в том числе конкурирующем предложении) и сведения о поступившем уведомлении о праве требовать выкупа или требовании о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое совместно со своими аффилированными лицами приобрело более 95% общего количества голосующих акций ОАО (п. п. 6.2.1, 6.2.14, 6.2.15 Положения);

вместо сведений о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более 25% его ценных бумаг любого отдельного вида, в ранг существенных фактов возведены сведения о включении в реестр акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% (п. п. 6.2.1, 6.2.9 Положения).

Согласно п. 6.2.6 Положения расширился перечень информации, раскрываемой в форме "Сведений об этапах процедуры эмиссии" (ранее - "Сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг"), за счет сведений об утверждении решения о выпуске и о начале размещения и завершении размещения ценных бумаг.

Отменена необходимость присваивать существенному факту код.

Перечень сообщений о сведениях дополнился сообщением об объявлении несостоявшимся общего собрания акционеров (п. 8.6.1 Положения).

В Положении можно найти еще ряд сведений, раскрытие которых вводится его новой редакцией:

сообщение о порядке доступа к ежеквартальному отчету публикуется в ленте новостей не позднее 1 дня с даты его раскрытия на странице в сети Интернет (п. 5.8 Положения);

в ленте новостей - сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет информации, направляемой соответствующему органу, регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли и/или иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей раскрытия среди иностранных инвесторов, - на день опубликования на странице в сети Интернет (п. 2.8.3 Положения);

в случае регистрации проспекта ценных бумаг после регистрации отчета об итогах выпуска сообщение о регистрации проспекта публикуется в ленте новостей не позднее одного дня, на странице в сети Интернет - не позднее двух дней с даты получения информации о его регистрации (п. 4.2 Положения).

Ряд сообщений раскрывается на основе требований Стандартов: об итогах осуществления преимущественного права (п. 6.2.6), о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по облигациям (п. 6.2.9) и др. В соответствии с п. 1.13 Положения установленный решением о выпуске ценных бумаг порядок раскрытия такой информации должен предусматривать ее опубликование в ленте новостей в течение пяти дней с даты события.

Изменился порядок определения момента возникновения события, влекущего за собой обязанность оперативного раскрытия информации. Для событий, наступление которых связано с действиями регулятора, это не только получение письменного уведомления, но и опубликование такой информации в сети Интернет. Большинство регистрирующих органов не раскрывают такую информацию либо раскрывают ее со значительным опозданием, для многих эмитентов основным способом получения информации по-прежнему остается получение письменного уведомления.

События, наступление которых привязано к дате составления протокола органа управления, отныне должны раскрываться до 10 часов дня, следующего за датой составления протокола, но не позднее истечения срока составления протокола соответствующего органа управления (для совета директоров - 3 дня, для общего собрания акционеров - 15 дней). Нарушение указанных сроков является основанием для административной ответственности.

Для эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальный список одной из фондовых бирж, установлены сокращенные сроки раскрытия информации о решениях, принятых уполномоченными органами: публикация в ленте новостей пресс-релизов о принятых органами управления решениях не позднее одного дня с момента проведения собрания или заседания органа управления, независимо от наличия составленного протокола (п. 1.11 Положения).

Еще одним нововведением стала обязанность раскрывать информацию о принятом органом управления решении не позднее одного дня, в случае если его работники или должностные лица до опубликования в ленте новостей такого сообщения комментируют соответствующее решение в СМИ (п. 1.10 Положения). Это обусловлено борьбой с инсайдерской деятельностью.

В отношении списков аффилированных лиц сокращены сроки их раскрытия на странице в сети Интернет с трех до двух дней с даты окончания квартала и даты внесения изменений в список, а также сокращен срок, в течение которого должны быть доступны изменения к спискам аффилированных лиц - с шести до трех месяцев. Это обусловлено ежеквартальным обновлением списков.

В отношении ежеквартальных отчетов существенным является сокращение дублирования информации, а также деление компаний по принципу публичности. Пункт 3.2.2 "Основная хозяйственная деятельность эмитента" и п. 3.2.3 "Основные виды продукции (работ, услуг)", частично дублировавшие друг друга, объединены в один.

В ряде случаев произошло сокращение объема раскрываемой информации. Так, в отчете за 1-й квартал в п. 3.6.1 "Основные средства", п. 4.3.3 "Нематериальные активы эмитента" и в п. 5.7 "Данные о численности..." необходимо приводить информацию за последний финансовый год, а не за пять лет.

В п. 2.4 цели эмиссии и направления использования средств отныне раскрываются только в отношении выпусков ценных бумаг, размещенных путем подписки в текущем квартале. В силу раздела II приложения N 10 к Положению в отчете за 1-й квартал информация здесь приводится за пять последних завершенных финансовых лет.

Капитализация эмитента в отчетах за 2-й, 3-й кварталы приводится за отчетный период, а не за пять лет, как ранее, в отчете за 4 квартал информация не приводится (п. 2.2 приложения N 10).

Из п. 2.1 "Показатели финансово-экономической деятельности эмитента" исключена обязанность анализировать уровень кредитного риска эмитента. При раскрытии информации о структуре кредиторской задолженности (п. 2.3.1) и дебиторской задолженности (п. 6.7) отменено требование приводить общую сумму задолженности.

Отменено требование раскрывать информацию об общей стоимости недвижимого имущества (п. 7.6 приложения N 10). Эмитент раскрывает только сведения о существенных произошедших в текущем квартале изменениях, при этом степень их существенности он определяет самостоятельно.

В п. 3.2.5 установлен закрытый перечень видов лицензий, по которым необходимо указывать соответствующую информацию.

Единственные изменения в разделе 8.3 связаны с появлением нового вида финансовых инструментов - биржевых облигаций, отличающихся особой процедурой эмиссии и регистрации (ст. 27.5.1 ФЗ о РЦБ).

Для эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам организатором торговли, дополнительно в п. 3.2.2 необходимо описывать структуру себестоимости и финансовые вложения эмитента (п. 4.3.2). Таким образом, регулятор предъявляет более жесткие требования к публичным компаниям.

Однако в ряде пунктов перечень информации, подлежащей раскрытию, расширился. Отныне в п. 1.3 необходимо приводить не только порядок определения размера вознаграждения аудитора, но и его сумму. В отношении аудитора необходимо раскрывать информацию о его членстве в коллегиях, ассоциациях или иных профессиональных объединениях (организациях). Это связано с тем, что с 1 января 2007 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращено.

По той же причине, несмотря на отсутствие закрепленного требования в отношении оценщика, также рекомендуется раскрывать информацию о его членстве в СРО.

Все показатели финансово-экономической деятельности (п. 2.1), финансово-хозяйственной деятельности (п. 3.2.2), прибыльности и убыточности (п. 4.1.1), ликвидности (п. 4.2) и факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки (п. 4.1.2), должны анализироваться в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года.

Также новое Положение требует раскрывать политику в области управления рисками (п. 2.5 приложения N 10) и учетную политику организации (п. 7.4 приложения N 10).

В отношении органов управления и органов финансово-хозяйственной деятельности вводится обязанность раскрывать размер невыплаченного вознаграждения (п. п. 5.2, 5.5 приложения N 10), а в отношении самих членов этих органов - сведения о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, РЦБ или уголовной ответственности (наличии судимости) за преступления в сфере экономики или против государственной власти, а также сведения о занятии таким лицом должностей в органах управления организаций в период процедуры банкротства.

В новом Положении ежеквартальный отчет учитывает специфику кредитных организаций: введен п. 2.5.6 "Банковские риски", в п. 2.5 кредитные организации обязаны приводить анализ факторов банковских рисков, связанных с приобретением размещаемых/размещенных эмиссионных ценных бумаг, в п. 3.2.7.3 они должны указывать приоритетные виды банковских операций и изменения доходов по ним на 10 и более процентов.