Мудрый Юрист

Оптика в аптечных сетях

"Московские аптеки", 2010, N 3

Современные аптеки в условиях жесткой конкуренции вынуждены вести борьбу за покупателей, и открытие оптик-салона является всего лишь одним из способов привлечения внимания. Если раньше средства коррекции зрения воспринимались довольно негативно, то сегодня они превратились в модный аксессуар.

Вопросам лицензирования, основным ограничениям и перспективам развития оптик-салонов при действующей аптеке была посвящена деловая медико-фармацевтическая бизнес-конференция в рамках проходившей в Москве в ноябре прошлого года специализированной выставки "Аптека-2009".

Особое внимание вопросам лицензирования медицинской деятельности уделила Т.Е.Петрова, начальник отдела предлицензионной подготовки производства и технического обслуживания медицинской деятельности ФГУ "Консультативно-методический центр лицензирования" Росздравнадзора.

Для существования и успешного функционирования оптики нужно два вида лицензирования, они параллельны и близки, но имеют разную юридическую и законодательную основу. Первый вид лицензии, который необходим, - на производство медицинской техники "очки корригирующие". Второй - лицензирование медицинской деятельности по специальности "Офтальмология".

Помещение для реализации медицинской деятельности должно быть изолированным.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими лицензирование медицинской деятельности, являются: Федеральный закон от 08.08.01 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 25.11.09, вступил в силу с 01.01.10), постановление Правительства РФ от 22.01.07 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности". Итак, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности согласно п. 5 указанного постановления являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

В заявлении, подаваемом для лицензирования, согласно приказу Росздравнадзора, должны быть указаны: организационно-правовая форма юридического лица (ЮЛ), анкетные данные соискателя, адреса и телефон, государственный регистрационный номер (для ЮЛ) либо основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации (для ИП) и т.д.

В приложении N 1 к заявлению указывается перечень заявляемых работ по адресам мест осуществления медицинской деятельности: доврачебная медицинская помощь (по медицинской оптике) либо специализированная медицинская помощь (по офтальмологии).

Кроме того, предоставляются нотариально заверенные копии, либо копии с предъявлением оригинала:

Помимо предоставления свидетельства о регистрации права собственности, балансовой ведомости, товарных чеков и договора с организацией, обеспечивающей техническое обслуживание медицинской техники, необходимо предоставить копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику (начиная с 2000 г.).

Причинами отказа в лицензировании названы: предоставление искаженной информации или несоответствие предоставленной информации лицензионным требованиям и условиям.

Требования, предъявляемые к лицензированию производства медицинской техники, по мнению Г.В.Носивец, зам. гендиректора по медицинской деятельности ФГУ "Консультативно-методический центр лицензирования" Росздравнадзора, несколько схожи со сказанным ранее. Так, у соискателей должно быть наличие принадлежащих на правах собственности или другом законном основании помещения и оборудования, средств измерения и документа, подтверждающего оплату госпошлины.

В постановлении Правительства РФ от 22.01.07 N 33 "Об утверждении Положения о лицензировании производства медицинской техники" в сентябре прошлого года (в ред. постановления Правительства РФ от 02.09.09 N 718), были внесены изменения: В частности п. 11, которым предписано, что "лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. Федерального закона от 27.12.09 N 365-ФЗ), в котором, в свою очередь, следует обратить внимание на ст. 3 "Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и конкретные пункты:

"4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

  1. недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  3. ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  4. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;".

Что касается требований, предъявляемых к образованию специалистов, отвечающих за производство медицинской техники, то оно должно быть высшим или средним профессиональным (техническим), а стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет.

И в заключение конференции своим опытом поделилась генеральный директор аптеки ООО "Ваше здоровье+" в Мытищах Ирина Августинович.

По ее мнению, открывать оптик-салоны в действующей аптеке имеет смысл: в центре города, у метро и рядом с ЛПУ. В основном, подобные оптики работают с готовой продукцией, т.е. с готовыми очками, контактными линзами и аксессуарами для очков. Контактные линзы как средства, имеющие срок годности, закупаются самые распространенные, в основном, привозятся под заказ. Что касается солнцезащитных очков, то достаточно иметь небольшой ассортимент; основная партия привозится к сезону.

Открытие оптики раскрывает дополнительные возможности увеличения прибыли. Среди них немалую роль имеет определение наценки: так, наценка на оправы составляет 170%, на линзы - 100%, на аксессуары - до бесконечности. Существует доставка продукции на дом и выездная аптека. Кроме того, можно организовать ремонт очков.

Отдельные оптики в аптеке выгодно отличаются от салонов: здесь цены значительно ниже, ассортимент подбирается более мобильный, в зависимости от района. Кроме того, в аптеку люди заходят чаще, следовательно, возможность совершения покупки много выше. Таким образом, подобный союз очень выгоден.

Материал подготовила

М.БЕЛАЯ