Планирование расследования преступлений в сфере предоставления услуг в сети интернет
Д. Илюшин, заместитель начальника управления специальных технических мероприятий при ГУВД Самарской области.
Как показывает статистика, в последнее время количество преступлений, совершаемых в сфере предоставления услуг в сети Интернет, неуклонно увеличивается. Возрастает их удельный вес по размерам похищаемых сумм и другим видам ущерба в общей доле материальных потерь от противоправных проявлений.
О динамике и масштабах этих преступных посягательств наглядно свидетельствуют следующие данные. За период с 1999 по 2004 г. количество мошенничеств, совершенных в сети Интернет, увеличилось в среднем в 2,5 раза и продолжает ежегодно увеличиваться в 1,5 раза. Одновременно в 6,8 раза увеличилось количество фактов причинения имущественного ущерба пользователям Интернета посредством неправомерного использования принадлежащих им реквизитов доступа к сети. Общее количество зарегистрированных фактов неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации возросло в среднем в 38 раз <1>.
<1> Данные ГИЦ МВД РФ.С учетом изложенного, представляется обоснованным вывод о том, что преступления рассматриваемой категории имеют высокую общественную опасность. Поэтому их выявление, раскрытие и расследование в современных условиях борьбы с преступностью - одна из приоритетных задач правоохранительных органов.
Анализ практики показал, что к началу расследования интернет-преступления следственные ситуации можно условно подразделить на несколько наиболее характерных групп:
- информации о причинах возникновения общественно опасных деяний, способе их совершения и личности правонарушителя нет;
- есть сведения о причинах преступления, способе его совершения, но нет сведений о личности преступника;
- известны причины преступления, способы его совершения и сокрытия, личность преступника и другие обстоятельства.
В Самарской области активно внедряется в практику положительный опыт по планированию расследования уголовных дел рассматриваемой категории. Детальное планирование позволяет устранить одно из наиболее распространенных препятствий в раскрытии и расследовании противоправных деяний, совершаемых в сети Интернет. В частности, речь идет об отсутствии необходимого взаимодействия между оперативными сотрудниками, выявившими преступление, и следователем.
Разработан и применяется типовой план расследования интернет-преступлений, который включает в себя: а) определение задач расследования; б) анализ выдвинутых версий и определение всех обстоятельств, подлежащих проверке; в) определение следственных действий, оперативно-розыскных и других мероприятий, необходимых для исследования выдвинутых версий; решение других задач расследования; г) определение конкретных исполнителей намеченных мероприятий, сроков и последовательности их выполнения.
В плане расследования обязательно отражаются позиции, дающие ответы на следующие вопросы:
- с производства каких действий надо начать расследование, чтобы не утратить источники доказательственной информации;
- когда по тактическим соображениям целесообразнее всего осуществить задержание преступника;
- как обеспечить тактическую перспективу дела, в частности установить лиц, совершивших преступление, раскрыть их связи, выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления;
- кто из свидетелей должен быть допрошен первым;
- кто из подозреваемых должен быть допрошен в первую очередь (по групповым делам), в какой последовательности, чтобы обеспечить полноту и всесторонность расследования, исключить возможность влияния на соучастников, потерпевших и свидетелей;
- у кого (где) и в какой последовательности должны быть проведены обыски и выемки, когда (в какое время) и что следует искать (изымать) при их производстве; с участием каких специалистов и применением каких научно-технических методов и средств, чтобы обеспечить выявление и процессуально грамотное получение всех возможных доказательств;
- что необходимо предпринять для установления материального ущерба и обеспечения гражданского иска;
- как процессуально правильно закрепить в уголовном деле материалы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности.
С учетом изложенных рекомендаций в первых двух следственных ситуациях обычно планируют и проводят следующие первоначальные следственные действия, оперативно-розыскные и организационные мероприятия:
- допрос заявителя или лиц, на которых указано в исходной информации как на возможных свидетелей;
- решение вопроса о задержании подозреваемого с поличным и о необходимых в связи с этим мероприятиях;
- вызов специалистов для участия в осмотре места происшествия (если он не был произведен ранее);
- осмотр места происшествия;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления причин преступления, выявления лиц, к нему причастных, обнаружения следов и других вещественных доказательств;
- выемка и последующий осмотр средств электронно-вычислительной техники, предметов, материалов и документов (в том числе находящихся в электронной форме на машинных носителях), характеризующих производственную операцию, в ходе которой совершены преступные действия;
- допросы свидетелей;
- допросы подозреваемых, ответственных за данный участок работы, конкретную производственную операцию и защиту информации;
- обыски на рабочих местах и по месту проживания подозреваемых;
- назначение судебной компьютерно-технической, радиотехнической, бухгалтерской и иных экспертиз.
Дальнейшие действия планируются с учетом информации, полученной от реализации проведенных действий.
Для третьей следственной ситуации может быть предложена такая программа расследования и действий следователя на первоначальном этапе:
- изучение поступивших материалов доследственной проверки с позиций их полноты, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства;
- возбуждение уголовного дела;
- вызов специалистов для участия в осмотре места происшествия (если он не был произведен ранее);
- осмотр места происшествия;
- личные обыски задержанных, их рабочих мест и жилища;
- допрос подозреваемых;
- выемка и осмотр вещественных доказательств;
- изъятие и осмотр документов, удостоверяющих личность задержанных, а также документов, характеризующих те производственные операции, в процессе которых допущены нарушения и обнаружены преступные действия (в том числе документов на машинных носителях и машинограмм);
- допрос лиц, названных в документах, переданных в органы предварительного расследования, как допустивших нарушения, ответственных за работу конкретных СВТ;
- допрос свидетелей, причастных к соответствующим производственным операциям;
- анализ полученной информации и решение вопроса о назначении экспертиз, проведении ревизии, документальной или иной проверки, в том числе повторной (по каким позициям, за какой период и с участием каких специалистов).