Зарубежный опыт развития системы специализированных судов: проблемы и противоречия
Хачиров Р.Б., аспирант Ставропольского государственного университета.
Специализация есть признак развитости, функциональности любой системы. Универсальный признак применим и для характеристики судебной системы. Однако следует понимать, что существуют различные уровни обсуждения данной проблемы.
Первый уровень связан с постановкой вопроса о специализации судов в рамках становления и развития судебной власти как самостоятельной ветви власти. Именно как ветви власти, а не набора судебных учреждений.
В этом контексте постановка вопроса будет корректна в рамках особенностей самой правовой системы, ее традиций, роли и значения конституционных установлений, законодательных норм, общепринятых принципов права, роли обычаев делового оборота. Значение имеет и сложившееся место судебной власти в структуре единого древа государственной власти.
Второй аспект проблемы связан с функционированием исполнительной ветви власти. Сэр Вильям Вэйд, анализируя данную проблему, показал, что деятельность исполнительных органов государственной власти настолько многогранна, что потенциально спектр административных судов, которые автор называет в отличие от "courts" термином "tribunals", может быть весьма многообразен.
Исследовательский потенциал данной проблемы велик, и мы становимся свидетелями зарождения стойкого интереса к проблеме административной юстиции. Административные суды могут создаваться по вопросам социального страхования, для разрешения трудовых споров, налогообложения, собственности, ювенальной юстиции, по делам беженцев и лиц, ищущих убежища <1>. Административно-правовая основа таких судов связана с их ограниченной юрисдикцией, и корректировка их ошибок происходит на уровне высшей судебной инстанции. Эти суды являются феноменом правовой культуры XX в., хотя впервые исключение в Англии было сделано в связи с налоговыми спорами, с предоставлением на основе статутного права возможности их рассмотрения в специализированной инстанции, еще в 1660 г. Такой подход, противоречивший основной традиции, критиковался авторитетными специалистами, но все же в 1799 г. специализированный суд по налоговым и таможенным спорам был учрежден, и он существует и поныне <2>.
<1> Wade W. and Ch. Forsyth. Administrative Law. Oxford University Press, 2000. P. 884.<2> Там же. С. 885.
Эти структуры, как правило, создаются для того, чтобы добиться более упрощенной, дешевой и ускоренной процедуры рассмотрения социально значимых дел.
Проникновение духа торговли во все сферы жизни постепенно актуализирует проблему разрешения коммерческих споров. Так, в США в федеральную судебную систему в настоящее время входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды. Кроме того, на федеральном уровне осуществляет свою деятельность целый ряд специализированных судов, рассматривающих дела, связанные с функционированием экономического оборота (суды по делам о несостоятельности, Федеральный претензионный суд, Федеральный суд по вопросам международной торговли, Налоговый суд).
Федеральные суды специальной юрисдикции учреждены Конгрессом США для специальных дел. В этом перечне располагается Налоговый суд.
Франция стала первой европейской страной, где была осуществлена передача экономических споров в сферу государственного правосудия. Сегодня там функционирует развернутая специализированная система разрешения подобных споров <3>. Во Франции выделяются суды общей юрисдикции (гражданские трибуналы и апелляционные суды) и судебные учреждения особенной юрисдикции (коммерческие суды и советы доверенных).
<3> Подробнее см.: Нешатаева Т.Н. Историко-теоретический анализ развития экономической специализации в судах европейских государств // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Спец. приложение. С. 76 - 82; Павлова Н.В. Разрешение экономических споров в судах отдельных зарубежных государств: судоустройство и подсудность // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Спец. приложение. С. 82 - 84.Особенно интересна для нас судебная система ФРГ. Она состоит из системы судов общей юрисдикции и нескольких специализированных судебных систем: административных судов; судов по рассмотрению трудовых споров; судов по рассмотрению споров в сфере социальных правоотношений, финансовых судов и федерального патентного суда. Специализированные суды (кроме патентного) состоят из судов первой инстанции и федеральных судов.
Порядок деятельности специализированных судов в ФРГ регулируется самостоятельными законами. В ФРГ в настоящее время существует пять судебных систем, возглавляемых собственным Верховным судом (иными словами, в Германии пять верховных судов).
В соответствии со ст. 92 Основного закона ФРГ судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель. И на федеральном уровне, и на уровне земель функционируют как суды общей юрисдикции, рассматривающие общегражданские споры, так и специализированные суды. В целом судебную систему Германии называют одной из самых специализированных <4>. Так, в сфере экономического оборота созданы следующие судебные органы специальной юрисдикции: финансовые, административные суды, Федеральный патентный суд.
<4> См.: Павлова Н.В. Разрешение экономических споров в судах отдельных зарубежных государств: судоустройство и подсудность // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Спец. приложение. С. 84.