Мудрый Юрист

К вопросу о кадровом комплектовании судебной системы

Атяшев М.С., помощник судьи Тюменского областного суда, соискатель Российской академии правосудия.

Формирование судейского корпуса из числа лиц, наиболее подходящих по своим профессиональным и личностным качествам к судейской должности, является одним из условий успешного завершения судебной реформы и создания сильной и независимой судебной власти, имеющей высокий авторитет в глазах общества.

Решение данной задачи возложено в первую очередь на органы судейского сообщества в лице квалификационных коллегий судей, в чьи полномочия в соответствии со ст. ст. 17 и 19 Закона от 14 марта 2002 г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" входит рассмотрение заявлений лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена подготовка заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации.

Но совокупность правовых и организационных средств, предоставленная квалификационным коллегиям судей для изучения кандидатов на судейские должности, по-прежнему является крайне недостаточной. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, заключенные в рамки наличия пяти лет юридического стажа, достижения определенного возраста и успешной сдачи экзамена, уже давно и неоднократно подвергались критике за действительную ограниченность в возможности глубокого и полноценного изучения личности на предмет его профессиональной и личной пригодности к судейской профессии <1>. Отсутствие комплексной системы отбора кандидатов на должность судьи также оставляет судейский корпус практически не защищенным от проникновения в ряды судей преступных и коррумпированных элементов, которые устраиваются на данную работу с конкретными преступными или негативными целями, что впоследствии может попросту привести к подрыву нормальной деятельности судов и, что самое худшее, падению веры граждан в правосудие. Следует отметить, что, например, в США лица, изъявившие желание занять должность федерального судьи, проходят многоуровневую проверку по линии спецслужб, профпригодности, психологическую проверку вплоть до допроса на детекторе лжи, в результате которой на кандидата составляется полная справка, а обойти данный фильтр случайным лицам просто невозможно. Как следствие, в американском судейском корпусе крайне редко происходят случаи привлечения судей к дисциплинарной или уголовной ответственности.

<1> См., например: Судьи рассказали о преступлениях и наказаниях, а администрация президента - о судейской коррупции // Газета. 2004. 28 января; Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция. 2003. N 12. С. 23; Клеандров М.И. Может ли прокаженный быть судьей? // Российский судья. 2003. N 10. С. 45; Клеандров М.И. Может ли быть судьей больной СПИДом (ВИЧ) // Российский судья. 2005. N 4. С. 9.

Несовершенство нашего законодательства приводит к тому, что в большинстве случаев квалификационные коллегии судей работают по факту совершенного. Из 400 судей, чьи полномочия были прекращены, 20% совершили прогулы, допустили пьянство на работе и недостойное поведение в быту. Все эти цифры показывают низкий уровень кадровой работы и изучения кандидатов на должность судьи <2>. Так, Н. Ванямов отмечал, что одной существенной проблемой квалификационных коллегий является отсутствие возможности по-настоящему изучить личность претендента на должность судьи, поскольку их деятельность в данной области ограничена лишь сбором характеристик и других доступных материалов, вместе с тем эти документы не содержат объективной информации о том, что собой представляет тот или иной кандидат. Последующая процедура назначения на должность судьи также не может служить серьезной преградой для проникновения в судейский корпус случайных лиц. Президент, Верховный Суд РФ тщательно изучают кандидатуру только в том случае, если на нее поступила жалоба <3>.

<2> Судейская этика. Поведение судей в суде и вне суда. Ответственность судей в России (Тезисы выступления И.В. Калинникова, члена ВККС) // Российский судья. 2003. N 11. С. 14.
<3> Ванямов Н. Совершенствовать работу квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2001. N 2. С. 14.

Первым шагом в решении проблемы формирования судейского корпуса стало повсеместное экспериментальное внедрение психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи, что явилось результатом совместного плодотворного сотрудничества советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента, с опорой на аналогичный опыт, практикуемый в других ведомствах и спецслужбах. По результатам проведенных экспериментов Судебным департаментом РФ 17 декабря 2002 г. был утвержден Приказ "Об организации экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности кандидата на должность судьи" и приняты соответствующие Рекомендации. Основными задачами психодиагностического обследования согласно данным Рекомендациям стали выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью, оценка психологической пригодности кандидатов на должность судьи для выполнения функций по осуществлению правосудия, выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества. Подобные предложения также нашли свое отражение в Постановлении Президиума Совета судей РФ от 26 июля 2002 г. N 41 "О результатах эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе" и Постановлении Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. "О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи". Помимо психологических проверок кандидатов на должность судьи, было принято решение о создании психологических служб при управлениях Судебного департамента при Верховном Суде РФ с введением должностей штатных психологов.

Еще одним значительным направлением в деятельности по формированию судейского корпуса является профессиональная подготовка кандидатов в судьи. В действующем законодательстве не существует никаких указаний или даже намеков о предпрофессиональной подготовке кандидатов на должность судьи, не считая пятилетнего стажа по юридической специальности, отработанного в любом месте. Неоднократно в литературе отмечалась необходимость введения института преддолжностной подготовки кандидатов на должности судей <4>. Основная суть всех предложений сведена к подготовке кандидатов на базе высшего юридического образования посредством прохождения специальных курсов и получения практических навыков. Но при этом правомерно возникает вопрос: а в каком статусе во время прохождения годичных или более длительных подготовительных курсов будут пребывать кандидаты в судьи и на какой должности им предстоит получать практические навыки? Самым простым ответом является использование института помощников судей, о чем уже неоднократно заявляли представители судейского сообщества <5>. Идея пополнения судейского корпуса только за счет внутреннего резерва, по нашему мнению, вполне воплотима сегодня, так как постоянное повышение зарплаты судьям, укрепление их правового статуса, а также растущее из года в года количество людей, получивших высшее юридическое образование, и увеличение конкуренции на рынке труда по данной специальности делает профессию судьи очень привлекательной и престижной среди юристов, что, в свою очередь, сказывается на высоком спросе на должности работников аппарата суда. Кроме того, исходя из круга должностных обязанностей помощников судьи, которые отражены в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14 июня 2002 г. N 71 "Об утверждении Типового положения о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции", данная профессия не только облегчает техническую и текущую работу самого судьи, но дает непосредственное ознакомление с судейской работой и незаменимый практический опыт для занятия должности судьи в будущем. Назначение же на должность судьи граждан, имеющих юридический стаж в других сферах, нередко может привести к отрицательным последствиям, на что указывал О. Марков: "Не секрет, что за 5 лет работы в той или иной системе человек впитывает не только достоинства, но и пороки этой системы" <6>.

<4> Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб.: Изд-во "Лань", 2001. С. 54; Король Л. Российская академия правосудия - национальный центр подготовки судейских кадров // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 2; Пейсиков В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 13; Халдеев А. Подготовка судей во Франции // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 58; Дементьев А. О преддолжностной подготовке кандидата в судьи // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 10 - 11; Ершов В., Халдеев Л. О профессиональной подготовке кандидатов в судьи // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 11; Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства: проблемы настоящего и будущее. Новосибирск, 1998. С. 28.
<5> См., например: Яковлев В. Нам следует сохранить сложившуюся судебную систему // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 8; Юдин В. Проблемы отбора кандидатов на должности судей и помощников судей // Юридический мир. 2005. N 11. С. 78.
<6> Марков О. Нравственное начало в работе судьи // Российская юстиция. 1999. N 7. С. 35.

На наш взгляд, нужно легализовать систему пополнения судебной системы только за счет внутренних резервов, то есть путем выдвижения на судейскую должность лиц из числа работников аппаратов судов, преимущественно помощников судей. В связи с этим следует внести соответствующие изменения в ст. 4 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", указав, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший определенного возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, из них не менее трех лет в аппарате суда. Следует также дополнить статью примечанием, что к лицам, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук по юридической специальности, требования о наличии стажа в аппарате суда не распространяются.

Одновременно с этим следует принять новое положение о помощниках судей в аппаратах судов, согласно которому при поступлении на данную должность претенденты должны будут проходить психодиагностическое обследование на пригодность к судейской профессии, медицинское обследование на состояние здоровья и дать свое согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий спецслужбами на предмет наличия порочащих сведений. В процессе работы за счет государства они могли бы проходить подготовительные курсы на базе региональных отделений Российской академии правосудия, в программе которых будет уделено особое внимание изучению судейской этики и судоустройства. За определенное время службы судьям и начальникам отделов по кадрам будет видно, справляется ли с данной работой кандидат, умеет ли он общаться с гражданами и коллегами по работе и т.д. Следует учесть, что отсеять из числа кандидатов-помощников лиц, не подходящих на должность судьи по различным причинам, намного проще и безболезненней, чем впоследствии, пропустив данных лиц в судейский корпус, делать это через сложную процедуру дисциплинарной ответственности.