Мудрый Юрист

О разграничении подследственности при расследовании хищений военного имущества и денежных средств в войсках северо-кавказского военного округа

Янин С.А., преподаватель кафедры криминалистики Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Шумигай И.Н., старший следователь следственного отдела УФСБ РФ по СКВО.

Как известно, состояние дел в Вооруженных Силах страны влияет в том числе и на отношение к стране со стороны международного сообщества в целом и отдельных государств в частности. Трудности с финансированием, кадровым обеспечением, наличием современной военной техники, соблюдением законности и дисциплины, в том числе и финансовой, служат предпосылкой для пренебрежительного отношения к возможностям государства, его способностям защитить свои интересы в различных сферах. Так было раньше, такое положение существует и поныне в отношениях между некоторыми мощными развитыми государствами и государствами с нестабильным внутренним положением.

Примером может послужить агрессия США как мощной державы, обладающей ядерным оружием и сильной армией, в отношении бывшей Югославии, Афганистана, Ирака, недавняя бомбардировка Сомали без учета мнения Совета Безопасности ООН.

Чтобы не допустить подобного пренебрежительного отношения к Российской Федерации, ее руководством за последние годы предпринимаются большие усилия по стабилизации положения в Вооруженных Силах, комплектованию ее опытными кадрами, закупками новейших образцов вооружения, обеспечению достойного финансового положения военнослужащих. Осуществляются реформы, призванные повысить обороноспособность Вооруженных Сил России. Таким образом, укрепление боеспособности Российской Армии является одним из приоритетных национальных проектов, объявленных руководством страны, наравне с улучшением демографической ситуации в стране, жилищными программами и др.

Для обеспечения надлежащего управления территория России, как известно, разбита на федеральные округа. Данное административное деление было предложено Президентом РФ. Для обеспечения военного управления страна разделена на военные округа, которые могут охватывать территории нескольких субъектов Федерации.

Северо-Кавказский военный округ расположен на территориях 13 субъектов Российской Федерации на стратегически важных приграничных рубежах и включает в себя различные объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ, безопасность в которых в соответствии с Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318, обеспечивает Управление ФСБ РФ по СКВО.

В период с 1995 по 2005 г. войсковые части СКВО постоянно участвовали в урегулировании вооруженных конфликтов и проведении контртеррористических операций на территории республик Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия и Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Необходимость обеспечения постоянной боеготовности значительно увеличила объемы их снабжения вооружением, военной техникой, горюче-смазочными материалами, вещевым имуществом и продовольствием, а также финансирования. Вместе с тем ненадлежащая организация учета наличия, движения и списания материальных и денежных средств способствует их хищению должностными и материально ответственными лицами воинских частей и соединений и представителями органов военного управления с использованием ими своего служебного положения, группами лиц по предварительному сговору и организованными группами в крупных и особо крупных размерах. Это объективно подтверждается анализом изученных уголовных дел с квалифицирующими признаками преступлений, предусмотренных ст. ст. 158 - 160 УК РФ, по которым следственный отдел взаимодействовал с оперативными подразделениями Управления ФСБ РФ по СКВО, а также опытом расследования уголовных дел, находившихся в производстве отдела.

Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40 "О Федеральной службе безопасности" и вышеуказанным Положением об органах безопасности в войсках на органы военной контрразведки возложена задача выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов Федеральной службы безопасности, которая определена ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 3 - 4 ст. 158, ч. ч. 2 - 4 ст. 159 и ч. ч. 2 - 4 ст. 160 УК РФ, может производиться следователями органа, выявившего эти преступления. Эта правовая норма позволяет органам безопасности в войсках, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, заводить дела оперативного учета с квалифицирующими признаками по указанным статьям УК РФ.

В то же время следственные подразделения органов военной контрразведки в отличие от следователей территориальных органов безопасности не вправе возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, указанных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ, в том числе предусмотренных ч. ч. 3 - 4 ст. 158, ч. ч. 2 - 4 ст. 159 и ч. ч. 2 - 4 ст. 160 УК РФ, поскольку согласно подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, производится исключительно следователями прокуратуры. Такое же противоречие имелось и в ст. 126 УПК РСФСР в ее редакции от 29 июля 1998 г. (Федеральный закон N 117 от 21 июля 1998 г.).

Таким образом, нормы Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" и Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) противоречат нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу. Это существенно влияет на деятельность следственных подразделений органов военной контрразведки.

Вместе с тем следственный отдел и оперативные подразделения Управления ФСБ РФ по СКВО имеют достаточный опыт совместной реализации дел оперативного учета путем представления их материалов в органы военной прокуратуры для возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, отнесенных ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.

В случаях, когда указанные материалы имеют особую значимость и актуальность, одновременно с возбуждением уголовных дел военные прокуроры по инициативе УФСБ РФ по СКВО и с согласия Главной военной прокуратуры на основании п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ч. 5 ст. 151 УПК РФ поручают производство по ним предварительного следствия следственному отделу Управления ФСБ РФ по СКВО как органу, выявившему эти преступления.

Практика показывает, что на принятие органами военной прокуратуры решений о возбуждении уголовного дела и передаче его в производство следственного отдела Управления ФСБ РФ по СКВО требуется длительное время (от нескольких дней до нескольких недель), и не всегда данные решения бывают положительными для СО УФСБ РФ по СКВО.

Вопросы о подследственности приходится решать и в ходе следствия, когда защитники обвиняемых, пользуясь вышеуказанными противоречиями в уголовно-процессуальном законодательстве, в целях признания полученных следователями органов военной контрразведки доказательств недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы и подлежащими исключению из обвинения (ст. 75 УПК РФ), в судебном порядке обжалуют законность постановлений военных прокуроров о передаче уголовных дел в производство следственного отдела Управления ФСБ РФ по СКВО. До настоящего времени суды, основываясь на полномочии прокурора определять подследственность, предусмотренном п. 9 ч. 2 ст. 37 и ч. 8 ст. 151 УПК РФ, оставляли эти жалобы без удовлетворения.

В итоге названное противоречие между подп. "в" п. 1 ч. 2 и ч. 5 ст. 151 УПК РФ, а также между названной статьей УПК РФ и нормами Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" и Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) отрицательно сказывается на ходе расследования уголовных дел, особенно в случаях, когда на первоначальном этапе следствия планируется провести задержание преступников с поличным, а также обыски по местам их жительства для изъятия вещественных доказательств, на производство которых необходимо получить разрешение суда, на что также требуется определенное время.

Таким образом, резюмируя изложенное, представляется, что разрешить указанные проблемы можно только путем внесения изменений в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса, а именно: наделить следователей органов безопасности в войсках полномочием производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов Федеральной службы безопасности (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) и альтернативной подследственности (ч. 5 ст. 151 УПК РФ), в случае совершения их военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ должен быть сформулирован, по нашему мнению, следующим образом:

"2) следователями органов Федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 (частями второй - четвертой), 189, 205, 205.1, 208, 211, 275 - 281, 283, 284, 322 (частью второй), 322.1 (частью второй), 323 (частью второй), 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 158 (частями третьей и четвертой), 159 (частями второй - четвертой), 160 (частями второй - четвертой), 161 (частями второй и третьей), 162, 171 (частью второй), 171.1 (частью второй), 172 - 174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (частью второй), 192, 193, 195 - 197, 201, 202, 204, 206, 209, 210, 222 (частями второй и третьей), 226 (частями второй - четвертой), 228 (частью второй), 228.1, 272 - 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (частью второй) и 327.1 (частью второй) в случае совершения их военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, если данные преступления были выявлены органами Федеральной службы безопасности".

Таким образом, представляется, что внесение предлагаемых изменений в УПК РФ позволит осуществлять расследование и последующее судебное разбирательство по уголовным делам рассматриваемой категории с наибольшей эффективностью.