Мудрый Юрист

"Цены на жнвлс должны регулироваться законами рынка"

"Фармацевтический вестник", 2010, N 8

Иван Леванюк, зам. директора по качеству ООО "Озон", г. Жигулевск, Самарская область.

В ст. 58 проекта федерального закона "Об обращении лекарственных средств" есть норма, в соответствии с которой госрегулирование цен на ЛС осуществляется посредством утверждения методики установления предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС. Несмотря на то, что данный законопроект еще не принят, утвержденная методика уже существует. При более пристальном ее изучении становится понятно, что данная методика является несостоятельной и даже несет вред для отечественных фармпроизводителей. Без сомнения, введение указанных в методике расчетных методов, с одной стороны, повлияет на ослабление интереса отечественных производителей к производству ЖНВЛС, а с другой - приведет к повышению розничных цен на препараты ЖНВЛС.

Во-первых, суть определения предельной отпускной цены уже имеющегося в обращении ЛС по данной методике сводится к расчету средней отпускной цены за предыдущий период и установлению ее как максимально допустимой на последующий период. Поскольку у любого предприятия существует система скидок контрагентам (т.е. по большей части продукция будет отгружаться по цене ниже предельной), то от периода к периоду максимально допустимая цена будет снижаться, пока производство данного наименования станет производителю просто невыгодным.

Во-вторых, если воспроизведенный препарат еще не поступал на рынок, предлагается регистрировать его предельную отпускную цену, опираясь на максимальную зарегистрированную отпускную цену на аналогичное ЛС. Понятно, что в данном случае любой производитель будет регистрировать первичную стоимость "по максимуму", а затем так же и продавать, чтобы не уйти ниже планки, указанной в предыдущем пункте.

В-третьих, в методике прописано, что "средневзвешенная фактическая отпускная цена производителей на конкретные ЛС пересчитывается ежегодно на 1 октября года, предшествующего новому финансовому году", т.е. полученные цены будут умножаться на средний коэффициент инфляции. Практика показывает, что рост цен на сырье и материалы (особенно импортные) превышает данный коэффициент. Кроме того, поскольку стоимость импортных материалов может достигать 90% себестоимости ЛС, любой валютный скачок может полностью парализовать производство ЖНВЛС отечественными производителями.

В-четвертых, рассматриваемый метод регуляции цен в совокупности с введением максимально допустимой наценки в оптовых и розничных структурах приведет к тому, что будет выгоднее продавать более дорогие дженериковые препараты из существующих альтернативных, т.к. при одинаковой максимальной наценке аптека или фармдистрибьютор получит с них больше чистой прибыли. В результате пострадает конечный потребитель. Одновременно в целях компенсации упущенной выгоды по ЖНВЛС увеличится наценка на ЛС, не входящие в этот перечень. В сложившейся ситуации можно предложить несколько альтернативных вариантов решения данного вопроса.

Первый. Не вводить регуляцию цен на ЖНВЛС, поскольку они уже регулируются законами рынка.

Второй. Ввести регулирование цен, но только на продукты, не имеющие конкурентов на рынке.

Третий. Регулировать цены на ЛС с ценой, превышающей определенный ценовой предел.

Четвертый. Ввести регуляцию цен на все ЖНВЛС, однако изменить методику расчета предельной отпускной цены. В данном случае предлагается опираться на среднюю отпускную цену, существующую на рынке, или некую единую цену, определенную для всех производителей федеральными органами власти.

Подготовила

И.ВОЛГИНА,

Самарская область