Принцип презумпции невиновности в истории советского уголовного процесса
Черненко Е.А., адвокат, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права (Санкт-Петербург).
Отрицательное отношение к презумпции невиновности в различные годы выражали такие советские процессуалисты, как А.И. Трусов, М.Л. Якуб, Н.Н. Полянский <1>. В 1958 г. специально созданная по решению Секретариата ЦК КПСС комиссия, состоявшая из первых лиц правоохранительных органов (Генерального прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР и др.), постановила прекратить всякую дискуссию о презумпции невиновности как ненужную и вредную <2>. Другой выдающийся советский процессуалист - М.С. Строгович - даже в то время выступал за принцип презумпции невиновности в уголовном процессе. В.М. Савицкий по этому поводу пишет: "В книге известнейшего ученого, члена-корреспондента Академии наук СССР М.С. Строговича "Курс советского уголовного процесса" (том I), выпущенной в свет издательством "Наука" в 1968 г., на стр. 351 оказалась крамольная мысль: "Мы полагаем, что есть все основания, достаточные для того, чтобы включить в действующее уголовно-процессуальное законодательство формулу презумпции невиновности в виде отдельной правовой нормы". Реакция была незамедлительной: весь тираж книги (13200 экз.) "арестовали" еще на складе типографии и заставили из каждого экземпляра вырвать вручную злополучную страницу, чтобы на ее место вклеить новую, уже без этих ужасных слов. И все это было сделано по указанию ответственного работника аппарата ЦК КПСС, бдительно следившего за чистотой юридической науки. От "кастрации" удалось спасти лишь несколько экземпляров. Один из них сохранился у меня - своего рода луч света в темном царстве глупости и мракобесия" <3>. Поборником законодательного закрепления и реализации принципа презумпции невиновности в советской юридической науке стал В.М. Савицкий. Именно по его предложению, правда, в урезанном виде, принцип презумпции невиновности был закреплен в ст. 160 Конституции СССР 1977 г. Эта же формулировка была воспроизведена в ст. 173 Конституции РСФСР 1978 г.
<1> См.: Трусов А.И. Основы теории судебных доказательств. М., 1960. С. 154; Якуб М.Л. Демократические основы советского уголовно-процессуального права. М., 1960. С. 114; Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М., 1956. С. 187.<2> См.: Савицкий В.М. Презумпция невиновности. М. 1997. С. 6.
<3> Там же. С. 7.
В течение 1981 - 1983 гг. указами Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик общесоюзное, а затем и республиканское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство было приведено в соответствие с Конституцией СССР <4>. В частности, в ч. 2 ст. 13 УПК РСФСР в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 августа 1983 г. дословно было воспроизведено правило, содержащееся в ст. 160 Конституции СССР и в ст. 173 Конституции РСФСР: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом" <5>. Аналогичные формулировки были включены также в конституции союзных республик.
<4> См.: Печников Г.А. Принцип презумпции невиновности на предварительном следствии. Волгоград, 1992. С. 9.<5> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. N 32. Ст. 1153.
В России указанная формулировка сохранила свою силу вплоть до введения в действие УПК РФ 2001 г., т.е. до 1 июля 2002 г. Такую формулировку с полным основанием можно признать лишь частичным закреплением принципа презумпции невиновности, поскольку в ней не содержится главной идеи изначальной презумпции или предположения человека невиновным. Тем не менее частичное закрепление принципа презумпции невиновности в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г. и в уголовно-процессуальном законодательстве послужило импульсом к появлению целого ряда научных исследований по проблемам презумпции невиновности в уголовном процессе <6>.
<6> См., например, Касумов Ч.С. Презумпция невиновности в теории и практике советского уголовного судопроизводства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980; Петрухин И.Л. Система конституционных принципов советского правосудия // Советское государство и право. 1981. N 5. С. 79; Либус И.А. Презумпция невиновности в советском уголовном процессе. Ташкент, 1981; Лукашевич В.З. Установление уголовной ответственности в советском уголовном процессе. Л., 1985. С. 72 - 80.Конституция РСФСР 1978 г., ставшая после переименования государства в 1992 г. называться Конституцией РФ - России, действовала вплоть до принятия Конституции РФ 1993 г. При этом ст. 173 Конституции РФ - России 1978 г. с дальнейшими изменениями и дополнениями никаких изменений не претерпела, и, таким образом, конституционное закрепление принципа презумпции невиновности продолжало оставаться частичным. Конституционное закрепление принципа презумпции невиновности в ст. 49 Конституции РФ: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" (ч. 1). "Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность" (ч. 2). "Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого" (ч. 3). Такая расширенная формулировка принципа презумпции невиновности в Конституции РФ обусловила полное признание данного принципа в уголовно-процессуальной науке. Однако в ч. 2 ст. 13 продолжавшего действовать до 1 июля 2002 г. УПК РСФСР, воспроизводившей положения ст. 160 Конституции СССР и ст. 173 Конституции РСФСР, сохранялось частичное законодательное признание презумпции невиновности в уголовном процессе.
В настоящее время презумпция невиновности как принцип уголовного судопроизводства закреплена в ст. 14 УПК РФ, которая не только воспроизводит соответствующие положения ст. 49 Конституции РФ, но и дополнительно устанавливает правила о том, что "бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения" и что "обвинительный приговор не может быть основан на предположениях". Принцип презумпции невиновности в уголовном процессе, таким образом, получил не только полное признание в юридической науке и конституционное закрепление, но и адекватное законодательное закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве.
Принцип презумпции невиновности закреплен также в новых УПК государств - членов СНГ. Так, например, в соответствии со ст. 19 УПК Республики Казахстан каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1). Никто не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2). Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. В пользу обвиняемого должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении уголовного и уголовно-процессуального законов (ч. 3). Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и должен быть подтвержден достаточной совокупностью достоверных доказательств (ч. 4).
Презумпция невиновности как принцип уголовного судопроизводства есть принцип демократического государства и осуществляемого в нем уголовного правосудия. Недаром этот принцип был провозглашен еще в главном документе первой французской революции - Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. (ст. 9) <7>. Принцип презумпции невиновности закреплен также в современных основополагающих международно-правовых актах о правах человека (ч. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.) <8>.
<7> См.: Декларация прав человека и гражданина // Конституции государств Европы. Т. 3. С. 434.<8> См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 40 - 41, 57, 541.