Мудрый Юрист

Профилактическая деятельность субъектов административного надзора

Мах И.И., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного права Белорусского государственного университета (г. Минск).

Как показывает анализ правовой литературы, система субъектов, осуществляющих административно-надзорную деятельность в Республике Беларусь и Российской Федерации, характеризуется множественностью и неоднородностью. Ее многочисленные органы имеют различные организационные формы, относятся к различным сферам и отраслям, обладают неодинаковой компетенцией и т.д. Это обусловливает целесообразность их классификации, позволяющей изучать реально существующие объекты, сопоставлять их, выявлять в них общее и единичное, т.е. познавать правовую природу субъектов административного надзора.

В юридической литературе вопросу классификации административно-надзорных органов уделено некоторое внимание. Приоритет в этой области принадлежит Ф.С. Разаренову <1> и Р.И. Денисову <2>. Предложенные ими системы сыграли важную роль в деле всестороннего исследования субъектов административного надзора. Однако, как справедливо заметил Р.И. Денисов, классификация органов управления вообще есть продукт научно-исследовательского, т.е. творческого, поиска и не может рассматриваться как неизменная <3>. Таким образом, всякая последующая классификация тех или иных органов есть не что иное, как попытка выражения нового, обусловленного временем взгляда на их содержание, сущность и место в системе таких же органов.

<1> Денисов Р.И. Организационно-правовые проблемы административного надзора в сфере внутренних дел: Автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 1983. С. 21.
<2> Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы советского административного права на современном этапе / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Госюриздат, 1963. С. 69 - 78.
<3> Денисов Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М.: ВНИИБД МВД СССР, 1981. С. 30.

Исходя из этого, а также основываясь на соотношении контрольных и надзорных функций в деятельности различных органов, субъекты административного надзора Республики Беларусь и Российской Федерации можно разделить на органы, надзор для которых является основной формой деятельности - собственно надзорные; органы, которые наряду с надзорными выполняют контрольные функции, - контрольно-надзорные, а также органы (контрольные), деятельность которых хотя и указывается как контрольная, но является надзорной, по сути, условно надзорные.

Как показывает изучение соответствующего законодательства обеих Республик, административно-надзорные органы в чистом виде отсутствуют, однако среди них можно выделить те, надзорная деятельность для которых является основной.

Исходя из этого, к первой группе административно-надзорных органов можно отнести органы милиции. На это указывает и законодательство. В частности, Закон Республики Беларусь "О милиции" и Закон "О милиции" Российской Федерации.

Заметное место в системе собственно надзорных занимают органы санитарного надзора. Об этом можно судить по содержанию функций и задач, возложенных на них соответствующими нормативными актами: Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положением о санитарном надзоре Республики Беларусь.

К первой группе административно-надзорных можно отнести органы Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности.

К собственно надзорным примыкают органы, осуществляющие архитектурно-строительный надзор, а также государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью. Об этом свидетельствуют Положения: о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации, о государственном строительном надзоре в Республике Беларусь, о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью в Республике Беларусь и о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью в Российской Федерации.

К первой группе можно отнести также органы, осуществляющие надзор в области земельных ресурсов, геодезии и картографии.

В группу контрольно-надзорных можно включить органы, осуществляющие государственный энергетический надзор, надзор за соблюдением законодательства по архивному делу и ведению делопроизводства, государственный надзор за электросвязью.

В основе выделения третьей группы органов, отнесенных нами к условно надзорным, лежат признаки, присущие как надзорным, так и контрольным органам. Исходя из данных позиций, к этой группе субъектов можно отнести органы Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в области: использования и охраны земель, налоговой сферы; обеспечения подлинности знаков почтовой оплаты; соблюдения норм и правил труда и др.

Основываясь на предложенной классификации, а также исходя из анализа основных правовых характеристик органов Республики Беларусь, осуществляющих административно-надзорные функции, и сопоставляя их с аналогичными надзорными органами Российской Федерации, представляется возможным высказать следующие положения.

Учитывая наличие развитой системы административно-надзорных органов в этих странах, а также некоторых государствах Содружества Независимых Государств, в целях выработки общей методологии надзорной деятельности, сближения процедур разрешительной, контрольной и надзорной деятельности представляются необходимыми:

а) проведение дальнейших исследований их организационных и правовых характеристик на более глубоком, отраслевом уровне;

б) разработка единой модели функционирования надзорных органов в области санитарии, строительства, стандартизации, безопасности использования атомной энергии и т.п., основанной на передовом опыте зарубежных стран, соединенном с достигнутыми положительными результатами, и с учетом местной специфики;

в) создание единого информационного пространства надзорных органов;

г) формирование банка данных результатов учета и анализа информации, связанной с повышением эффективности работы надзорных органов;

д) проведение ежегодных совещаний надзорных органов по проблемам повышения эффективности их работы.