Мудрый Юрист

Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи в новгородской области

"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", 2010, N 2

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи (КМП) направлен на обеспечение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) надлежащего качества, в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС и договору на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, а также обеспечение эффективности и рациональности использования финансовых средств ОМС.

Нормативно-правовой основой организации вневедомственного контроля качества медицинской помощи в Новгородской области является совместный приказ комитета по охране здоровья населения области и новгородского областного фонда ОМС от 03.03.2009 N 170-Д/49.

Контроль объемов и КМП при осуществлении ОМС предусматривает:

  1. медико-экономический контроль;
  2. медико-экономическую экспертизу реестров и счетов;
  3. экспертизу КМП.

Медико-экономический контроль

Проводится в соответствии с "Методикой проведения медико-экономического контроля поименных реестров пролеченных больных". Проверяется:

Ежемесячно при сдаче ОЗ счетов и поименных реестров в СМО проводится автоматизированный медико-экономический контроль. При этом оцениваются случаи оказания медицинской помощи по данным предъявленных реестров счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в ОЗ гражданам, застрахованным по ОМС, в целях:

После проведения медико-экономического контроля реестров СМО извещает ОЗ о сумме, принятой к оплате, с приложением поименного реестра отклоненных записей на электронном информационном носителе и сводного на бумажном носителе для возможной последующей корректировки реестров.

Медико-экономическая экспертиза

Проводится согласно "Методике проведения медико-экономической экспертизы поименных реестров и счетов медицинской помощи, оказанной ОЗ" (табл. 1) с целью проверки соответствия объемов медицинских услуг, выставленных к оплате, данным первичной медицинской и учетно-отчетной документации ОЗ.

Таблица 1

Методика проведения медико-экономического контроля поименных реестров пролеченных больных

N 
              Объект проверки               
Исключается
из объемов
Экономические
санкции
1.
Включение в счета на оплату медицинской     
помощи и поименный реестр не оказанных
медицинских услуг
    Да     
     Да      
2.
Включение в счета на оплату медицинской     
помощи и поименный реестр одной и той же
медицинской услуги два и более раз
(дублирование)
    Да     
     Да      
3.
Включение в счета на оплату медицинской     
помощи и поименный реестр медицинских услуг,
не входящих в территориальную программу ОМС
    Да     
     Да      
4.
Несоответствие фактических сроков лечения   
срокам, указанным в счете
    Да     
     Да      
5.
Информация в счете противоречит информации, 
содержащейся в первичной медицинской и
учетно-отчетной документации
    Да     
     Да      
6.
Отсутствие первичной медицинской            
документации без уважительных причин или
не предоставление документации в случае
проведения ЭКМП
    Да     
     Да      
7.
Дефекты оформления первичной медицинской    
документации приведшие к невозможности
оценить динамику состояния пациента, объем
и характер медицинской помощи
    Да     
     Да      
8.
Необоснованное удлинение сроков лечения     
(количество услуг, посещений, койко-дней,
пациенто-дней)
    Да     
     Да      
9.
Включение в счет медицинской помощи,        
оказанной пациенту:
- в поликлинике в период его пребывания
в круглосуточном или дневном стационаре;
- в дневном стационаре в период его
пребывания в круглосуточном.
    Да     
     Да      

Медико-экономическая экспертиза осуществляется врачами-экспертами и организаторами СМО путем анализа первичной медицинской документации (медицинская карта амбулаторного больного, медицинская карта стационарного больного, история родов, история развития ребенка и др.) и учетно-отчетной документации (статистические талоны, журналы учета оказания платных услуг, счета, реестры и др.) ОЗ по страховым случаям, отобранным, в том числе, и в процессе медико-экономического контроля.

Медико-экономическая экспертиза проводятся с выездом врачей-экспертов и организаторов СМО в каждую ОЗ области, предоставляющую медицинскую помощь по программе ОМС, не менее одного раза в год. Администрация ОЗ не менее чем за 5 дней уведомляется о предстоящей проверке. Плановый объем медицинской документации, подлежащей экспертному анализу, должен составлять не менее 1% от общего объема пролеченных больных.

В день завершения проведения медико-экономической экспертизы представители СМО и ОЗ подписывают "Акт медико-экономической экспертизы реестров и счетов медицинской помощи, оказанной ОЗ" (приложение 1). Записи, отклоненные от оплаты в результате проведенной экспертизы реестров, исключаются из реестров, предъявленных к оплате, и могут, при необходимости, являться поводом для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП).

Экспертиза качества медицинской помощи

Проводится штатными и/или внештатными экспертами КМП с использованием установленных методов, в том числе автоматизированной технологии экспертизы (АТЭ) для выявления дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного экспертного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи.

ЭКМП может осуществляться в виде:

Целевая экспертиза качества

Целевую экспертизу качества индивидуальных случаев медицинской помощи рекомендуется проводить в случаях:

Плановая (тематическая) экспертиза

Проводится с целью общей системной оценки качества и объемов медицинской помощи отдельным группам застрахованных по виду оказанной медицинской помощи, нозологической форме, возрасту, социальному положению, уровню ОЗ и др.

Плановые (тематические) экспертизы проводятся в плановом порядке в отношении определенной совокупности случаев, отобранных по тематическим признакам или методами случайной выборки в ОЗ не реже 1 раза в течение календарного года в сроки, определенные согласованным для данной ОЗ планом проверок.

Объем, метод и сроки проведения тематических экспертиз рекомендуется согласовывать с региональными фондом ОМС и органом управления здравоохранением.

Орган управления здравоохранением направляет результаты мониторинга мероприятий по проведению медико-экономического контроля лекарственной помощи, предоставляемой отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальной помощи, в СМО, которая, учитывая полученные данные, проводит ЭКМП по выявленным случаям нарушения.

Врач-эксперт для подтверждения своих полномочий предъявляет документ, подтверждающий его отношение к СМО. Администрация ОЗ обязана предоставить врачу-эксперту условия для работы (рабочее место) и всю требуемую документацию. При необходимости привлечения к ЭКМП внештатного врача-эксперта требуемая документация предоставляется врачам-экспертам СМО с последующей передачей специалисту соответствующего профиля.

КМП оценивается по стандарту, включающему в себя:

Выявленные дефекты классифицируются в соответствии с "Перечнем дефектов при оказании медицинской помощи и размерами применяемых экономических санкций" (табл. 2).

Таблица 2

Перечень дефектов при оказании медицинской помощи и размеры применяемых экономических санкций

  Код  
санкции
      Наименование дефектов      
Размер экономии
средств
страхового
платежа
    Размер     
экономических
санкций и
компенсаций
1.     
           Ограничение доступности медицинской помощи:           
1.1.   
Необоснованный отказ пациенту    
в оказании медицинской помощи,
предусмотренной территориальной
программой ОМС, не повлекший за
собой причинение вреда здоровью,
не создавший риск
прогрессирования имеющегося
заболевания и риск возникновения
нового заболевания
   500 руб.    
1.2.   
Необоснованный отказ пациенту    
в оказании медицинской помощи,
предусмотренной территориальной
программой ОМС, повлекший за
собой причинение вреда здоровью,
создавший риск прогрессирования
имеющегося заболевания или риск
возникновения нового заболевания
   3000 руб.   
1.3.   
Приобретение пациентом           
лекарственных препаратов и ИМН,
необходимых для лечения в период
пребывания в стационаре (дневном
стационаре) по назначению врача,
включенных в Перечень
лекарственных средств и изделий
медицинского назначения или
назначенных по решению врачебной
комиссии
 Компенсация   
необоснованно
потраченных
средств
пациенту
1.4.   
Нарушение права застрахованного  
в медицинском учреждении в части
его информированности о диагнозе,
возможном риске, последствиях и
результатах лечения, добровольном
информированном согласии на
медицинское вмешательство, отказа
от вмешательства, на получение
копий медицинской документации
и т.п., не повлиявшее
на состояние пациента
   500 руб.    
1.5.   
То же, неблагоприятно повлиявшее 
на состояние пациента, течение
заболевания, сроки и стоимость
лечения (развитие осложнений или
возникновение нового заболевания,
удлинение сроков лечения,
повторная госпитализация
по поводу того же заболевания)
повлекшее инвалидизацию или
смерть пациента
   3000 руб.   
2.     
         Дефекты оказания медицинской помощи по вине ОЗ:         
2.1.   
Необоснованный отказ в           
госпитализации, невыполнение,
несвоевременное или ненадлежащее
выполнение необходимых
(обусловленных состоянием
пациента или директивными
документами) диагностических,
консультативных и лечебных
мероприятий, выполнение
непоказанных мероприятий, а также
преждевременное прекращение
проведения лечебных мероприятий,
не повлиявшее на состояние
пациента.
 30% стоимости 
медицинской
помощи
2.2.   
То же, неблагоприятно повлиявшее 
на состояние пациента, течение
заболевания, сроки и стоимость
лечения (развитие осложнений или
возникновение нового заболевания,
удлинение сроков лечения)
 50% стоимости 
медицинской
помощи
2.3.   
То же, повлекшее инвалидизацию   
пациента
100% стоимости 
медицинской
помощи
2.4.   
То же, повлекшее смерть пациента 
200% стоимости 
медицинской
помощи
2.5.   
Возникшие в период лечения       
больного в медицинском
учреждении травмы, ожоги,
внутрибольничное инфицирование
и другие ятрогенные состояния
200% стоимости 
медицинской
помощи
2.6.   
Повторное обоснованное обращение 
пациента за медицинской помощью
по поводу того же заболевания в
течение 10 дней со дня завершения
стационарного лечения вследствие
недостижения результата
предыдущего лечения,
подтвержденного проведенной
целевой экспертизой.
100% стоимости 
медицинской
помощи
предыдущего
лечения
2.7.   
Госпитализация пациента в дневной
или круглосуточный стационар без
медицинских показаний.
300% стоимости 
медицинской
помощи
2.8.   
Пропущенные (запущенные)         
по заключению профильных
диспансеров случаи
онкозаболеваний,
вен. заболеваний, туберкулеза
по вине ОЗ
100% стоимости 
медицинской
помощи
2.9.   
Необоснованное назначение        
лекарственных средств при
реализации программы обеспечения
необходимыми лекарственными
средствами отдельных категорий
граждан (в том числе в
количестве, превышающем курсовое,
не входящих в государственный
контракт и не заявленных ОЗ),
одновременное назначение
лекарственных средств-синонимов
и аналогов по
фармакотерапевтическому действию,
назначение препарата без осмотра
больного, без дополнительного
обследования.
   1000 руб.   
2.10.  
Отсутствие направления,          
несвоевременное или ненадлежащее
направление пациента на
последующий этап диагностики,
лечения, реабилитации.
 20% стоимости 
медицинской
помощи
3.     
               Первичная медицинская документация:               
3.1.   
Дефекты оформления медицинской   
документации, влияющие на оценку
состояния, лечения и стоимости
лечения или препятствующие
проведению экспертизы объема
и КМП
 20% стоимости 
медицинской
помощи
3.2.   
Дефекты оформления медицинской   
документации при реализации
программы обеспечения
необходимыми лекарственными
средствами отдельных категорий
граждан (отсутствие в
амбулаторных картах записи
о жалобах, объективных данных
больного, данных о выписке
льготного рецепта, отметки
о заключении врачебной комиссии
в случаях определенных приказами
МЗ, выписка льготного рецепта
в период нахождения больного
в стационаре
100% стоимости 
медицинской
помощи
3.3.   
Необоснованный отказ в выдаче    
листка нетрудоспособности или
нарушение порядка его выдачи
 50% стоимости 
медицинской
помощи
4.     
       Завышение суммы счета на оплату медицинской помощи:       
4.1.   
Включение в счета на оплату      
медицинской помощи поименный
реестр неоказанных медицинских
услуг
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.2.   
Повторное включение в счета      
на оплату медицинской помощи
и поименный реестр одной и той же
медицинской услуги два и более
раз (дублирование)
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.3.   
Включение в счета на оплату      
медицинской помощи и поименный
реестр медицинских услуг, не
входящих в территориальную
программу ОМС
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.4.   
Несоответствие фактических сроков
лечения срокам, указанным в счете
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.5.   
Информация в счете противоречит  
информации, содержащейся в
первичной медицинской и учетно-
отчетной документации
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.6.   
Отсутствие первичной             
медицинской документации без
уважительных причин или не
предоставление документации в
случае проведения ЭКМП
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.7.   
Дефекты оформления первичной     
медицинской документации
приведшие к невозможности
оценить динамику состояния
пациента, объем и характер
медицинской помощи
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.8.   
Необоснованное удлинение         
сроков лечения (количество
услуг, посещений, койко-
дней, пациенто-дней)
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
4.9.   
Включение в счет медицинской     
помощи, оказанной пациенту - в
поликлинике в период его
пребывания в круглосуточном или
дневном стационаре; - в дневном
стационаре в период его
пребывания в круглосуточном
100% суммы,    
необоснованно
предъявленной
к оплате
100% стоимости 
медицинской
помощи
5.     
                   Нарушение условий договора                    
5.1.   
Включение в счета на оплату      
медицинской помощи и поименный
реестр медицинских услуг,
оплаченных пациентом
100% стоимости 
медицинской
помощи
5.2.   
Нарушение условий пребывания     
пациента в ЛПУ
100% стоимости 
медицинской
помощи
6.     
                        Другие нарушения:                        
6.1.   
Плановая госпитализация пациента 
в отделение, профиль которого
не соответствует нозологической
форме заболевания
 50% стоимости 
медицинской
помощи
6.2.   
Невыполнение при оказании        
стационарной помощи (дневном
стационаре) нормативных объемов
при проведении ведомственного
контроля КМП, предусмотренных
положением о системе контроля КМП
 0,5% от суммы 
счетов,
принятых
к оплате
в отчетном
квартале
6.3.   
Невыполнение при оказании        
амбулаторно-поликлинической
помощи нормативных объемов
при проведении ведомственного
контроля КМП, предусмотренных
положением о системе контроля КМП
  1% от суммы  
счетов,
принятых
к оплате
в отчетном
квартале
6.4.   
Нарушение этики и деонтологии    
медицинскими работниками
   1000 руб.   

Расчет экономических санкций производится исходя из расчетной стоимости единицы объема медицинской помощи, утвержденной в муниципальных заказах по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью на текущий год.

Каждый случай медицинской помощи, признанный дефектным, обсуждается с представителем проверяемой ОЗ (главным врачом или его заместителем по лечебной работе). По итогам проверки врачом-экспертом составляется "Акт экспертизы качества стационарной помощи" или "Акт экспертизы качества амбулаторно-поликлинической помощи", а также "Реестр актов ЭКМП". Акт подписывается администрацией ОЗ в день завершения проверки. Первый экземпляр акта находится в СМО, копия остается в ОЗ.

При проведении целевой и тематической экспертиз по согласованию с администрацией ОЗ экспертом КМП может проводиться обход подразделений ОЗ с целью врачебного осмотра пациентов и контроля условий оказания медицинской помощи (проспективный контроль).

В период получения застрахованным медицинской помощи может проводиться очная ЭКМП, в том числе по инициативе застрахованного.

Для контроля объективности заключения эксперта КМП проводится выборочное повторное исследование КМП (метаэкспертиза), выполняемое тем же методом (в том числе АТЭ КМП), но другим специалистом.

Результаты контроля объемов и ЭКМП в форме экспертных заключений, актов экспертизы, сводных и аналитических справок, направляемые в ОЗ, в отдел организации лечебно-профилактической помощи населению КОЗНО, могут служить основанием для принятия управленческих решений по повышению качества и совершенствованию организации медицинской помощи.

При несогласии с результатами проведенной ЭКМП (медико-экономической экспертизы) администрация ОЗ в двухнедельный срок с момента получения экспертного заключения направляет письменную претензию в экспертную комиссию. При этом в день завершения проверки в актах экспертизы делается отметка о несогласии администрации с результатами проверки, после чего акты подписываются обеими сторонами. Экспертная комиссия рассматривает претензию и принимает решение в 14-дневный срок с момента ее получения. Решение направляется в ОЗ и в СМО.

Суммы начисленных экономических санкций по результатам ЭКМП в Новгородской области используются следующим образом:

Во время плановых проверок врачами-экспертами производится отбор случаев, требующих привлечения к проведению ЭКМП внештатных врачей-экспертов соответствующей специальности. Акты экспертизы по данным случаям включаются в результаты следующей плановой проверки.

Приложение N 1

АКТ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕЕСТРОВ И СЧЕТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наименование ОЗ ___________________________________________________________
Эксперт/организатор СМО ___________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Проверяемый период ________________________________________________________
Количество проверенных случаев лечения ____________________________________
Заключение эксперта: ______________________________________________________
  Код  
дефекта
     Наименование дефекта      
Количество
выявленных
дефектов
 Сумма  
экономии
разового
платежа
Экономические
санкции
4.1.   
Включение в счета на оплату    
медицинской помощи и поименный
реестр не оказанных медицинских
услуг.
4.2.   
Включение в счета на оплату    
медицинской помощи и поименный
реестр одной и той же
медицинской услуги два и более
раз (дублирование)
4.3.   
Включение в счета на оплату    
медицинской помощи и поименный
реестр медицинских услуг, не
входящих в территориальную
программу ОМС.
4.4.   
Несоответствие фактических     
сроков лечения срокам,
указанным в счете.
4.5.   
Информация в счете противоречит
информации, содержащейся в
первичной медицинской и учетно-
отчетной документации
4.6.   
Отсутствие первичной           
медицинской документации без
уважительных причин или не
предоставление документации в
случае проведения ЭКМП
4.7.   
Дефекты оформления первичной   
медицинской документации,
приведшие к невозможности
оценить динамику состояния
пациента, объем и характер
медицинской помощи
4.8.   
Необоснованное удлинение сроков
лечения (количество услуг,
посещений, койко-дней,
пациенто-дней)
4.9.   
Включение в счет медицинской   
помощи, оказанной пациенту:
- в поликлинике в период его
пребывания в круглосуточном
или дневном стационаре;
- в дневном стационаре в период
его пребывания в круглосуточном
Всего:                         
Подлежит исключению из объема медицинской помощи _________________________
__________________________________________________________________________
С результатами экспертизы (согласен, не согласен) ________________________
Представитель администрации ОЗ ___________________________________________
Врач-эксперт ______________________ Главный врач _________________________
"__" ___________ 20__ года

Редакционный материал