Мудрый Юрист

К вопросу об обязанностях конвойной стражи на рубеже веков

Шелестинский Д.Г., адъюнкт кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

Обязанности конвойной стражи, изложенные при ее учреждении в 1886 г., получили не только свое законодательное закрепление, но и исчерпывающие разъяснения в законодательной форме, что имеет немаловажное значение для нормального функционирования подразделения. Так, законодательно было закреплено, что для сопровождения арестантов Гражданского ведомства при высылке их на внешние работы привлекались силы конвойной стражи только в случае нехватки тюремных надзирателей; содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков в местах заключения и при подавлении открытых беспорядков внутри тюрем - только в случае отсутствия войск и т.д.

В случаях, когда требовалось сопровождение арестантов на внешние работы, их охрана производилась конвойной командой, которые несли ответственность за возможный побег арестантов или беспорядки в пересыльной партии. В связи с этим и количество конвоиров, которые следуют с арестантами на внешние работы, зависело от начальника команды. Тюремная администрация в этом случае должна была только указать, какое количество человек следует в арестантской партии на работы и в какое место <1>.

<1> Тюремный вестник. СПб., 1898. N 3.

Конвоирование в районах городов и других населенных пунктах, а также сопровождение лиц, задерживаемых полицией и пересылаемых из полицейских и арестантских домов в местные и пересыльные тюрьмы, возлагается на личный состав местной полиции <2>.

Тем не менее, как ни старался законодатель отгородить личный состав конвойной стражи от привлечения к посторонним работам, это не получалось. Однако было предусмотрено, что для выполнения конвойными командами различных работ, не относящихся к конвоированию арестантов и наружной охраны мест заключения, назначались лица из штатного состава этих команд, которые не способны или наименее способны к конвойной службе.

<2> III ПСЗ. Т. VI. N 3989 и Свод законов Т. XIV. Устав о содержащихся под стражей 1886 г. Ст. 351.

Согласно распоряжению Министерства юстиции от 9 ноября 1879 г. N 20563 допросы арестантов, прочтение им свидетельских показаний и другие следственные действия, не требующие личного присутствия обвиняемых на месте следствия, судебные следователи производили по возможности в местах заключения, пользуясь правом вызова содержащихся под стражею в свои камеры и на место производства следствия лишь в тех случаях, когда такой вызов крайне необходим (для успеха следствия, из-за местных особенностей) <3>. Тем самым обеспечивалось снижение нагрузки на конвойные команды.

<3> Тюремный вестник. СПб., 1907. N 4. С. 285.

Долгое время оставался открытым вопрос, в обязанности какого ведомства входило сопровождение арестантов в полицейские управления и присутственные места на различные следственные действия. Только в 1904 г. благодаря соглашению военного министра и министра юстиции данная обязанность была возложена на конвойную стражу <4>. В этом же документе говорилось, что препровождение лиц, отбывших сроки наказания, не отнесено к обязанности конвойных команд.

<4> Циркуляр главного штаба от 2 декабря 1904 г. "О сопровождении арестантов из мест заключения в присутственные места и обратно" // Тюремный вестник. СПб., 1905. N 3. С. 245.

Кроме того, часто возникали вопросы по поводу освобождения в зале судебного заседания оправданных подсудимых, которые находятся под стражей. Так, согласно ст. ст. 819 и 958 Устава уголовного судопроизводства <5> оправданный, находящийся под стражей, если не обвиняется в другом преступлении, по которому должен содержаться под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего судьи. Однако за подсудимого полностью отвечает конвой, а следовательно, при исполнении данного распоряжения должны быть соблюдены все формальности, предписываемые военными законами. Согласно ст. 329 Устава гарнизонной службы конвой может освободить арестанта лишь под расписку приемщика; затем на основании ст. ст. 261, 163 Устава содержащихся под стражею при освобождении арестанта из-под стражи в суде конвою выдается расписка за подписью члена суда. Только после этого председательствующий судья объявляет в зале суда об освобождении обвиняемого, и конвойная стража складывает свои полномочия. Полученную расписку об освобождении арестанта начальник конвоя передает начальнику места заключения.

<5> Свод законов. 1892. Т. XVI. Ч. I.

Особое внимание тюремных властей начал вызывать состав пересылаемых арестантов <6>. По собранным данным, среди пересылаемых в сопровождении конвойной стражи было очень много так называемых полицейских арестантов, т.е. лиц, задержанных полицией по различным причинам и выдворяемых на родину либо по месту прописки. Хотя именно на полиции лежит забота о передвижении арестантов, находящихся в их ведении. Однако в силу сложившейся законодательной и административной практики конвоирование арестантов и заключенных всех ведомств и категорий по этапным трактам (включая главный Сибирский тракт, перевозки по железным дорогам и на пароходах) возлагается на специально учрежденную для этого конвойную стражу. И только вне указанных трактов все арестанты, к какой бы категории они ни относились, препровождаются полицией, за исключением арестантов, содержащихся в районе городов в местах заключения гражданского ведомства. Строгое разграничение функций конвойной стражи и полиции особенно заметно, когда лицо задерживается городской полицией и отправляется к месту прописки - в местную тюрьму, где это лицо принимается в качестве пересыльного арестанта и сдается на ближайшем этапе конвойной команде для пересылки по соответствующему маршруту в пункт назначения. Однако конвойная стража доставляет пересылаемого только до лежащего по пути этапного следования населенного пункта, где сдает его также в тюрьму, откуда местные органы полиции принимают его на свое попечение. Кроме того, согласно ст. 373 Устава в отношении содержащихся под стражею установлена обязанность полиции оказывать содействие конвойной страже во всех случаях, когда препровождение арестантов возлагается на них. Вся эта административная неразбериха отрицательно отражалась на работе как конвойной стражи, так и чинов полиции. Ситуация была исправлена с учреждением полицейской стражи по Указу от 5 мая 1903 г.

<6> Тюремный вестник. СПб., 1912. N 10. С. 1640.

Оставался открытым вопрос об устранении неудобств, вызванных существующим порядком доставления арестантов из санкт-петербургских мест заключения в судебные здания, для решения которого была создана специальная комиссия при Главном тюремном управлении. Основная причина несвоевременного доставления арестантов в суд состояла в малочисленности Санкт-Петербургской конвойной команды и в крайней неупорядоченности вызовов арестантов в суд. Увеличение численности конвойных команд, конечно, могло бы исправить положение, но государство не было готово к увеличению затрат на содержание тюремного ведомства. Согласно распоряжению Министерства юстиции от 10 мая 1904 г. учреждения и лица, которые имеют право вызывать к себе арестантов, должны требовать их прибытия именно к тому времени, когда будут производиться следственные действия с их участием, а при невозможности точно определить их срок - не ранее чем за один час до их начала. В силу того что очень часто следственные действия затягиваются, а соответствующие документы приходится ждать и вовсе несколько часов, арестанты, а вместе с ними и конвойные команды вынуждены оставаться в суде по нескольку часов. Подобный порядок несения службы чинами конвойной команды весьма сложен и обременителен. В случае же рассмотрения подсудимым материалов дела в канцелярии под надзором конвоя, окарауливание продолжается весьма долго (более шести часов).

Для того чтобы облегчить службу конвойных команд и упорядочить сложившуюся систему, был издан специальный циркуляр Главного штаба от 20 февраля 1906 г. N 54 "О несении конвойной службы в судебных местах", согласно которому:

  1. начальник конвоя по доставлении арестантов в место назначения докладывает о прибытии их лицу, по требованию которого они препровождались (судебный пристав или член суда, судебный следователь, мировой судья и т.д.);
  2. что касается размещения арестантов, порядка привода их в зал судебного заседания, начальник конвоя получает указания от должностных лиц, в ведение которых арестанты препровождены;
  3. конвой руководствуется правилами окарауливания арестантов, указанными в уставе гарнизонной службы, не выпуская арестанта из вида и не передавая его никому (ст. 261 Устава содержащихся под стражею);
  4. если арестант освобождается из-под стражи по приговору суда, то начальник конвоя освобождает арестанта немедленно после вручения ему в присутственной комнате расписки, подписанной членом суда;
  5. во время перерыва судебного заседания никому не разрешается видеться с находящимся под стражей подсудимым, кроме его защитника, а в случае необходимой медицинской помощи - врача;
  6. если судебное заседание продолжается более шести часов, начальник конвоя обязан позаботиться о высылке нового конвоя и приготовлении горячей пищи.