Мудрый Юрист

Хотели как лучше. Получилось как всегда?

"Российские аптеки", 2010, N 3

Федеральная служба по тарифам приказом от 11.12.2009 N 442-а (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2009. Регистрационный N 15728) утвердила Методику определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Комментирует Елена Неволина - исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия":

"Хотя методика установления предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим ценам производителя на ЖНВЛС органами исполнительной власти субъектов Федерации еще только утверждена Федеральной службой по тарифам (Приказ N 442-а от 11.12.2009), в некоторых регионах активная подготовительная работа уже началась.

По-видимому, поверхностно ознакомившись с текстом методики, чиновники-"пионеры" сразу проявили неподдельный интерес ко всем сторонам деятельности частных аптечных организаций. В ряде регионов у предпринимателей были запрошены все договоры с контрагентами - от документов на покупку канцтоваров и спецодежды до смет на проведение ремонтных работ в аптеках. Одним словом, власти регионов проявили завидную заинтересованность в вопросе обоснования издержек производства. Основная причина - желание сделать самую низкую надбавку на ЖНВЛС в своем регионе, своего рода соревнование между регионами под лозунгом "У кого ниже". При таком подходе трудно представить, как будут обосновываться затраты на развитие бизнеса.

Оценивая спешку субъектов Федерации, можно предположить, что неадекватные надбавки могут быть связаны с недостаточно отработанной процедурой. Сегодня еще не утверждены фактические отпускные цены производителей; нет данных по годовому товарообороту ЖНВЛС по региону; предприниматели еще не успели просчитать долю издержек обращения, приходящихся на реализацию ЖНВЛС, от общих затрат и т.п. Однако подход, демонстрируемый сегодня в некоторых регионах, дает основание предположить, что успехи власти на поприще установления низких наценок будут зависеть от силы нажима на компании. Правда, в случае роста административного давления могут возникать проблемы с медикаментами в некоторых регионах.

Принесет ли предложенная реформа ожидаемое снижение цен на ЖНВЛС? Пока нет реестра зарегистрированных фактических отпускных цен производителя, ответа на этот вопрос быть не может. Следовательно, решение задачи по снижению цен на ЖНВЛС, которая декларируется как основная, окажется под угрозой. При этом власти даже не озадачились проблемой, чем компенсировать бизнесу дополнительные расходы по ведению раздельного учета ЖНВЛС и остального товара, недополученную прибыль от ограничения наценки и т.д. Вариантов компромисса практически нет. Остается открытым вопрос: в 65 регионах сегодня контролируется наценка на весь ассортимент товаров, реализуемый в аптеках. После введения новой методики, которая, как уже сейчас понятно, приведет к снижению уровня надбавки на ЖНВЛС (иначе все усилия власти окажутся бесполезными), что будет с наценками на остальные медикаменты, изделия медицинского назначения, детским питанием и т.п.? Оставят ли региону возможность ограничивать права торговых объектов, или регулирование будет касаться только Перечня ЖНВЛС? На эти вопросы ответа также нет.

Возможно, жизнь бизнесу могло бы облегчить регулирование цен только на ЖНВЛС. Разрешение Минздравсоцразвития реализовать в аптеках товары для здорового образа жизни с приложением широкого перечня, который готовы составить участники розничного фармацевтического рынка, также может дать положительный эффект. Еще один важный вопрос, который может решить Минздравсоцразвития, - сокращение минимального ассортимента, который должна держать любая аптека (на оживленной магистрали крупного города и в далеком селе).

Однако сегодня рассчитывать на серьезные уступки по расширению ассортимента и возможности устанавливать рыночные цены на медикаменты, не входящие в Перечень ЖНВЛС, предпринимателям все же не следует. Это показали недавние прокурорские проверки".

Е.НЕВОЛИНА