Мудрый Юрист

Pr-мероприятия: оптимизация налогообложения *

"Российские аптеки", 2010, N 3

<*> Окончание. Начало см. N 1-2, 2010.

РАСХОДЫ НА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА НА РЫНОК (РАСХОДЫ НА МАРКЕТИНГ)

Расходы фармацевтического предприятия по организации семинаров для определенного круга лиц (врачей, дистрибьюторов, сотрудников института клинических исследований) с целью ознакомления их с тактикой лечения заболеваний с использованием препаратов предприятия или обсуждения планов и стратегии продаж препаратов предприятия на российском рынке могут трактоваться как расходы по "продвижению товаров на рынок".

В соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров.

Для подтверждения расходов на PR-мероприятия, кроме договоров и актов о проведении семинаров и конференций, понадобятся также следующие документы:

При наличии соответствующим образом оформленных документов, такие расходы могут быть в полном объеме приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Недостатком такой трактовки расходов на PR-мероприятия является пристальное внимание налоговиков к расходам на маркетинг и необходимость большого количества неформально оформленных первичных документов для их подтверждения.

РАСХОДЫ НА КОМАНДИРОВКИ

Если на PR-мероприятие направляются сотрудники фирмы, расходы, связанные с их проживанием, питанием и проездом, могут быть списаны в составе командировочных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки работников относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Расходы на командировки включают, в частности:

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии со ст. 16 ТК РФ.

Согласно ст. 264 НК РФ к расходам на командировки, в частности, относятся расходы на суточные или полевое довольствие.

В связи с вышеизложенным при расчете налоговой базы по налогу на прибыль учитываются командировочные расходы, связанные с направлением работников организации в служебную командировку в установленном порядке.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ

Расходы предприятия по организации фармацевтическим организациям конференций (семинаров) для определенного круга лиц могут быть учтены в составе представительских расходов.

На презентации, пресс-показы и другие мероприятия приглашаются лица, которых может заинтересовать деятельность фирмы и ее продукция. Гости, возможно, в дальнейшем будут сотрудничать с организацией. А в соответствии с определением, которое дано в п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским относятся как раз "расходы... на обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и(или) поддержания взаимного сотрудничества". Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

К представительским относятся расходы, понесенные только на организацию официального приема и обслуживание. Однако при трактовке понятия "обслуживание", как правило, возникают вопросы. Дело в том, что, по мнению контролирующих органов, законодателем указан перечень расходов на обслуживание, поэтому спорные затраты, в нем не поименованные, к представительским не относятся.

В то же время понятие "обслуживание" имеет более широкий смысл. К тому же п. 2 ст. 264 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня представительских расходов, что, собственно, и позволяет налогоплательщикам (в некоторых случаях) отстоять свою позицию в суде. Арбитры при этом отмечают, что при разрешении вопроса об отнесении спорных расходов к указанной категории нужно исходить из их экономической оправданности (см. Постановления ФАС ЗСО от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006 (30552-А81-27), от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006 (22165-А46-40) и др.).

Расходы на буфетное обслуживание во время проведения мероприятия можно учесть на основании п. 2 ст. 264 НК РФ. Письмом УФНС по Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.2 разрешено в составе представительских расходов учитывать затраты организации на приобретение продуктов питания и одноразовой посуды, израсходованной для организации официального приема и буфетного обслуживания клиентов при проведении деловых переговоров и презентаций услуг.

В Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разрешено учитывать расходы на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.

В п. 2 ст. 264 НК РФ указаны расходы на доставку участников переговоров, участников заседания руководящего органа организации к месту проведения мероприятия и обратно. При этом не уточнено, из какого пункта она должна быть осуществлена. Фискальные ведомства узко трактуют эту норму.

Например, когда организация возмещает расходы иностранным представителям, прибывшим на переговоры, как указано в Письме УФНС по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271, стоимость авиационных и железнодорожных билетов, оплата проезда любым другим транспортом иностранных представителей (кроме транспортного обеспечения доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия), а также визовая поддержка работников иностранной организации по пути следования из другого государства до границ РФ и непосредственно по ее территории не учитываются для целей налогообложения российской организации и, в частности, не относятся к представительским.

Арбитражные суды с такой позицией не согласны (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2004 N А05-14160/03-13). Транспортные расходы на доставку представителей другой организации в другой город к месту переговоров могут быть учтены в составе представительских расходов. Например, в случае, когда у налогоплательщика нет помещений, пригодных для приема делегаций потенциальных контрагентов, ведения переговоров и заключения сделок.

Расходы на транспортное обеспечение необходимо обосновать, а это не всегда легко. Трудность может быть связана с доказыванием, что расходы относятся к представительским. Например, ФАС ЦО признал расходы на перевозку журналистов представительскими, проанализировав следующую ситуацию: организация провела семинар "Российский рынок драгоценных камней. Производство, торговля, потребление: конфликт или консенсус?", для участия в котором были приглашены журналисты ведущих СМИ России. В рамках утвержденного плана мероприятий по проведению семинара организация заключила с индивидуальным предпринимателем договор перевозки журналистов из г. Москвы на предприятие для участия в семинаре и обратно. Необходимость участия журналистов обусловлена направлениями рекламной политики организации и долгосрочными хозяйственными связями организации с ведущими печатными и телевизионными агентствами для размещения рекламных материалов, опубликования статей о ее деятельности. Это подтверждено документами, удостоверяющими проведение семинара (план мероприятий, список приглашенных лиц, договор перевозки, служебная записка отдела маркетинга) (см. Постановление ФАС ЦО от 12.01.2006 N А62-817/2005).

Об учете расходов на проживание возникает много споров, поскольку в п. 2 ст. 264 НК РФ они не поименованы. Отсутствие в ней расходов на проживание позволяет фискальным ведомствам не признавать их. Например, в Письме Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235 отказано в учете расходов на оплату проживания участников иностранной делегации. Аналогичная позиция высказана в Письме УФНС по Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271: действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность признания в качестве представительских расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российской организации затрат на проживание в гостинице в случаях приезда деловых иностранных партнеров в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Однако суды могут придерживаться иного мнения. Примером служит Постановление ФАС ЗСО от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006 (30552-А81-27), в котором указано, что термин "обслуживание" в смысле п. 2 ст. 264 НК РФ может включать, в том числе, и обеспечение жильем ("как нормальное существование человека, прибывшего из другого населенного пункта") представителей или партнеров организации (ст. 11 НК РФ). Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС МО от 23.12.2004 N КА-А40/12097-04, ФАС СЗО от 17.05.2004 N А56-21571/03, ФАС УО от 08.11.2005 N Ф09-4994/05-С7.

К представительским не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Следовательно, документы, подтверждающие такие расходы, должны доказывать, что мероприятие было проведено в представительских целях, а не для отдыха и развлечения.

Например, ФАС ПО не поддержал налоговиков, по мнению которых расходы организации были связаны с организацией развлечения и отдыха. Суд отметил, что по результатам переговоров были заключены договоры на поставку сырьевых ресурсов на выгодных для организации условиях и не было допущено остановки производственной деятельности из-за отсутствия сырья. Представительские расходы подтверждены первичными документами (Постановление ФАС ПО от 01.02.2005 N А57-1209/04-16).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ представительские расходы должны быть документально подтверждены.

В Письмах УФНС по Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.2 и от 16.05.2006 N 20-12/41851 перечислены следующие документы, подтверждающие такого рода расходы:

В Письме УФНС по Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@ указано, что еще нужен протокол мероприятия с указанием лиц, участвующих в нем.

Чаще фармацевтические предприятия организуют подобные мероприятия для представителей конкретных компаний - постоянных либо потенциальных клиентов. А значит, учет в составе рекламных затрат расходов на их организацию может быть проблематичным. Вместе с тем, чтобы проверяющие не усмотрели в этом "подмену понятий", формулировки вроде того, что "компания организует бесплатные консультационно-информационные семинары в целях привлечения клиентов", лучше не использовать. Подойдет: "компания для поддержания и установления взаимного сотрудничества организует встречи с клиентами и потенциальными партнерами в форме семинара".

При наличии существенных недостатков в документальном подтверждении налогоплательщику трудно будет доказать правомерность учета расходов налоговикам, а также суду.

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

Расходы предприятия по организации семинаров для определенного круга лиц могут быть отнесены к другим расходам, связанным с реализацией и направленным на продвижение продуктов и услуг, реализуемых предприятием, а также на стимулирование сбыта согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При этом для подтверждения расходов должны быть оформлены следующие документы:

Резюмируя вышесказанное, в целях уменьшения рисков организации при налоговой проверке расходов на PR-мероприятия, считаем целесообразным отдельно отражать расходы, которые однозначно принимаются в целях налогообложения прибыли.

При этом следует иметь в виду, что существуют различные варианты списания "проблемных" расходов, которые могут быть разными в каждом конкретном случае в зависимости от состава участников, длительности мероприятия, места его проведения и стоимости и при соответствующем документальном оформлении могут быть приняты в целях налогообложения прибыли.

Руководитель отдела аудита

юридической компании "Юнико-94"

И.Л.МИЛУШИНА