Мудрый Юрист

Законопроект реабилитирован

"Медицинский вестник", 2010, N 3

В центре внимания экспертов, собравшихся в конце прошлого года за круглым столом в Госдуме РФ, была проблема разработки и принятия федерального закона "Об охране репродуктивного здоровья населения РФ", попытки продвижения которого терпят крах вот уже на протяжении пятнадцати лет. Тенденции развития демографической ситуации в стране и активность экспертного сообщества позволяют надеяться на принятие законопроекта в обозримом будущем.

Пора догонять регионы

В настоящее время федеральное законодательство в этой сфере не дотягивает даже до норм ряда субъектов РФ, где уже приняты и реализуются местные законы об охране репродуктивного здоровья, материнства, отцовства и детства. Не говоря о том, что недостаточное внимание государственной власти к проблеме является прямым нарушением принятых при участии России международных правовых норм. И это при том, что нормативное закрепление прав всех граждан РФ на охрану репродуктивного здоровья дало бы возможность профильным медучреждениям получить целевое федеральное финансирование.

Усилиями членов рабочей группы при поддержке ряда международных организаций законопроект был "реанимирован" и в сжатые сроки подготовлен к прошедшему обсуждению. Председатель Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Ольга Борзова призвала участников заседания выработать замечания и рекомендации к предложенному проекту, которые позволили бы подготовить его для обсуждения на весенних парламентских слушаниях.

Затишье перед бурей

Несмотря на ряд положительных тенденций в современном развитии демографической ситуации в стране, в ближайшие годы из-за уменьшения численности женщин фертильного возраста нас ждет так называемая демографическая яма. Именно поэтому уровень оказания медпомощи репродуктивного порядка становится предметом заботы не только работников здравоохранения, но и остро стоящей задачей государственной политики. В этой связи приоритетное значение приобретает мониторинг репродуктивного здоровья детей и подростков, который, например, для мальчиков в стране не проводился никогда. Из доклада о концепции и структуре законопроекта доцента кафедры медицинского права ММА им. И.М.Сеченова Юлии Павловой следует, что идеология документа заключается в закреплении правовых гарантий по охране репродуктивного здоровья населения в государстве независимо от влияния различных внешних условий и факторов, в том числе экономических. Она отметила, что правовое обеспечение общественных отношений в области охраны репродуктивного здоровья граждан является не только важной медико-социальной задачей, но и одной из самых сложных проблем в юридической практике. Надо понимать, что новый закон после его принятия не решит всех проблем, а станет лишь основой законодательства в данной сфере. В том числе - внесения множества изменений в действующие нормативные акты. К новациям, вводимым законопроектом, можно отнести впервые определяемые законодательно принципы государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья, сформированный понятийный аппарат (свобода репродуктивного выбора; планирование семьи; вспомогательные репродуктивные технологии; суррогатное материнство и др.), закрепленную систему мер по охране репродуктивного здоровья женщин, мужчин и несовершеннолетних граждан.

В рекомендациях, выработанных в ходе обсуждения, отражена необходимость обратиться к руководству регионов с призывом о создании центров репродуктивного здоровья подростков и формировании во властных структурах каждого субъекта РФ рабочих групп по репродуктивному здоровью.

Работа над законопроектом продолжается. Предполагается организовать широкое общественное обсуждение документа с участием представителей Минздравсоцразвития РФ, комиссии Общественной палаты по здравоохранению, общественных объединений и религиозных организаций.

С.СМАГИН