Мудрый Юрист

Государственная власть как правовая категория

Жиделев Виталий Александрович - аспирант кафедры теории и истории права и государства Института права Самарского государственного экономического университета.

Когда в стране все хорошо и благополучно, общество едва ли задумывается над тем, в какой мере это благополучие связано с властью. Но в периоды стремительных изменений, лишений и невзгод общество охватывает тревога: одни считают, что все неприятности и беды от власти как таковой и пусть ее будет меньше, другие просто убеждены, что стране необходима сильная авторитарная государственная власть. Именно такие настроения общественности имели место в последние десятилетия истории российской государственности <1>. Для большинства обывателей образ государственной власти неясен и довольно размыт, не говоря уж о сущности этой власти.

<1> См.: Образ власти в общественном сознании (социологический обзор) // Личность и власть. М., июнь 2000. С. 50.

В современной науке теории и истории права и государства проблема государственной власти и ее сущности является весьма дискуссионной, что, на наш взгляд, совершенно справедливо, ибо власть государственная есть власть центральная, обладающая верховенством в обществе, самая сильная, самая влиятельная и авторитетная из всех проявлений власти как таковой <2>. Однако до сих пор остается неясным, что именно представляет собой государственная власть как правовая категория, какие содержит в себе элементы и какими обладает признаками (свойствами).

<2> См., напр.: Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1995. С. 239; Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004. С. 70; Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 88.

Актуальность нашего исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности, новизной подхода Конституции РФ 1993 года к содержательной стороне государственной власти, принципам ее организации, то есть в значительной степени объективной историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

Несмотря на множество классификаций государственной власти, подходов к ее определению, на наш взгляд, для более содержательного и полноценного анализа сущности государственной власти как правовой категории следует прежде всего обратить относительно пристальное внимание на истоки и природу власти в принципе, а именно как категории, собственно, общесоциологической.

Современная кратология <3> знает разнообразные трактовки (телеологические, бихевиористские, психологические, реляционистские и др.) понятия власти и множество классификаций власти по различным критериям, что отражает всю сложность и многоаспектность этого явления <4>.

<3> Кратология (властеведение) как учение о власти является весьма молодой наукой, имеет дело с властью, многообразием ее явлений, ее законами, с чрезвычайно сложной, своеобразной и часто очень динамичной и напряженной властной деятельностью.
<4> См., напр.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002. С. 94; Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. Часть 1. СПб., 1997. С. 67.

Одни теоретики понимают власть как влияние особого рода, другие - как способность к достижению определенных целей, третьи - возможность использования разного рода средств, для четвертых власть представляется как особое отношение между управляющими и управляемыми субъектами <5>.

<5> См., напр.: Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. С. 277 - 281; Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999. С. 32.

Как правило, под властью понимается способность ее субъекта (отдельного человека, руководства крупной организации, государства) навязывать свою волю другим людям, коллективам, организациям, распоряжаться и управлять их действиями, используя разного рода насильственные и ненасильственные средства и методы, с тем чтобы приспособить их поведение к своим собственным интересам. Наиболее часто встречается следующее определение власти: "Власть - это специфический способ (средство), который обеспечивает следование воли управляемого субъекта воле субъекта управляющего" <6>.

<6> См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995. С. 5.

По нашему мнению, под социальной властью следует понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение в той или иной форме. Другими словами, суть власти можно представить следующей формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Но почему А имеет власть над Б - именно этот вопрос и по сей день остается до конца неясным и весьма обсуждаемым.

Несмотря на все многообразие определений сущности социальной власти, представители социологической научной мысли (и не только они) считают, что власть как таковая всегда основана на принуждении. Однако некоторые ученые обращают наше внимание на то, что принуждение - это лишь признак власти, вследствие чего обычной ошибкой является отождествление власти с принуждением, которое, в свою очередь, является только ее наиболее заметным инструментом <7>. Действительно, в современном обществе существуют властные отношения, основанные не столько на подчинении одной субъекта воли, сколько на добровольном и, что важно, осознанном признании его власти над собой.

<7> См., напр.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 115.

На наш взгляд, власть с социально-правовой точки зрения есть асимметричное, присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение в той или иной форме, выражающееся в возможности субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями посредством использования соответствующих ресурсов.

Формы принуждения многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления (экономическая, идеологическая, в том числе государственная, и др.) <8>. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями, на долголетней привычке к повиновению, на заинтересованности в выполнении распоряжений, на убежденности в необходимости подчинения, на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти.

<8> См., напр.: Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2003. С. 146; Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000. С. 81.

Что касается власти государственной, то она, в свою очередь, также содержит элемент принуждения, исходящий от самого государства в лице его государственных органов и должностных лиц, и, следовательно, представляет собой особую разновидность власти социальной <9>. Государственная власть, замечает Г.Ф. Шершеневич, "есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных)" <10>.

<9> Ч. 1 ст. 7 Конституции 1993 г. провозглашает Россию социальным государством, в очередной раз указывая нам на социальную природу государственной власти.
<10> См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1 - 4. М., 1910 - 1912. С. 224.

Сущность государственной власти в понимании большинства исследователей современной научно-правовой мысли в узкой трактовке представляется как отношение публично-политического характера господства и подчинения между субъектами данной власти, опирающееся на государственное принуждение <11>.

<11> См., напр.: Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 553; Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М., 2003. С. 282; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2003. С. 49.

По мнению, например, Ю.А. Дмитриева, государственная власть обладает следующими отличительными свойствами:

  1. только государственная власть имеет право на принятие нормативных актов;
  2. государственная власть всегда осуществляется в определенных правовых рамках;
  3. только государственная власть обладает суверенитетом;
  4. только государственной власти присущ метод государственно-властного принуждения <12>.
<12> См.: Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. N 7. С. 32.

На наш взгляд, Ю.А. Дмитриев отчасти верно рассуждает о природе государственной власти, однако рассуждает он весьма коротко и неполно. Помимо вышеуказанных свойств, государственная власть обладает и другими весьма значимыми отличительными чертами, речь о которых пойдет ниже в нашем исследовании.

На сегодняшний день существует множество отдельных классификаций государственной власти, в рамках которых различают множество ее разновидностей, определить которые можно по различным основаниям: ее социальному характеру, территориальным масштабам деятельности органов государственной власти, задачам и методам ее осуществления и т.д. <13>.

<13> См., напр.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 70.

На наш взгляд, следует различать государственную власть в нескольких пониманиях.

Во-первых, государственная власть - это прежде всего право и возможность государства в лице своих государственных органов и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов <14>.

<14> См., напр.: Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1995. С. 239.

Во-вторых, государственную власть можно определить как базовое общественное отношение между людьми, их общностями и образованиями, обладающее свойствами верховенства, единства, всеобщности и универсальности, принудительности и общеобязательности <15>.

<15> См., напр.: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987.

В-третьих, следует сказать, что государственная власть может быть представлена системой соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения, позволяющие распоряжаться жизнедеятельностью самого общества, действующих в нем объединений людей и отдельно взятых граждан, направлять, контролировать и подчинять своей воле эту жизнедеятельность <16>.

<16> См., напр.: Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Указ. соч. С. 309.

В-четвертых, весьма справедливо и убедительно заметил В.Е. Чиркин, что "государственная власть - не только социально-политическое явление; с юридической точки зрения это также институт конституционного права, т.е. система правовых норм, регулирующих социальное явление - государственную власть с юридических позиций" <17>, обращая тем самым наше внимание на значимость государственной власти как правовой категории и необходимость ее законодательного закрепления в конституциях <18>.

<17> См., напр.: Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000. С. 83.
<18> Во многих положениях российской Конституции юридически закреплены основополагающие аспекты устройства и функционирования государственной власти. Народ, например, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, о чем говорится в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ 1993 г. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную - данные положения закреплены ст. 10 Конституции. Ст. 11 провозглашает, что государственную власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды России.

На наш взгляд, государственная власть обладает следующими отличительными признаками (свойствами).

  1. Публичность государственной власти означает, что данная власть есть открытая для общества и государства, народа и нации, связанная с нами власть. Другими словами, государственная власть действует от имени государства и нации, а также от имени общества и народа. Государственная власть, пишет В.Е. Чиркин, "как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это - власть, действующая от имени всего общества" <19>.
<19> Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 81.

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа, призвана выполнять общественные функции и решать общие дела. Субъекты государственной власти, работники государственного аппарата должны выполнять свои функции публично, т.е. открыто <20>. Действительно, государственная власть - это особый вид власти. И ее публичный характер логично убеждает нас в том, что власть государственная есть, в первую очередь, проявление публичной власти, это разновидность и способ реализации публичной власти.

<20> Следует сказать, что отдельные субъекты государственной власти, работники государственного аппарата могут, а иногда и должны некоторую часть своих властных функций выполнять скрытно, тайно как от граждан или подданных других государств, так и от подавляющего большинства граждан или подданных своего собственного государства. К числу таких субъектов и работников относятся прежде всего работники специальных секретных правительственных служб и вооруженных учреждений государства.

Следует сказать, что публичная и государственная власть имеют много общего. Помимо общего источника в лице многонационального народа, оба вида власти имеют социальный характер, общие цели и близкие по характеру методы их реализации, вследствие чего в юридической науке нередко наблюдается, на наш взгляд, необоснованное отождествление государственной и публичной власти. По нашему мнению, различия государственной и публичной власти состоят в следующем.

Во-первых, в составе субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Непосредственными субъектами государственной власти выступают федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов федерации, а субъектами публичной власти являются политические партии, общественные объединения, органы местного самоуправления.

Что касается народа, если речь идет о многонациональном народе РФ, осуществляющем властные полномочия в форме непосредственной демократии, закрепленные законом, то он выступает субъектом государственной власти федерального уровня. При этом население субъектов федерации, осуществляющее те же предусмотренные законом полномочия в пределах территории субъекта, становится субъектом государственной власти регионального уровня. А местное сообщество, действующее в пределах своей территории, как негосударственный институт является субъектом уже публичной власти. Субъектом публичной власти также будут являться те объединения граждан, которые созданы в порядке реализации права граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ).

Во-вторых, различие между государственной и публичной властью состоит в том, что они имеют разное поле для реализации своих полномочий. Полем государственной власти является, собственно, государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установленных правовых норм, обеспечивающих нормальное его функционирование. А полем реализации публичной власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Публичная власть выходит за рамки гражданского общества только тогда, когда необходимо воздействие на процесс формирования государственных органов или осуществление давления на них.

В-третьих, различие между рассматриваемыми видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит в том, что субъекты публичной власти не могут непосредственно использовать метод государственно-властного принуждения, присущий исключительно субъектам государственной власти.

  1. Всеобщность и универсальность государственной власти обращает наше внимание на то, что властные функции, деятельность субъектов государственной власти, работников государственного аппарата и, собственно, сама государственная власть носят характер всеобщий и универсальный. Эти функции распространяются на все государство, на всех его членов и на все его подсистемы - социальную, экономическую, духовно-психическую, властно-политическую.

В свою очередь, мера всеобщности и универсальности государственной власти (в частности, мера вмешательства ее субъектов и организаций, органов, учреждений в социальную, экономическую, духовно-психическую и политическую сферы того или иного государства) может быть различной: она может быть как минимальной, так и максимально возможной. Следовательно, государственная власть - это единственная власть, которая имеет отношение абсолютно ко всем лицам, проживающим в данной стране, и является для них общеобязательной властью <21>.

<21> См., напр.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 50.
  1. Суверенность в качестве очередного весьма значимого признака государственной власти позволяет нам рассматривать соответствующую власть как автономную, самостоятельную, независимую и высшую, верховную власть, которая в определенной мере выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, опять же именно автономна, самостоятельна и независима от них и всех других форм власти. Говоря о власти в государстве, например, Н.М. Коркунов пишет: "Власть государства не есть кем-либо другим предоставленная ему власть, а власть самостоятельная. Государство властвует не по делегации, не по поручению другого союза, а по собственному праву, самостоятельно" <22>.
<22> Коркунов Н.М. Русское государственное право // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С. 341.
  1. Легальность государственной власти также является ее отличительной чертой. Власть государственная - это, как правило, власть легальная (узаконенная), основанная на праве, юридических (правовых) законах. Субъекты государственной власти и работники государственного аппарата не только уполномочены государством или его властными органами, не только обладают законным правом, но и по закону обязаны выполнять определенные властные функции.

На наш взгляд, говоря о легальности государственной власти, следует подчеркнуть то, что только такая власть именно узаконена в использовании силы и других средств властвования в пределах своих границ государства, только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, иногда прямое физическое насилие <23>.

<23> См., напр.: Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 151.
  1. Целенаправленная организованность как один из основополагающих признаков государственной власти означает, что власть данная - это прежде всего власть организованная (упорядоченная) более, чем любая другая форма власти, причем организованная целенаправленно. Почти все ее коллективные (коллегиальные) субъекты, а также ее органы и учреждения, как правило, представляют собой не только и не столько общности или объединения, сколько организации, но организации особого рода - властно-государственные организации, отличные от всех других. Целенаправленная организация государственной власти также означает, что все ее элементы (субъекты, их деятельность и отношения, действия, высказывания, цели, объекты, средства, результаты) целенаправленно соотнесены, упорядочены, соподчинены или скоординированы друг с другом <24>.
<24> См.: Гомеров И.Н. Структура и свойства власти. Новосибирск, 2000. С. 105.
  1. Территориальность государственной власти говорит нам о том, что она возникает, существует, функционирует и развивается внутри государства как территориальная организация людей, которая осуществляется строго в пределах (границах) территории данного государства, а также ограничена им. Таким образом, государственная власть распределена как по всей территории государства, по всей его макротерритории, так и по определенным его субтерриториальным сегментам, частям, единицам, в которых она представлена ее субъектами <25>.
<25> См., напр.: Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 512.
  1. Институциональность государственной власти указывает нам на то, что данная власть в значительно большей степени, чем другие формы власти, институционализирована. Это власть, субъекты которой выполняют определенные функции от имени государства. В свою очередь, эти функции в высшей степени стандартизированы, шаблонизированы, формализованы, упорядочены, организационно оформлены в определенную систему не только в соответствии с правовыми (юридическими) нормами, но и в соответствии со всеми другими существующими в государстве нормами, правилами, эталонами, предписаниями, например, нравственными, идеологическими или религиозными принципами. Однако сверхинституциональность государственной власти не дает никакого основания отождествлять ее с самим государством, что, к сожалению, случается довольно-таки часто <26>.
<26> Там же. С. 545.
  1. Неучастие в деятельности, направленной на извлечение прибыли. Действительно, государственная власть не должна получать доход или извлекать для себя всякую иную выгоду из осуществления властных полномочий. Кроме того, государственная власть не должна осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, в принципе направленную на извлечение дохода или иной выгоды.

У читателя сразу может сложиться ошибочное мнение насчет данного признака государственной власти, ведь последняя, например, поставляет военную технику и другое вооружение некоторым странам и получает за это материальную выгоду. Или, например, государственная власть осуществляет сбор налогов с населения страны, граждане которой исправно перечисляют свои, стоит подчеркнуть, собственные деньги в бюджет государства.

Да, все верно. Однако речь в данном случае идет вовсе не о деятельности, направленной на извлечение прибыли, а о реализации внутренних и внешних функций государственной власти, ибо и сбор налогов, и поставка (продажа) вооружения другим странам является частью внутренней и внешней политики государственной власти. К сожалению, данный признак государственной власти в настоящий момент не отражен нормативно, и автор предлагает закрепить его законодательно, прежде всего на конституционном уровне.

Итак, государственная власть является разновидностью публичной власти, это правовая категория, отличающаяся от других видов публичной власти совокупностью властных полномочий, осуществляемых законодательно от имени государства его органами или народом непосредственно.

Государственная власть является по своей сущности организованной (упорядоченной) властью, причем организованной целенаправленно, является всеобщей и суверенной властью, то есть властью автономной (независимой), а также отличается своей легальностью и институциональностью.

Поскольку государственная власть в силу своей территориальности возникает, существует, функционирует и развивается в государстве как территориальной общности людей, власть государственная есть власть производная от народа, ибо единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.