Мудрый Юрист

Социальные прогнозы - дело неблагодарное

"Фармацевтический вестник", 2010, N 1

Тема цен на ЛС в последние десятилетия является очень болезненной для потребителя, т.к. их рост опережает рост доходов большинства россиян. Как правило, изменения цен носят ступенчатый характер, причем ступени ведут только вверх. Причиной появления очередного этапа стал экономический кризис и "неожиданно" разразившийся грипп. Государственные органы обратили внимание на резкий рост цен на ЛС и, не исследовав глубоко причинно-следственные связи в цепочке производитель - оптовая компания - розничная организация, поторопились сделать выводы, что все дело в недобросовестности аптек. Конечно, нарушения в рознице имеют место, но "корень зла" не только в аптечной сети и далеко не в ней. Но государственные органы, иногда явно спотыкаясь об эти "корни", не замечают их, хотя очевидно, что истоки необходимо искать в производстве ЛС и оптовом звене.

В 2009 г. было принято решение навести порядок в регулировании цен. Но его реализация осуществлялась, как в замедленном кино. Оно не только затянуто, но и не очень продумано. Было озвучено время "Ч" - 01.01.2010 г., но в середине декабря еще не было утвержденной методики расчета торговых надбавок на региональном уровне.

Населению говорят, что с введением новых нормативов рост цен на ЛС прекратится, и далее цены могут упасть. Такое может произойти, если регионы пойдут на резкое снижение действующих надбавок. В этой ситуации резко снизится рентабельность фармацевтических предприятий, в первую очередь розничных. Предполагаемый вариант расчета торговых надбавок от цены производителя уже значительно снизит доходы субъектов фармрынка, и в первую очередь в розничном сегменте.

По нашему мнению, при установлении уровня торговых надбавок на ЛС Перечня ЖНВЛС следует учитывать не только данные за 9 месяцев 2009 г. и уровень инфляции 2010 г., но и такие факторы, как ужесточение правил деятельности сетевых организаций (на фармрынке аптечные сети занимают более 70%) с принятием закона о торговле, увеличение расходов за счет проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, желания ввести "обязательный ассортимент" в аптеках, роста тарифов темпами, опережающими уровень инфляции.

Делать социальные прогнозы дело неблагодарное. Но следует обратить внимание тех, кто пытается модернизировать экономику (в т.ч. и ценообразование) фарморганизаций ради рапорта - кто быстрее и круче возьмет в этом процессе, дабы сохранить должностное кресло, что "быстро", "круто" и "жестко" может привести к снижению доступности ЛС, особенно тех, которые не входят в Перечень ЖНВЛС. И выразится это в сокращении ассортимента, возврате дефицита ЛС, закрытии аптек в "нерентабельных" местах (в отдаленных микрорайонах, в сельских поселениях и т.д.), снижении уровня развития аптек и т.д.

Остается только сожалеть, что хозяйствующие субъекты фармрынка и органы государственной власти часто работают каждый в режиме монолога. А если и случается радостное событие - диалог, то решение принимается в одностороннем порядке. И снова идет разговор на разных языках, что часто приводит к нарушению законодательных норм. Избежать этого можно только в одном случае: если обе стороны будут относиться к закону, как к необходимым, существенным, устойчивым и повторяющимся отношениям между ними.

Проф., докт. фарм. наук,

декан фармфакультета НижГМА,

председатель Нижегородской

ассоциации фармацевтов

С.КОНОНОВА