Мудрый Юрист

Проблемы арбитражно-процессуального правопреемства при наследовании отдельных видов имущества

Суденко В.В., первый заместитель председателя Арбитражного суда Рязанской области, кандидат юридических наук.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <1> (в дальнейшем - АПК РФ), вступивший в действие в 2002 г., допустил участие в арбитражном процессе граждан, являющихся акционерами либо участниками различных хозяйственных обществ и товариществ.

<1> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2005 г., с изм. от 2 марта 2006 г.).

С 1 марта 2002 г. введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации <2>, регламентирующая наследственное и международное частное право. Одновременно арбитражные суды столкнулись с необходимостью участия в судебных процессах по корпоративным спорам наследников умерших акционеров или участников обществ.

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 3, от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г.).

В соответствии со ст. 48 АПК РФ в случае выбытия одной стороны в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении в случае смерти гражданина арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает об этом в судебном акте.

Однако, прежде чем разрешить вопрос о процессуальном правопреемстве, суду следует выяснить, является ли наследник участником общества.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <3> (далее - Закон) уставом общества может быть предусмотрено, что переход к наследникам доли в уставном капитале общества допускается только с согласия остальных участников общества. Согласно указанной норме права если в течение 30 дней с момента обращения к участникам общества (либо иного срока, установленного уставом) получено письменное согласие всех участников или не получено письменного отказа в согласии ни от одного из участников общества, то считается, что необходимое согласие получено.

<3> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 27 июля 2006 г.).

Также следует учитывать, что в уставах отдельных хозяйственных обществ и товариществ встречается условие, согласно которому доля умершего участника не переходит к наследникам.

Указанные обстоятельства должны быть проверены судом при рассмотрении конкретного спора.

Лишение наследника возможности стать участником общества не означает лишения наследника прав наследства на имущество, и ему должна быть выплачена действительная доля умершего участника общества в сроки, установленные ст. 23 Закона или уставом общества. При этом следует учитывать, что споры между наследником и обществом, связанные с выплатой доли, не подведомственны арбитражному суду, так как не относятся к категории корпоративных споров и прямо не предусмотрены ст. 33 АПК РФ. По общему правилу споры между гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами подведомственны арбитражному суду только в случаях, предусмотренных законом.

При наличии нескольких наследников следует проверять, каким образом наследство распределено между наследниками, поскольку несколько наследников не могут стать участниками общества одновременно. Поэтому следует истребовать соглашение либо решение суда о разделе наследственной массы между наследниками. Кроме того, в качестве доказательства, что тот или иной наследник унаследовал долю в уставном капитале общества, могут служить сведения об отказе остальных наследников от наследства в соответствии со ст. 1157, 1158 ГК РФ. Отказ от наследства может быть осуществлен теми же способами, что установлены законом для принятия наследства. По ст. 1159 ГК РФ отказ от наследства может быть осуществлен путем подачи заявления об отказе от наследства по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу. Наследник имеет право передать заявление об отказе от наследства нотариусу лично, через другое лицо и по почте. Законодатель предоставляет наследнику возможность отказа от наследства через представителя, но только если в доверенности прямо предусмотрен такой отказ. Если представитель является законным, для отказа от наследства доверенность не требуется (ч. 3 ст. 1159 ГК РФ). В то же время опекун для отказа от наследства должен получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 1157 ГК РФ).

При отсутствии вышеуказанных доказательств судом не может быть рассмотрено заявление о правопреемстве.

При разрешении споров нередко возникает вопрос, является ли наследник правопреемником всех прав и обязанностей умершего участника. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Так, не переходят к наследникам дополнительные права и обязанности, которыми участники общества могут быть наделены, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 и абз. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Кроме того, по нашему мнению, существуют права участников общества, которые не могут переходить наследникам.

Так, в арбитражный суд обратился гражданин К., который являлся участником общества с ограниченной ответственностью, с заявлением о признании недействительным решения общего собрания, при этом гражданин ссылался на то, что он не присутствовал на указанном собрании. После подачи заявления и принятия его судом к производству гражданин К. скончался. В соответствии со справкой, выданной нотариусом, наследниками, принявшими наследство, являются супруга К., его дочь и сын. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, супруга К. обратилась с заявлением в порядке ст. 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве в рамках арбитражного дела. Производство по делу судом было прекращено. При этом суд сослался на то, что право на обжалование решения общего собрания является личным неимущественным правом участника общества, которое не может входить в состав наследства, и, следовательно, наследники не являются правопреемниками истца по настоящему иску.