Мудрый Юрист

Высшее образование в России и западной Европе (гражданско-правовые аспекты)

Фоков А.П., профессор, доктор юридических наук.

Глобализация мирового экономического пространства и модернизация высшего образования в XXI в. вызвали небывалый спрос на оказание гражданско-правовых услуг в данной сфере не только в России, но и за рубежом.

В современной России, как и в Западной Европе, происходит постоянно действующая реформа высшего образования, целью которой является повышение качества и доступности образовательных услуг как непосредственно за счет средств бюджетного финансирования, так и за счет средств потребителей.

Особая роль в регулировании образовательных отношений принадлежит гражданскому законодательству, так как образовательные услуги оказываются на основании возмездного договора, который в процессе его реализации в учебном процессе так или иначе вовлекает в свою орбиту иные законодательные регулятивные отношения: финансовые, налоговые, административные, трудовые, образовательные и иные. Поэтому мы полагаем, что будущее граждан России и Западной Европы в полном объеме зависит от качества и доступности образования. Тем не менее понятие качества и доступности образования в нашей стране неразрывно связано с обязательным контролем в сфере образования, который осуществляется в виде таких процедур, как лицензирование, аттестация и аккредитация, и оценивается только по условиям осуществления образовательной деятельности и по уровню полученных знаний студентов. Считаем, что указанное - лишь часть компонентов "качества и доступности" образовательных услуг, так как на практике в процессе проверки документооборота в этой области вполне очевидно, что каждый отдельно взятый вуз самостоятельно определяет не только цели и задачи качества и доступности, но и результаты, потому что процесс модернизации образования постепенно вынуждает вузы осуществлять деятельность, приносящую доход (прибыль), т.е. осуществлять предпринимательскую деятельность.

В связи с этим Европейское сообщество <1> с декабря 1997 г. по декабрь 2000 г. под руководством Международного института Париж ля Дефанс (Париж) в сотрудничестве с Российским фондом правовых реформ и Государственным университетом - Высшей школой экономики (Москва) провело сравнительное исследование в области качества и доступности образования и выработки соответствующих рекомендаций в сфере образовательной деятельности. В целом исследования проводились в области гуманитарных, физических, математических и иных наук, но мы в силу нашей специализации хотели бы коснуться качества и доступности образовательных услуг юриспруденции.

<1> Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. М.: Рудомино, 2001. С. 5 - 7.

С 25 по 27 апреля 2000 г. <2> в рамках проведенных исследований ученые-юристы организовали семинар в Подмосковье, где выступающие с российской стороны - профессора Е.А. Суханов, Д.Н. Бахрах и другие - высказались о необходимости специальных научных проектов, которые бы позволили комплексно оценить проблемы качества и доступности образовательных услуг в вузе вообще и в частности в области подготовки юридических кадров. Представители научной школы Западной Европы не только поддержали российских коллег, но и отметили необходимость установления связи между обучением и наукой, повышения квалификации преподавателей, примирения государственного контроля и автономии вузов, а также необходимость укрепления контактов с практикой.

<2> Там же. С. 252 - 265.

Переход к современному индустриальному обществу, а впоследствии к постиндустриальному обществу невозможен без качественного оказания образовательных услуг на основе сохранения его фундаментальности, т.е. постепенно образовательный процесс должен проходить стадии модернизации <3>, в том числе и качественного изменения преподавания дисциплин в вузе. Действительно, если обратиться к выпускникам вузов, получившим, например, диплом юриста, то не каждый ответит на вопрос о том, что же новое сегодня появилось в кодифицированном Гражданском кодексе РФ. По этому поводу в Западной Европе говорят, что работодатель обязательно оценивает качество диплома претендента - выпускника вуза. Определенная вакансия может быть предоставлена любому дипломированному специалисту, но работодатель обязательно проверит знания претендента в ходе собеседования по заданной теме либо предложит представить реферат о своем видении будущего места работы и своего вклада в развитие организации и даже может просить пройти детектор лжи, чтобы выявить полученные знания. На сегодняшний день уже стало нормой предъявление судебных исков к вузам в Западной Европе, если выпускник своими действиями нанес вред организации, принявшей его на работу, и не обеспечил качественное выполнение заданий согласно полученному образованию.

<3> Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. N 2.

Если обратиться к опыту США, то еще в 2002 г. федеральный доклад национальной комиссии по качеству образования констатировал то, что "нация в опасности, так как образовательные основы общества подтачивает нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом..." <4>. При этом преимущества качественного образования ученые США сравнивают с экономическими показателями. Исследования валового внутреннего продукта работников трех образовательных групп, имеющих суммарное образование 10,5 года, 12,5 года и 14,5 года, показали, что именно третья группа лиц производит более 50% ВВП. Отметим, что подобные исследования проводились и в России, и они показали, что работники с образованием в 14,5 года составляют 24% от общего трудоспособного населения и производят 56% прибавочной стоимости <5>.

<4> Садовничий В. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию. О стратегии развития российской высшей школы // Alma mater. Вестник высшей школы. 2002. N 10. С. 7 - 8.
<5> Шудегов В.Е. Проблемы и пути развития образовательного права // Право и образование. 2002. N 6. С. 7 - 8.

Проблемы национальной безопасности и состояния качества и доступности образования в России приобретают уже не декларативный характер, а вполне осознанный государственный подход. Так, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин 20 - 21 ноября 2003 г. отметил отсутствие в большинстве вузов качественного и доступного образования, что составляет угрозу национальным интересам нашей страны <6>.

<6> Материалы Всероссийского совещания заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. М.: МГУ, 2003. С. 7.

Студенческие волнения во Франции в 2006 - 2007 гг. по поводу возможности немотивированного увольнения работодателем с работы молодого специалиста, не обладающего качественными знаниями, показали, что в Западной Европе проблема качества также носит характер государственный, и разрешение проблем необходимо начинать с вузов.

В связи с этим нам вспоминается дореволюционный ученый-цивилист, автор учебника по гражданскому праву профессор Г.Ф. Шершеневич, который постоянно говорил о необходимости практического понимания теоретических основ права. В данном случае, если в процессе обучения преподаватель раскрывал тему "вексель", то профессор Г.Ф. Шершеневич строил занятие таким образом, что студент начинал осознавать предмет, что он собой представляет по содержанию и каким целям служит, когда приводилась жизненная ситуация, где присутствовал документ "вексель". Впоследствии преподаватель подчеркивал, что в Италии, во Франции, в Германии законодательство также учитывает "вексель" в гражданском обороте, но характеристики его отличаются от российских. В заключение темы профессор комментировал законодательное обеспечение "векселя" и давал обобщение существующей судебной практике его применения.

Таким образом, дореволюционные ученые самостоятельно строили конструкции качественного преподавания различных дисциплин в области гражданского права. Как правило, специалисты-цивилисты в дореволюционной России ценились именно за качественные знания не только теории, но и практики применения институтов гражданского права.

В то же время в современных условиях модернизации российского образования на государственном уровне была принята Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.), где в качестве государственной политики в сфере образования (профессионального и общего) являются повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию.

С нашей стороны отметим, что появлению этого документа способствовали Сорбоннская (1998 г.) и Болонская (1999 г.) декларации, где дефиниция "качество образования" рассматривалась как средство поднятия уровня конкурентоспособности европейского образования.

Необходимо отметить, что понятие "качество образования" - это предмет исследования разных отраслей знаний: юриспруденции, философии, экономики, педагогики, и поэтому в настоящее время не существует единой точки зрения, как рассматривать эту проблему: комплексно или в ракурсе, свойственном предмету соответствующей отрасли. Поэтому неудивительно, что среди российских ученых существует несколько точек зрения о том, что проблему качества образования необходимо рассматривать как:

  1. социальную категорию <7>, т.е. согласно пожеланиям потребителя;
<7> Яковлев Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. С. 26.
  1. управленческий процесс <8> - это повышение обеспечения факторов качества через механизмы кадровой политики;
<8> Бордовская Н.В. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подхода // Высшее образование сегодня. 2002. N 9. С. 19.
  1. повышение роли организации учебного процесса <9> и усиление внимания к научно-методическому, информационному, материально-техническому обеспечению;
<9> Кузнецова М.Е. Проблемы качества образования в высшей школе // Сб. науч. трудов. Вып. 9. Гуманитарные науки: В 2 ч. Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. Ч. 1. С. 26.
  1. соотношение цели и результата <10> качества образования;
<10> Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999; Орачева Е.А. Негосударственный вуз: управление качеством образования. Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2001. С. 12.
  1. повышение квалификации научно-педагогических кадров <11>, поощрение и стимулирование их труда, а также внедрение новых информационных технологий и др.
<11> Галаган А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 1999. N 3. С. 186.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предполагается переаттестация всех образовательных программ в области права, экономики и менеджмента, переаттестация и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца; формирование и приведение в действие независимой от органов управления образованием государственной системы аттестации и контроля качества образования.

Следует отметить, что на сегодняшний день очень подробный анализ повышения качества образования принадлежит ученому В.В. Кваниной <12>, которая последовательно в своих трудах дает нам не только научные подходы к разрешению данной проблемы, но и методы практической их реализации на современном этапе развития высшей школы.

<12> Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: Монография. Изд-во ЮУрГУ, 2004; Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. М.: Изд-во "Готика", 2005; Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006.

С нашей стороны полагаем, что ученый В.В. Кванина, анализируя дефиниции качества и доступности российского образования, вполне закономерно пришла к выводу о том, что все исследования в данной области носят многоступенчатый характер и достичь прогресса в этом направлении трудно, так как образование, в том числе и в странах Западной Европы, ограничено рамками национальных государств. Как отмечают В.П. Тихомиров и Н.И. Максюкова, в настоящее время, например, в Великобритании советы по финансированию высшего образования финансируют только государственные университеты, а частные - отечественные или иностранные - лишены права на получение этих средств, что создает несправедливые условия конкуренции, против чего направлено CATS <13>.

<13> Тихомиров В.П., Максюков Н.И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. 2001. N 4. С. 9.

В настоящее время в России разработаны стандарты услуг в сфере торговли, транспортных услуг, туризма, автосервиса и т.д.

Считаем, что государственные образовательные стандарты ничего общего не имеют с Законом "О техническом регулировании", так как он прямо не распространяется на образовательные стандарты.

В 1995 г. вступило в силу Генеральное соглашение о торговле услугами (CATS), которое касается всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли. Против планов Всемирной торговой организации о включении образовательных услуг в сферу действия CATS выступили ученые многих государств <14>.

<14> Зарецкий С.Л., Семеко Г.В. Образовательные услуги и новый раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (обзор) // Экономика образования. 2003. N 4. С. 68.

Анализ ГОСТ, ИСО-9000, норм Закона "О техническом регулировании" позволяет нам присоединиться к мнению ученых России и Западной Европы о том, что образование - особая сфера общественных услуг, и сертификация и стандартизация в вышеуказанном смысле не могут иметь места, так как оценка качества и доступности образования - лицензирование, аттестация и аккредитация - принадлежит публично-правовым институтам, а частноправовые средства записаны и закреплены в гражданско-правовом договоре на оказание возмездных образовательных услуг.

В Западной Европе в настоящее время проходят оживленные дискуссии по оценке качества и доступности образования исходя из современных требований общеевропейских стандартов.

При этом мы не должны забывать о том, что нет определенной модели качества и доступности образования, принятой большинством стран Западной Европы.

Большое значение имеют различные элементы образовательной структуры. Например, праву в Испании обучают пять лет, во Франции - четыре года, в Бельгии - пять лет. Качество и доступность определяются преемственностью образования, т.е. нельзя перейти на старший курс, не усвоив того, что преподается на предыдущем курсе. Продвижение должно быть одинаковым для всех. Обычно эта модель сочетается с обязательным содержанием обучения, во всяком случае в первые годы.

Модели с делением на курсы противостоит модель "зачетных единиц" или "кредитов", например в Канаде. В период обучения на курсе студент должен набрать определенное количество "зачетных единиц", что дает возможность перевода на старший курс обучения, а в целом судить о качестве и доступности обучения в вузе. Более того, в Германии система с зачетными единицами заканчивается строгими государственными экзаменами; в Италии - защитой диссертации (аналог российской дипломной работы).

В Англии определение качества и доступности образования разбито на два уровня, и по завершении, соответственно, присваиваются два звания - бакалавр и магистр. Уточним, что в Германии недавно создана магистратура, но она не имеет широкого распространения. Во Франции, как и в Испании, система по продолжительности одинакова и не предусматривает деления на циклы.

В настоящее время европейские страны стремятся не к унификации, а к сближению различных моделей. Западная Европа столкнулась с серьезной проблемой свободного перемещения лиц, а следовательно, и профессионалов.

Определение качества и доступности образования в Западной Европе выражается в стремлении к сближению, но это не означает разработку ни обязательной, ни факультативной модели. Более того, вопросами "качества и доступности" образования, например, во Франции занимается государственная комиссия, а в Англии каждый университет разрабатывает критерии качества образования.

Неудивительно, что Россия свои образовательные стандарты пытается форсировать путем перехода на двухуровневую систему высшего образования. Правительство РФ 9 марта 2007 г. одобрило новую систему образования и предложило ввести ее с 1 сентября текущего года, что должно решить сразу несколько проблем:

В органах СМИ <15> идет настоящая борьба за студента, который в большинстве случаев хочет иметь нормальный диплом вуза после 5 - 6 лет традиционного обучения.

<15> Лашкина Е., Лашкина П. Бакалавр может стать премьером // Российская газета. 2007. 10 марта; Зернова Т. Магистр в законе // Российская газета. 2007. 14 марта; Агранович М. Лавры бакалавра и магия магистра // Российская газета. 2007. 16 марта.

Неудивительно, что новшество не затрагивает медицинские, технические и военные вузы: их выпускники будут обучаться по традиционной схеме и по окончании вуза получать дипломы специалистов.

В связи с этим борьба за студента и качество его обучения выводится на новый уровень современной российской высшей школы.

Так, в ближайшее время Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам собирается вынести на публичное обсуждение законопроект об образовательных кредитах, который подготовлен депутатами два года назад. Альтернативный законопроект об образовательных кредитах недавно поступил в Государственную Думу и из Министерства образования и науки.

В 2000 г. Сбербанк разработал порядок предоставления кредитов на оплату обучения. Потом такие кредиты стали выдавать и другие банки. Типичные условия для предоставления кредита: до 90% стоимости обучения; срок кредита - от одного года до 11 лет; льготный период (когда кредит не отдается) до пяти лет - время обучения в вузе; процентные ставки - 18 - 19% годовых в рублях или 10 - 13% в валюте.

Доступность высшего образования в России сегодня в три раза больше, чем в советское время: на 10 тысяч жителей образование получают 250 человек. Больший показатель только в США. Однако возможности получения "бюджетного" образования в ведущих российских вузах действительно ограничены. Стоимость обучения в столичных вузах в 3 - 5 раз выше, чем в региональных. Всего примерно 60 процентов российских студентов обучаются на платной основе. Впрочем, это мировая тенденция. Но в других странах существуют специализированные кредиты, которые молодые люди могут взять в банке под свою будущую зарплату. Нашим же студентам это сегодня практически недоступно.

Член Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам В. Зубов, разъясняя читателям "Российской газеты" <16> суть законопроекта, пришел к выводу, что "молодым специалистам, не расплатившимся по кредитам за обучение, придется отрабатывать там, куда пошлют". Конечно же, полагает депутат, могут быть исключительные случаи, "если студент будет не в состоянии выплатить кредит, то за него рассчитается государство".

<16> Гладунов О. Студент, ищи инвестора // Российская газета. 2007. 13 марта.

В завершение своей статьи хочется отметить, что глобализация мирового пространства и модернизация образования российского вуза имеют и свои положительные качества.

Недавно стартовала 7-я рамочная программа научных исследований и технологического развития Евросоюза, на которую выделено более 52 млрд. евро. Недавним студентам, а ныне молодым российским ученым предлагается принять участие в этой программе, так как европейцам все труднее конкурировать с другими странами в области фундаментальных исследований не только в точных науках, но и в гуманитарных областях. По оценкам, уже сегодня университетам и научно-исследовательским центрам Европы не хватает около 700 тысяч специалистов <17>.

<17> Деменко С. Европа заманивает ученых // Российская газета. 2007. 14 марта.

Показательно, что молодые российские ученые, заработав высокий статус за рубежом, сегодня возвращаются в Россию. Так, К. Северинов уехал работать в США сразу после окончания биофака МГУ более 15 лет назад. За эти годы он стал ученым мирового уровня, профессором крупного американского университета. Приобретя статус полного (в нашем понимании пожизненного) профессора с зарплатой 150 тыс. долларов в год, К. Северинов, не разрывая отношений с университетом штата Нью-Джерси, возвратился в Россию, выиграв грант в конкурсе, учрежденном президиумом РАН. Согласно условиям, в течение пяти лет на свои исследования К. Северинов ежегодно получает 4,5 млн. руб. и девять месяцев работает в стране.

Почему же он пошел на это? К. Северинов отвечает, что "когда нет еще 40 лет, а вы уже пожизненный профессор и уже известно, как будет идти жизнь до 70 лет, то становится немного скучно. Имея 120 публикаций за рубежом и ни одной в нашей стране, К. Северинов не имеет докторской степени и звания профессора в России. Поэтому он принял решение пройти все пути российского ученого, так как основой его успеха в США стало базовое качественное образование в России" <18>.

<18> Медведев Ю. Гуд бай, Америка? // Российская газета. 2007. 14 марта.

Гражданско-правовое регулирование высшего образования в России и Западной Европе, других зарубежных странах с прогрессирующей экономикой в области качества и доступности образования становится юридически обоснованным фактом. В сентябре 2003 г. Россия стала полноправным участником Болонского клуба, а это означает, что она должна выполнять все обязательства, вытекающие из Болонской конвенции. Поэтому развитие высшего образования в России не может идти вразрез с мировыми тенденциями в сфере образования.