Мудрый Юрист

Психологические особенности наказания в виде лишения свободы

Антонян Е.А., доцент МГЮА, кандидат юридических наук.

Психологические особенности лишения свободы как вида уголовного наказания включают в себя: психологию тюремной среды, психологию основных средств исправления осужденных к лишению свободы, психологию самой личности осужденного к лишению свободы и психологию деятельности сотрудников исправительных учреждений. Мы рассмотрим только те особенности, которые вызваны самой сущностью наказания в виде лишения свободы и определены специфическими условиями его исполнения - условиями изоляции осужденного от общества.

Сам факт изоляции от общества (особенно если речь идет о впервые осужденных к лишению свободы) вызывает у большинства осужденных глубокие переживания. Эти переживания часто связаны не с раскаянием, которое предполагает признание вины в совершенном преступлении, чувство стыда за содеянное и осознание вины перед потерпевшей стороной, а исключительно последствиями, которые несут условия изоляции от общества: частичным разрывом тех социальных связей (не всегда благоприятных), которые имело лицо до его осуждения к лишению свободы (семья, трудовой коллектив, друзья и т.д.); отсутствием возможности проводить по своему усмотрению свободное время; общением с лицами, являющимися представителями тюремной субкультуры (особенно если речь идет о многократно судимых).

Таким образом, эти переживания связаны не столько с утратой самой свободы, сколько с теми последствиями, которые эта утрата несет. Прежде всего это лишение осужденного благ. В прямой зависимости от переживаний будет находиться поведение осужденного, проявляющееся в его стремлении к получению образования, овладению специальностью, отношении к труду, семье (более 50 процентов осужденных имели семью).

Утрата свободы далеко не одинаково переживается различными категориями осужденных к лишению свободы. Из проведенного нами исследования (было проанкетировано 300 осужденных к различным срокам лишения свободы) видно, что воздействие этого карательного элемента наказания наиболее остро переживают осужденные в возрасте до 30 лет (68 процентов). Эти осужденные обладают более высоким образовательным уровнем, не утратили социально полезных связей (60 процентов из них на момент заполнения анкеты имели семью, детей). Многие осужденные наказание считают несправедливым, а совершенное преступление - незначительным. Более того, для осужденных к лишению свободы сам факт признания совершенного ими преступления обычно не имеет никакого морального самоупрека, так как обусловлен избежанием более строгого наказания еще на стадии следствия. Отсутствие идеологических, моральных и психологических ориентиров в исправительных учреждениях на покаяние является главной причиной отношения осужденного к совершенному преступлению с оправдательной позиции.

Как справедливо отмечает Ю.М. Антонян, "неумение или нежелание преступников приносить покаяние в совершенном преступлении является одной из главных причин высокого уровня пенитенциарного рецидива и эмоционального напряжения в российских исправительных учреждениях, что может выливаться в острые межличностные конфликты и даже бунты, существенно нарушая процесс исправления" <1>.

<1> См.: Антонян Ю.М. О покаянии преступников: Материалы международной конференции: 50 лет Минимальным международным правилам обращения с заключенными. Рязань: АПиУ ФСИН Минюста России, 2006. С. 54.

Как уже было указано выше, факт изоляции переживается различными категориями осужденных по-разному. Так, среди лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, по сравнению с неоднократно осужденными, как показало исследование, на 9 процентов больше тех лиц, которые указали на это обстоятельство. К сожалению, неоднократно судимые в меньшей степени дорожат свободой и не испытывают особых переживаний по поводу ее утраты, так как адаптированы к условиям изоляции. В данном случае лишение свободы вообще не приносит страданий.

Что же касается тех осужденных, для которых лишение свободы приносит страдания и переживания, то работа с ними должна быть направлена на разъяснение, что к ним применена вынужденная мера - изоляция, что это является следствием их преступного поведения, а не желанием отомстить за совершенное преступление. Изолируя преступника от общества, государство тем самым (в лице учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), предотвращает совершение в обществе новых преступлений. Положительным результатом работы по исправлению осужденных к лишению свободы будет осознание каждым осужденным того, за что он вынужден нести те ограничения своей жизни, которые предусмотрены лишением свободы.

Приспособиться в условиях мест лишения свободы удается немногим осужденным, а большая их часть в силу своей неприспособленности к условиям изоляции живут в состоянии стресса (сегодня у 30 процентов осужденных в различных исправительных учреждениях наблюдаются психические отклонения, вызванные в том числе условиями изоляции). Длительность такого стресса зависит и от срока лишения свободы: чем срок больше, тем больше и шансы адаптироваться в этих условиях. Причем на процесс адаптации влияет наряду со сроком и вид совершенного осужденным преступления. Подобная адаптация к условиям лишения свободы находится в прямой связи с выработкой у этих лиц психологической защиты.

В условиях лишения свободы у впервые осужденных, например, наиболее превалируют такие эмоциональные состояния, как чувства одиночества и страха.

В процессе адаптации осужденного к новым, неведомым ему дальнейшим условиям жизни в условиях изоляции и специфической тюремной субкультуры очень важен начальный период пребывания в исправительном учреждении, когда в памяти осужденного еще свежи и чувство вины, и глубокие переживания, связанные с изоляцией от общества (разрывом с семьей). От того, как он адаптируется к условиям изоляции, и будет зависеть весь процесс исправления осужденного, что является целью наказания.

Важная роль при этом отводится психологической службе, а неэффективность процесса исправления связана с недостатками в ее работе, которые имеют место и по той причине, что сегодня психологов готовят для уголовно-исполнительной системы в целом, а не для конкретной работы с осужденными, лишенными свободы.

В отечественной пенитенциарной системе должность психолога была введена на начальном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы лишь в 1989 г. К такому решению пришли, опираясь на отечественный и зарубежный опыт функционирования исправительных учреждений, когда назрела острая необходимость в практической психологии. Весьма затруднительно говорить о качественном улучшении исправления и ресоциализации осужденных без той роли, которая отводится сегодня психологической службе.

Основы зарождения психологической службы в исправительных учреждениях были заложены еще в 20 - 30-х годах прошлого столетия, когда появились первые лаборатории по изучению личности преступника. А как можно изучать личность преступника без психологических знаний, специально разработанных психодиагностических методик? Более того, в рассматриваемый период в отечественном пенитенциарном законодательстве закреплялось право на создание криминально-диагностических кабинетов и лабораторий в исправительных учреждениях. Для координации их деятельности в 1925 г. был образован Государственный институт по изучению преступности и личности преступника.

Однако деятельность этих кабинетов и лабораторий с конца 20-х годов XX в. стала сворачиваться. Причин этому было много, и главная заключалась в том, что в условиях массовых репрессий, беззакония развитие пенитенциарной психологии становится делом бессмысленным.

Возрождение пенитенциарных психологических исследований начинается с середины 60-х годов с введением отрядной системы с восстановлением судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних, в 70-е годы в воспитательно-трудовых колониях и следственных изоляторах для работы с несовершеннолетними была введена должность психолога.

В пенитенциарных учреждениях все многообразие задач, стоящих перед психологическими службами этих учреждений, можно свести к функции диагностики личности и групп осужденных, личности и коллектива сотрудников <2>.

<2> См.: Дебольский М.Г. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования // Прикладная юридическая психология. М., 2001. С. 47 - 52.

Вместе с тем, на наш взгляд, представляет интерес так называемая концепция психотерапевтического воздействия на осужденных к лишению свободы, получившая распространение в пенитенциарных системах Западной Европы. Согласно этой концепции осужденный рассматривается как носитель хронического заболевания, а исправительное учреждение представляет собой своего рода клинику. Сторонники такого подхода рассматривают само преступление "не как патологию, а норму, явление, присущее современному обществу, вписанное в рутину повседневной жизни" <3>, преступление является реакцией членов общества на условия жизни.

<3> Сморгунова А.Л. Современная зарубежная криминология: критическое направление: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 136.

Психотерапевтическое воздействие на осужденного включает в себя установку особого межличностного взаимодействия между осужденным и практическим психологом для решения проблем. Проблемы в данном случае могут быть и внутриличностными, и межличностными. Деятельность практического психолога должна быть направлена на осознанное изменение поведения личности с учетом вида проблемы.

Психотерапевтическое воздействие на осужденных в исправительных учреждениях должно иметь своей целью укрепление и формирование в заданном направлении положительных качеств личности осужденного с учетом его индивидуальных особенностей. На протяжении многих лет одним из распространенных направлений такого воздействия является коллективная беседа, целями которой являются: помощь осужденным в приспособлении к условиям жизни в тюрьме; повышение у осужденного чувства ответственности; сделать его более восприимчивым к другим методам воздействия, применяемым в исправительном учреждении.

При этом руководитель такого рода психотерапевтической работы должен действовать, как врач, умело и тактично устраняющий часто слишком бурную реакцию осужденного, т.е. "больного", на те или иные явления, происходящие вокруг него в условиях изоляции от общества.

Предусмотренные в пенитенциарном законодательстве (и России, и других стран мира) различные условия содержания осужденных в зависимости от их степени общественной опасности определяются не только интересами их изоляции, но и карой. Это обстоятельство нельзя игнорировать, иначе будет подорвана роль института лишения свободы в достижении частного и общего предупреждения.

Сегодня общепризнанным фактом является то, что во всем мире на уровень рецидива не влияют ни сроки лишения свободы, ни приравненные к международным стандартам условия деятельности пенитенциарных учреждений.

Условия изоляции, в которых находится осужденный, не должны усугублять его страдания.

При лишении свободы наказанием является утрата этой свободы, а не те дополнительные лишения, которые мы можем наблюдать в некоторых исправительных учреждениях (недостаток освещенности помещений, в которых проживают осужденные, отсутствие тепла, низкое качество медицинского обслуживания, плохое питание). Суд приговаривает лицо к лишению свободы, а не к лишению нормальных условий человеческого существования. Исправительные учреждения призваны не наказывать, а исполнять наказание с помощью соответствующих программ исправления осужденных, к числу которых относится и психотерапевтическая работа с ними. Последующая социальная адаптация отбывших наказание будет в немалой степени зависеть от того, как была организована психологическая работа.

Безусловно, нельзя исправить всех осужденных, находящихся сегодня в местах лишения свободы. Среди них есть и такие, которые вообще не захотят вставать на путь исправления, так как большую часть своей жизни прожили в условиях несвободы и неплохо к этим условиям адаптировались. Но есть среди осужденных, лишенных свободы, и такая категория лиц, которая стремится с первого дня максимально приблизить окончание срока своего нахождения в условиях изоляции: своим примерным поведением, выполнением требований администрации, положительным отношением к труду и учебе, своим раскаянием в совершенном преступлении. И для этой категории в особенности необходимо существенно пересмотреть деятельность исправительных учреждений с трех позиций:

  1. необходимо постепенно переходить от системы бараков, которые представляют собой исправительные колонии (наиболее распространенный вид исправительных учреждений в России), к тюрьмам с камерами, отвечающим международным гуманистическим требованиям отбывания наказания в виде лишения свободы. Отсюда и решение многих психологических проблем. Так, условия барачной системы исправительной колонии не позволяют осуществить элементарное для человека: задуматься, сосредоточиться, побыть наедине с самим собой. Все это не может способствовать процессу исправления осужденных;
  2. сегодня уже надо вести речь о подготовке нового поколения сотрудников исправительных учреждений для работы с осужденными, лишенными свободы. Эти сотрудники должны владеть знаниями психологии осужденных, методами клинической беседы с ними, методами изучения и педагогического воздействия на них, иметь психоаналитическую подготовку. Работа психологов с осужденными, лишенными свободы, не должна быть эпизодической;
  3. большие опасения сегодня вызывает рост числа должностных преступлений, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений. Вряд ли осужденный будет задумываться о раскаянии в совершенном преступлении, видя, как на его глазах сами представители администрации совершают неправомерные действия.