Мудрый Юрист

Второе отделение собственной его величества канцелярии и работа по систематизации российского законодательства

Шамрун А.Н., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права.

Многочисленность, раздробленность, запутанность нормативных актов требовали постоянного их разъяснения, что еще более усложняло ситуацию. Для решения назревшей проблемы семь российских монархов - от Петра I до Александра I включительно - приступали к задаче систематизации законодательства, однако практических результатов достигнуто не было до тех пор, пока при Николае I для решения этой задачи не было образовано Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии <1>.

<1> См.: Матвеева Л.А. Государство и право Российской Империи в XIX веке. Пенза, 2001. С. 14 - 15.

Работа по систематизации законодательства во вновь образованной Собственной Его Величества канцелярии Николаем I была поручена М.М. Сперанскому. О.И. Чистяков пишет, что Николай I с большой неохотой привлек М.М. Сперанского к этой работе, "прежние либеральные взгляды которого, конечно, были известны, императору". Поэтому во главе Второго отделения был поставлен М.А. Багульянский, хотя фактически всю работу возглавил М.М. Сперанский. По мнению О.И. Чистякова, Николай I "дал указание ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии" <2>.

<2> История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. С. 323, 324.

Следует отметить, что в литературе зачастую неправильно называют работу, проведенную под руководством М.М. Сперанского во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии, кодификацией <3>. Кодификация законов действительно входила в планы М.М. Сперанского, который хотел разработать новое уложение как совокупность действующих законов, исправленных и дополненных в соответствии с новым временем <4>. Однако Николай I решил ограничиться составлением сборника ранее изданных законов, собрать весь законодательный материал, скопившийся с 1649 г., и расположить его в хронологическом порядке <5>. Такой процесс в теории права называется инкорпорацией, а инкорпорация вместе с кодификацией составляют систематизацию законодательства. При этом высшей формой систематизации признается именно кодификация, в результате которой создается новый крупный нормативно-правовой акт, охватывающий, как правило, целые отрасли права и законодательства <6>.

<3> См., например: Осипов И.Д. Истинная монархия графа Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / Отв. ред. И.Д. Осипов. М., 2002. С. 39; История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 200.
<4> См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
<5> См.: Кутырева М.А. Идеи законотворчества в истории политико-правовой мысли: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 12.
<6> См.: Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. С. 138.

Тем не менее и инкорпорация, осуществленная под руководством М.М. Сперанского, представляла собой гигантский труд. Как справедливо отмечает по этому поводу Л.А. Матвеева, "М.М. Сперанский и его помощники повторили подвиг юристов Юстиниана, за семь лет они осуществили грандиозную систематизацию российских законов". Сначала были проведены работы по сбору и размещению в хронологическом порядке указов, международных договоров, важнейших судебных решений за 1649 - 1825 гг., т.е. от Соборного уложения до начала правления Николая I. Многое не удалось разыскать, но тем не менее свыше 30 тысяч законодательных актов было собрано в 45 томов Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Все правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не подлежали включению в собрание <7>.

<7> См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.

Одновременно велась работа над составлением Свода законов Российской империи, который в отличие от ПСЗ, компоновался по тематическому принципу. Систематизация была проведена на основе деления права на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие; г) сократить многосложные тексты законов; д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

К 1832 г. для обсуждения в Государственном совете было подготовлено 15 томов Свода законов (СЗ), объединенных в восьми книгах. В первых трех томах были изложены основные и учредительные законы, определяющие пределы власти и порядок делопроизводства государственных учреждений (Государственного совета, Сената, министерств, губернских учреждений), в четвертом томе - уставы о государственных повинностях, в пятом - восьмом томах - уставы казенного управления, том девятый - законы о сословиях ("состояниях"). Десятый - двенадцатый тома охватывали законы гражданские и межевые, кредитные отношения, торговую и предпринимательскую деятельность. Тринадцатый и четырнадцатый тома содержали уставы благочиния (полицейские законы), а пятнадцатый том - уголовные законы <8>. По книгам СЗ делился следующим образом: первая книга включила по преимуществу законы об органах власти и государственной службе, вторая - уставы о повинностях, третья - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), четвертая - законы о сословиях, пятая - гражданское законодательство, шестая - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), седьмая - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественного призрения и врачебный и др.), восьмая - уголовное законодательство <9>. Каждый том СЗ делился на части. При этом той части СЗ, которая получила название Основных государственных законов (т. 1, ч. 1), впоследствии изложенной в редакции от 23 апреля 1906 г., суждено было стать первой русской конституцией. К каждой части (отрасли) СЗ подготавливалась историческая справка. Для каждой статьи СЗ составлялся комментарий, имевший силу толкования. СЗ включал в себя только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главных управлениях, куда направлялись отдельные части СЗ. Ревизия окончилась в мае 1832 г.

<8> См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 16.
<9> См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С. 325.

В планах М.М. Сперанского была и дальнейшая систематизация законодательства, но уже в виде кодификации. Было решено начать с кодификации уголовного законодательства. Руководство кодификацией было поручено М.М. Сперанскому, однако завершилась она уже после его смерти (в 1839 г.) <10>.

<10> См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.

Новый кодифицированный акт получил название Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Его разработка началась сразу же после создания СЗ и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии. При разработке проекта был использован пятнадцатый том СЗ. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы и проекты таких кодексов <11>.

<11> См.: История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. С. 326.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему, размноженные для предварительного ознакомления, были подготовлены к 1844 г. <12>. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было рассмотрено в Государственном совете и утверждено в августе 1845 г., введено в действие оно было с 1 мая 1846 г. Судебные органы в приговорах, вынесенных после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на новое Уложение <13>.

<12> См.: Там же.
<13> См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России благодаря усилиям М.М. Сперанского и его единомышленников (М.А. Багульянского, К.И. Арсеньева, Ф.И. Цейера, А.П. Куницына, М.А. Корфа, В.Е. Клокова и др.) была проведена огромная работа по систематизации законодательства в виде инкорпорации (Полное собрание законов и Свод законов) и кодификации (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных). Все это придало российскому законодательству стройный и законченный вид.