Мудрый Юрист

История становления и пути развития военных судов России

Бабенко Р.В., начальник группы (по ведению судебной работы) юридической службы Дальневосточного военного округа, майор юстиции.

К началу XVII в. на Руси судов как таковых еще не существовало и в мирное время российских подданных судили за совершенные преступления в "приказах", то есть административных органах, выполнявших в государстве разнообразные функции, в том числе и судебные. Возглавляли их бояре или окольничьи, реже - дьяки. При каждом судебном приказе имелась "приказная изба" (канцелярия), где дьяки и подьячие чинили суд и расправу (в конце XVII в. эти дьяки станут называться судьями). За "убийственные" преступления (убийство, разбой и т.п.) виновных судили в "разбойном приказе", за измену, смуту - в "воровском приказе".

Регулярной, постоянной армии на Руси в то время не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки. Служба в них была наследственной. За малозначительные правонарушения они отвечали перед "своими" военными приказами (стрелецким и пушкарским). Но за тяжкие преступления их судили, как и всех, в разбойных или воровских приказах. Так было в мирное время, но в случае объявления "сбора на войну" и с начала самой войны картина резко менялась: большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали теперь уже не перед приказами, а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).

Воеводский суд и суды полковых судей, по существу, были первыми в России военными судами, которые руководствовались в своей деятельности в первой половине XVII в. Уставом ратных, пушкарских и иных дел (1603 г.). Это был акт иностранного происхождения, переведенный с латинского и немецкого языков. Он содержал нормы как материального, так и процессуального военного права. Его ведению подлежали ратные люди, а также все, кто исполнял какие-либо вспомогательные функции при войске <1>. Согласно Уставу, высшая судебная власть принадлежала (в случае если при войске не было Государя) Большому полковому воеводе (сейчас главнокомандующему).

<1> Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 11.

Наиболее распространенными преступлениями ратных людей в ту пору были уклонения от военной службы, особо жестокие насильственные действия в отношении потерпевших и преступления против дисциплины и порядка несения службы.

Со временем экономическое разорение страны, вызванное польско-шведской интервенцией, массовое бегство крестьян от помещиков и прокатившаяся по стране волна восстаний голытьбы потребовали укрепления государственного аппарата и, в частности, усиления судебной власти. Этим целям послужило Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.) <2>. Уложение внесло существенные изменения в организацию суда и судебного процесса, сыскного дела. Были повышены наказания за преступления против церкви, царя, за государственные преступления. Шире стал применяться в наказаниях принцип Талиона, например, виновные в поджогах наказывались сожжением. Уложение было с интересом встречено за границей и переведено на ряд иностранных языков. В России оно просуществовало вплоть до принятия в 1835 г. Свода законов Российской империи, однако серьезные изменения в системе военных судов произошли в эпоху Петра I.

<2> Минаев Л.И. Первые суды на Руси // Независимое военное издательство. 1995. N 11. С. 42.

Петр I создал регулярную постоянную армию. Теперь для образования "правильных, самостоятельных военных судов" не хватало соответствующих военно-судебных законов <3>. И Петр I посылает за границу (в Венгрию и Германию) князя Меньшикова и фельдмаршала Шереметьева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

<3> Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 12.

В результате в 1702 г. появилось Уложение Шереметьева (перевод с венгерского), а в 1706 г. - Краткий артикул Меньшикова (на базе немецкого военно-уголовного кодекса). Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52 случаях, а Кратким артикулом - в 65. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров. Краткий артикул содержал положения военного судоустройства и судопроизводства.

В 1716 г. был введен написанный лично Петром I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской армии, а также создания новых военных судов и военно-судебных законов. Некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и в настоящее время. Устав представлял собой весьма объемный акт, состоящий из трех томов. Во втором томе Воинского устава помещались военно-уголовный устав, уставы военного судоустройства и военного судопроизводства <4>.

<4> Игнатьев Л.В. Суды на Руси // Армейский вестник. 1994. N 1. С. 51.

Согласно уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников, ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями; низший (полковой) суд в составе председателя - полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение; скорорешительный суд - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства, он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Несмотря на коллегиальность военных судов, в них, как и прежде, не было состязательности. Правда, исключение составляли дела, рассматривавшиеся по частным жалобам, как спор двух равных сторон - истца и ответчика. В качестве истцов выступали, наряду с потерпевшими, и фискалы - чиновники, наблюдавшие за законностью в деятельности должностных лиц и отдельных подданных в области финансов и судопроизводства. В 1722 г. фискалы были упразднены и заменены прокуратурой, которая осуществляла пока лишь общий надзор и в суде не появлялась. Первое выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя состоялось только в 1864 г.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и "дожили" до Военно-судебной реформы 1867 года.

Те суды, о которых пойдет речь, были созданы в середине 60-х годов XIX в. в результате судебной и военной реформ, проведенных в царствование императора Александра II. Тогда в основу организации и деятельности судов были положены сформулированные в судебных уставах такие демократические принципы судопроизводства, как гласность, состязательность, непосредственность. В ходе реформ 15 мая 1867 г. царем был утвержден Военно-судебный устав <5>.

<5> Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 13.

Большинство этих принципов было воспринято и военными судами, хотя с некоторыми ограничениями и изъятиями, что объяснялось в первую очередь специфическими условиями армейской жизни. Так, на военных судей не распространялся принцип несменяемости, не действовали в военных судах институты суда присяжных и апелляции. Но, пожалуй, самой большой особенностью военных судов была определяющая роль военного командования в формировании судов, возбуждении уголовного преследования, предании суду и т.д.

Итак, военно-судебная власть в России в мирное время принадлежала: полковым судам; военным (военно-окружным и временным) судам; Главному военному суду с двумя отделениями в Сибири и на Кавказе. Кроме того, в каждом отдельном случае "С Высочайшего Соизволения" создавались: Верховный уголовный суд - для рассмотрения дел о преступлениях по должности высших военных чинов и Особый военный суд - для рассмотрения дел о государственных и некоторых других преступлениях.

Военно-судебные места (так обобщенно именовалась в России вся система военных судов) создавались соответствующими военачальниками: полковые суды - полковыми командирами, военные суды - командующими войсками военных округов, Главный военный суд - именными императорскими указами.

Общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который был вправе за недостатки и упущения по службе (не в связи с судебной деятельностью) наложить на виновных чинов военно-судебного ведомства дисциплинарные взыскания в виде замечания или выговора. Он мог лично произвести ревизию в любом военном суде либо поручить это подчиненному ему Главному военному прокурору или одному из должностных лиц военно-судебного ведомства.

Военные суды комплектовались из офицеров, генералов и чиновников военного ведомства, "русского подданства, с безупречной репутацией", постоянные (коронные) судьи обязаны были иметь юридическое образование <6>.

<6> Муранов А.И. Судебная власть и армия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 3. С. 2.

Итак, в результате реформы были укреплены правовые и нравственные основы правосудия, суды стали функционировать более рационально и эффективно, обозначился прогресс в развитии правосознания и правовой культуры населения.

Военно-судебная реформа 1867 г., проводимая при императоре Александре II, последовала сразу после реформы крестьянской, и это не случайно <7>. Вопрос о военных судах, подсудности им дел и принципах их деятельности получил нормативное регулирование на уровне европейских стандартов. При этом в основу реформы были положены базовые начала судебных уставов: состязательность и равноправие сторон, устность и гласность, которые по мере возможности были согласованы с военной спецификой <8>.

<7> Поляков Р.А. Военная история. М.: Воениздат, 2002. С. 47.
<8> Владимир Путин, Президент РФ: компетенция суда распространяется на все дела государства // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 3.

Такой подход в целом обеспечивал деятельность военных судов до 1917 г.

После Октябрьской социалистической революции большевистское правительство взяло курс на слом буржуазной правовой надстройки. Для сложившейся судебной системы это оказалось пагубным во многих отношениях. Прежде всего, был грубо нарушен принцип правопреемства: вместо постепенного и поэтапного приспособления привычных учреждений к новым условиям последовал решительный отказ от устоявшихся форм судопроизводства. Новые суды создавались спонтанно, с игнорированием основных принципов судебной деятельности; сразу утрачивались управляемость судебной системы, иерархическая соподчиненность ее звеньев и единство самой судебной власти. Совет Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. принял Декрет N 1 "О суде" <9>, закрепивший начавшийся процесс упразднения царской судебной системы, составной частью которой являлась царская военная юстиция, возглавляемая Главным военным и Главным военно-морским судами, начали создаваться новые местные суды, для борьбы с контрреволюционными силами учреждались революционные трибуналы.

<9> Ершов В.В. Судебная система России. М.: Дело, 2000. С. 9.

Развернувшаяся летом 1918 г. гражданская война и иностранная интервенция потребовали от Советского государства ускоренного создания регулярной массовой Красной Армии. В которой к осени 1918 г. для подавления преступности, в том числе и носившей контрреволюционный характер, были созданы специальные органы советской военной юстиции - революционные военные трибуналы: вначале в армиях и на фронтах, а затем их отделы при дивизиях и бригадах. Для трибуналов были разработаны первоначальные положения и инструкции, регламентирующие их деятельность.

8 декабря 1918 г. состоялось первое распорядительное заседание революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. Эту дату принято считать днем образования революционных советских военных трибуналов. Так был создан и начал действовать первый высший военный суд революционной России.

Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий от 8 января 1919 г., в которой были закреплены основы деятельности и состав революционных военных трибуналов, была первым нормативным документом, изданным революционным военным трибуналом при Революционном военном совете Республики <10>. В Инструкции говорилось о том, что революционный военный трибунал является органом соответствующего Революционного военного совета, которому он политически подчинен и который покрывает все расходы трибунала. Приговоры революционных военных трибуналов были окончательными и обжалованию ни в апелляционном, ни в кассационном порядке не подлежали.

<10> Лебедев В.М., Петухов Н.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах РФ". М.: Норма, 2000. С. 4.

4 февраля 1919 г. Революционным военным советом Республики было принято Положение "О революционных военных трибуналах", которым была определена подсудность дел революционному военному трибуналу при Революционном военном совете Республики, а также революционным нижестоящим военным трибуналам: фронтов, армий, отделу революционного военного трибунала армии <11>.

<11> Максимов С.С. Военные трибуналы - органы правосудия в Вооруженных Силах СССР, 70 лет военным трибуналам. М.: Воениздат, 1988. С. 281.

Было установлено, что решения Революционных военных трибуналов не подлежат обжалованию и приводятся в исполнение в 24 часа. Сообщения о решениях Революционных военных трибуналов и о приведении их в исполнение должны были публиковаться в "Известиях Революционного военного совета Республики" и в официальных изданиях соответствующих фронтов <12>.

<12> Ефимов А.В. Из истории военных трибуналов // Ориентир. 1996. N 3. С. 11.

Созданная в сталинский период обстановка беззакония и репрессий пагубно отразилась на состоянии всей судебной системы, в том числе и военных трибуналов. Судьи, по существу, не выбирались населением в силу формального характера принципа выборности, а фактически назначались или, лучше сказать, внедрялись по усмотрению бюрократического партийного аппарата. Судебная процедура создавала предпосылки к "обвинительному уклону". В результате судьи военных трибуналов оказались в ряде случаев не в состоянии обеспечить гражданам необходимую судебную защиту.

Особый период в деятельности военных трибуналов связан с Великой Отечественной войной. В условиях военного времени к их подсудности был отнесен широкий круг преступных деяний и лиц, их совершивших (в 1941 г. было принято положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий). Они сурово карали вражеских лазутчиков, трусов и паникеров, защищали нерушимость командирского приказа, военной присяги, укрепляя тем самым дисциплину и порядок как на фронте, так и в тылу. Когда требовала обстановка, военные судьи, не щадя своей жизни, храбро сражались с врагом с оружием в руках, поднимали бойцов в атаку, с боями выходили из окружения, руководили партизанскими группами. Они внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом. Большинство офицеров и служащих трибуналов за мужество и героизм были награждены орденами и медалями <13>.

<13> Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 11.

В период после развенчания культа личности Сталина и, несмотря на укоренившееся на практике давление со стороны партаппарата и существование "телефонного права", советские военные трибуналы, особенно низшие звенья, работали интенсивнее, чем это ныне принято считать.

К началу 90-х годов Положение о военных трибуналах 1958 г., на основании которого продолжали действовать военные суды, во многом устарело, перестало отвечать реалиям современной жизни. Значительная часть этого Положения в связи с противоречием российской Конституции и законам утратила силу, что приводило к возникновению противоречий и затрудняло их применение <14>.

<14> Лебедев В.М., Петухов А.Н. Комментарий к Федеральному конституционному закону Российской Федерации "О военных судах РФ". М.: Норма, 2000. С. 4 - 5.

Реформирование органов правосудия в российских Вооруженных Силах началось с возвращения им в апреле 1992 г. дореволюционного названия военных судов вместо военных трибуналов, что означало смену политической символики (Закон РСФСР от 21 апреля 1992 г.). Военные суды были включены в судебную систему РФ путем внесения изменений и дополнений в российскую Конституцию (ст. ст. 163 и 164 прежней Конституции РСФСР).

Большинство первостепенных проблем было разрешено после принятия 26 июня 1992 г. Закона РФ "О статусе судей в РФ" и полного распространения его положений на судей военных судов, которые получили все гарантии независимости, установленные законом. Были приняты также иные законодательные акты, регулирующие деятельность военных судов.

Кроме того, Законом РСФСР от 3 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" указанные действующие Законы РФ были дополнены нормами, регулирующими деятельность военных судов, военные суды были законодательно включены в состав судов РФ, а Военная коллегия - в состав Верховного Суда РФ.

Таким образом, к началу демократических реформ в нашей стране вопросы нормативного обеспечения деятельности военных судов решались достаточно своевременно, что создавало необходимые условия для их работы.