Мудрый Юрист

Контрольно-ревизионная деятельность счетной палаты РФ 1

<1> Статья подготовлена под научным руководством профессора А.А. Ялбулганова.

Косолапов С.В., кафедра финансового права ГУ-ВШЭ.

Вот уже более одиннадцати лет Счетная палата РФ успешно осуществляет государственный финансовый контроль в России. На протяжении всего этого времени не утихают споры о правовом статусе данного контрольного органа, его месте и роли среди других органов государственного финансового контроля, его полномочиях и реальных возможностях. Между тем статистические данные о работе Счетной палаты РФ весьма впечатляют. Так, только за 2006 г. Счетная палата РФ провела 587 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых, по предварительным данным, выявлено нарушений на сумму около 77 млрд. рублей, в том числе около 2,6 млрд. рублей нецелевого использования бюджетных средств, 0,5 млрд. рублей было блокировано и возвращено в бюджет <2>. Интерес общества к деятельности Счетной палаты РФ растет год от года, и четкое понимание всего порядка проведения контрольных мероприятий Счетной палатой РФ поможет, в свою очередь, повысить контроль и за ее деятельностью. Одно дело просто знать, что Счетная палата РФ выявила определенное количество нарушений, и совсем другое - четко понимать и представлять, какие конкретные контрольные мероприятия привели к этому. Таким образом, данная статья призвана по возможности осветить весь порядок проведения контрольно-ревизионной деятельности Счетной палатой РФ.

<2> http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=566713.

Виды контрольной деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ

Хотя Счетная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Согласно Федеральному закону "О Счетной палате РФ" она в процессе осуществления возложенных на нее задач осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов <3>. Тем не менее основным видом деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность.

<3> Статья 9 Федерального закона N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ". Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Финансовый контроль по своей сути является очередностью действий (или совокупностью мероприятий), ориентированной на результат. Какие предусмотренные законом виды деятельности контрольных органов при этом будут произведены, является второстепенным вопросом. Иными словами, экспертно-аналитическая, информационная и все иные виды деятельности Счетной палаты РФ являются дополнительными и вспомогательными по отношению к деятельности контрольно-ревизионной. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате РФ" одними из поставленных перед Счетной палатой РФ задач являются:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  4. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Процесс реализации возложенных на Счетную палату РФ задач включает в том числе:

  1. экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  2. анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  3. подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году.

Между тем очевидно, что, для того чтобы представить заключение по исполнению федерального бюджета в палаты Федерального Собрания РФ, необходимо вначале это исполнение проверить. Аналогично анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе нельзя провести, предварительно не выявив эти нарушения в результате контрольно-ревизионных действий. Экспертизу проектов федерального бюджета невозможно провести без информации о выявленных в предыдущие годы нарушениях. В материалах, размещенных на официальном сайте Счетной палаты РФ, указывается, что именно проверки, объединенные в единый комплекс на основе общей тематики, позволили всесторонне изучить различные вопросы и проблемы формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов <4>. Таким образом, все виды деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой РФ как специализированным государственным контрольным органом. Однако именно такой вид деятельности Счетной палаты РФ, как контрольно-ревизионная деятельность, обеспечивает непосредственное выполнение этим органом возложенных на него функций.

<4> http://www.ach.gov.ru/results/reports/2004-3.php.

Об этом свидетельствует и статистика деятельности Счетной палаты РФ. Так, всего за 1995 - 2004 гг. Счетная палата РФ провела 3857 контрольных мероприятий (для сравнения: в 1996 г. - 276, в 2004 г. - 487), которыми было охвачено 16815 объектов. В 1995 - 2004 гг. было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты РФ, рассмотрено 5787 вопросов, в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий (для сравнения: в 1995 г. - 46, в 2004 г. - 357) <5>. К 2004 г. контрольно-ревизионная деятельность являлась основным видом деятельности Счетной палаты ФР. Она осуществлялась по всем направлениям, возглавляемым аудиторами Счетной палаты РФ, в соответствии с планом работы, утверждаемым Коллегией Счетной палаты РФ. По результатам контрольных мероприятий в 1995 - 2004 гг. Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных дела <6>. Приведенные данные показывают не только динамику роста значимости контрольных мероприятий в работе Счетной палаты РФ, но и свидетельствуют о качестве их проведения, так как полнота картины выявленных нарушений позволила практически по всем фактам нарушений возбудить уголовные дела. Кроме того, выявленный при этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил (в эквивалентном измерении) 905,61 млрд. рублей (в 1996 г. - 44,09 млрд. рублей, в 2004 г. - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2004 г. - 20,0 млрд. рублей <7>. Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является не только самой часто осуществляемой, но и наиболее "полезной" для государства в целом.

<5> http://www.ach.gov.ru/results/rc.php.
<6> Там же.
<7> Там же.

Сущность и методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счетной палатой РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества <8>. Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот, в том числе и физическим лицам. В связи с этим неясным остается вопрос: может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот? Скорее всего, может, однако только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот. Последнее в равной степени относится и к юридическим лицам. Конституционный Суд РФ указал, что "в том случае, когда контрольные полномочия государственных органов выходят за рамки предоставленных им полномочий, осуществляемый контроль превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо; превышение должностными лицами органов государства своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства <9>.

<8> Статья 12 Федерального закона N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".
<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6.

Важным является и следующий вопрос: какие именно методы контроля могут использовать сотрудники Счетной палаты РФ при осуществлении ими контрольно-ревизионной деятельности? Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля выделяют наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Однако в Федеральном законе "О Счетной палате РФ" подобный метод контрольной деятельности напрямую не предусматривается. Можно лишь предположить, что поскольку проведение любой проверки и тем более ревизии непременно предполагает "ознакомление с финансовой деятельностью объекта контроля", то законодатель счел излишним отдельно предусматривать в Федеральном законе "О Счетной палате РФ" такой метод контроля, как наблюдение. Что касается анализа и обследования, то эти методы финансового контроля связаны скорее с экспертно-аналитической деятельностью Счетной палаты РФ. Непосредственными методами осуществления контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ являются ревизии и проверки. Что же такое ревизия и чем она отличается от проверки? Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере <10>. Таким образом, ревизия - это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период. Суть отличия ревизии от проверки состоит в том, что при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей, проверкой соответствия документального учета фактическому. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения. Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка, в том числе и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска, исключения по определенным причинам из поля зрения проверяющих каких-либо обстоятельств, могущих повлиять (и существенно) на результат как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта <11>.

<10> Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2001. С. 66.
<11> Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. 2001. N 16.

В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно-правовых актах. Федеральный закон "О Счетной палате РФ" предусматривает проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, в ходе проведения которых на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета <12>. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Из этого можно сделать вывод о том, что ревизии и проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля <13>. Само название "контрольно-ревизионная деятельность" подразумевает активное использование Счетной палатой РФ такого метода финансового контроля, как ревизия. Понятия "финансовый контроль" и "контрольно-ревизионная деятельность" не следует путать. Важно помнить, что ревизия как метод контрольно-ревизионной деятельности присуща только последующему контролю (по времени осуществления выделяют также предварительный и текущий финансовый контроль). Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является лишь одним из видов деятельности по обеспечению последующего финансового контроля Счетной палатой РФ. Ревизия, в свою очередь, является лишь одним из методов осуществления Счетной палатой РФ контрольно-ревизионной деятельности.

Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий может осуществлять практически все известные виды ревизий, что соответствует ее статусу высшего специализированного органа государственного финансового контроля. Исключение составляют только внеплановые ревизии, так как в соответствии с Регламентом Счетной палаты РФ "контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся Счетной палатой в соответствии с утвержденными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включенные в план, не проводятся" <14>.

<12> Статья 15 Федерального закона N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".
<13> Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. 2001. N 16.
<14> Статья 5.1.1 Регламента Счетной палаты РФ, утвержденного Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 4 марта 2003 г. N 8.

Кроме того, в связи с осуществлением Счетной палатой РФ контрольно-ревизионной деятельности возникают и другие вопросы. Дело в том, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить в нормативном акте определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки. В качестве примера можно привести Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации <15>. Однако, по заключению Минюста России от 6 мая 2000 г. N 3447-ЭР <16>, Инструкция не нуждается в государственной регистрации. Другими словами, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе Минфина России. Таким образом, единого, закрепленного нормативным способом подхода к проведению ревизии нет. Поэтому сегодня все государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, проводят контрольно-ревизионные мероприятия каждый по своим внутренним правилам, что открывает широкий простор для произвольных действий проверяющих.

<15> Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации (утверждена Приказом Минфина России от 14 февраля 2000 г. N 42н) // Финансовая газета. 2000. N 23. (В настоящее время Инструкция фактически утратила силу и не действует с принятием ряда нормативных правовых актов.)
<16> Письмо Минюста РФ от 6 мая 2000 г. N 3452-ЭР // Экономика и жизнь. 2000. N 21.

Процедура контрольно-ревизионного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ

В Конституции РФ указывается, что порядок деятельности Счетной палаты РФ при осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета (в том числе и при проведении контрольно-ревизионных мероприятий) определяется федеральным законом <17>. Однако в Федеральном законе "О Счетной палате РФ" вопросы организации, проведения и документирования контрольных мероприятий отражены в достаточно общем виде. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О Счетной палате РФ" контрольная деятельность проводится Счетной палатой РФ посредством проведения комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты РФ не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Также в Законе указывается, что "Счетная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности" <18>. Счетная палата РФ строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты РФ. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой РФ для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний <19>. Непосредственно порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности Счетной палаты РФ определяется Регламентом Счетной палаты РФ. Как уже отмечалось, контрольные мероприятия (далее - мероприятия) проводятся Счетной палатой РФ в соответствии с утвержденными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включенные в план, не проводятся. Кроме того, обязательным условием проведения мероприятия является наличие утвержденных программ. Проекты программ мероприятий разрабатываются в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты РФ под руководством члена Коллегии, ответственного за проведение данного мероприятия, на основе контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний, технико-экономических норм и нормативов, иных внутренних нормативных документов Счетной палаты РФ. Программа мероприятия обязательно должна содержать:

<17> Пункт 5 ст. 101 Конституции РФ 1993 г. М.: Айрис-пресс, 2003.
<18> Статья 3 Федерального закона N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".
<19> Статья 10 Федерального закона N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".
  1. основание для проведения мероприятия;
  2. цель и предмет проводимого мероприятия и осуществляемых в его рамках действий;
  3. вопросы, охватывающие содержание мероприятия;
  4. перечень проверяемых объектов;
  5. сроки начала и окончания проведения мероприятия;
  6. ответственных исполнителей;
  7. сроки представления отчета на рассмотрение Коллегии Счетной палаты РФ <20>.
<20> Статья 5.1.2 Регламента Счетной палаты РФ.

Таким образом, программа контрольного мероприятия является его стержневым документом. Утвержденная программа при необходимости может быть дополнена или сокращена в процессе проведения мероприятия членом Коллегии Счетной палаты РФ, ответственным за проведение мероприятия, с обязательным указанием в отчете о результатах мероприятия на корректировку программы.

Проведение самого контрольного мероприятия оформляется соответствующим распоряжением, издаваемым Председателем Счетной палаты РФ. Оно должно содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы Счетной палаты РФ, а также:

  1. полное наименование мероприятия;
  2. срок начала его проведения;
  3. перечень объектов контроля (в соответствии с утвержденной программой);
  4. персональный состав инспекторов Счетной палаты РФ и привлеченных специалистов <21>.
<21> Статья 5.1.4 Регламента Счетной палаты РФ.

Проекты распоряжений подготавливаются в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты и представляются на подпись Председателю Счетной палаты РФ с обязательной визой членов Коллегии Счетной палаты РФ, ответственных за выполнение мероприятия.

Непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты РФ входит в служебные обязанности инспекторов Счетной палаты РФ <22>. Документом, дающим инспекторам, иным должностным лицам аппарата Счетной палаты РФ, а также привлеченным к контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ специалистам сторонних организаций разрешение на осуществление контрольных действий и мероприятий, является удостоверение установленного образца на право проведения комплексной ревизии, тематической проверки или мероприятия оперативного контроля. Удостоверения на право проведения мероприятий подписываются аудиторами Счетной палаты РФ в соответствии с должностными обязанностями, содержанием возглавляемых ими направлений деятельности и компетенцией, установленной настоящим Регламентом. При необходимости удостоверения на право проведения мероприятий могут подписываться Председателем Счетной палаты РФ или его заместителем <23>.

<22> Статья 8 Федерального закона "О Счетной палате РФ".
<23> Статья 5.1.1 Регламента Счетной палаты РФ.

Инспекторы Счетной палаты РФ при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:

  1. беспрепятственно посещать любые объекты независимо от форм собственности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  2. опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов <24>.
<24> Статья 26 Федерального закона "О Счетной палате РФ".

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты РФ, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.

В случае отказа сотрудников проверяемых организаций в допуске инспектора, предъявившего удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия, на проверяемый объект или в представлении необходимой информации, а также в случае задержки с представлением необходимой информации инспектор обязан незамедлительно оформить акт об отказе в допуске на объект и (или) в представлении информации с указанием даты, времени, места, данных сотрудника, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации. При необходимости требования инспектора предварительно оформляются письменно и передаются руководителю или иному должностному лицу проверяемой организации. Акт в течение суток с момента его составления должен быть направлен в Счетную палату РФ на имя соответствующего аудитора Счетной палаты РФ, который должен принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допускающих или допустивших противоправные действия <25>.

<25> Статья 5.2.3 Регламента Счетной палаты РФ.

Оформление акта

В случае выявления на проверяемых объектах и (или) в представленных документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости - на один конкретный факт.

В случае если выявленные нарушения содержат признаки состава преступления и если необходимо принять срочные меры для пресечения противоправных действий, инспектор незамедлительно оформляет акт по конкретному факту выявленных нарушений, информирует руководителя соответствующей инспекции или аудитора Счетной палаты РФ, требует письменных объяснений от должностных лиц соответствующей организации, а также незамедлительного принятия мер по пресечению противоправных действий, а при необходимости обращается в правоохранительные органы <26>.

<26> Статья 5.1.1 Регламента Счетной палаты РФ.

В случае если при проведении мероприятия нарушений не выявлено, по его результатам оформляется акт. При этом в акте делается запись: "Нарушений не выявлено". Акты подписывают проводившие мероприятие инспекторы Счетной палаты РФ, сроки подготовки актов Регламентом Счетной палаты РФ не установлены.

Статья 5.2.2 Регламента предусматривает возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий с актами по результатам проверок. Срок, отведенный для ознакомления, крайне мал - не более суток. Лишь в отдельных случаях (большой объем и особая сложность) на изучение акта отводится до трех суток. Если должностное лицо проверяемого предприятия не согласно с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты РФ в течение пяти рабочих дней.

Регламент позволяет ответственному должностному лицу снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт. Следует иметь в виду, что внесение в подписанные инспекторами акты каких-либо изменений на основании замечаний ответственных должностных лиц и вновь представляемых ими материалов не допускается <27>.

<27> Статья 5.2.2 Регламента Счетной палаты РФ.

По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства (их перечень указан в ст. 5.2.4 Регламента Счетной палаты РФ). Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты РФ в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить контрольное мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии. Основанием для неутверждения отчета Коллегией Счетной палаты РФ могут являться только:

  1. несоответствие представленного отчета исходной постановке задачи (формулировке поручения Счетной палате или наименованию планового мероприятия);
  2. несоответствие представленного отчета утвержденной программе мероприятия (неполнота проведения мероприятия);
  3. несоответствие представленного отчета актам, заключениям и иным документам по результатам мероприятия;
  4. отсутствие в отчете или несоответствие материалам мероприятия выводов по результатам мероприятия или отсутствие в выводах оценки ущерба для государства вследствие вскрытых нарушений (при наличии таковых);
  5. отсутствие в отчете или несоответствие материалам мероприятия предложений по результатам мероприятия;
  6. несоответствие представленных материалов, включая отчет, требованиям настоящего Регламента, стандартов, методических указаний, технико-экономических норм и нормативов и иных внутренних нормативных документов Счетной палаты <28>.
<28> Пункт 5 ст. 5.3.1 Регламента Счетной палаты РФ.

Согласно ст. 23 Федерального закона N 4-ФЗ Счетная палата РФ направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Заметим, что не предусмотрено какого-либо срока для вступления представления в силу либо его обжалования.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган уполномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата РФ действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.

В то же время Федеральный закон не закрепляет за Счетной палатой РФ каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц. КоАП РФ предусматривает для Счетной палаты РФ только возможность наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений, однако, по сути, такие дела рассматривает суд <29>. Счетная палата РФ вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях <30>.

<29> Пункт 1 ст. 23.1 Федерального закона N 195-ФЗ "Кодекс РФ об административных правонарушениях", принятого ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 дек.
<30> Абзац 3 п. 5 ст. 28.3 Федерального закона "Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Только в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний Коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций, предварительно получив согласие Государственной Думы <31>.

<31> Статья 24 Федерального закона "О Счетной палате РФ".

Подводя итог, можно сказать, что Счетная палата РФ является высшим конституционным органом государственного финансового контроля. Будучи созданной на основании Конституции РФ, Счетная палата РФ осуществляет свою деятельность согласно специальному Федеральному закону "О Счетной палате РФ". Непосредственно контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ регулируется внутренними документами, важнейшим из которых является Регламент Счетной палаты РФ. Он содержит в себе конкретные правила, регулирующие проведение контрольных мероприятий. Будучи специализированным органом государственного финансового контроля, Счетная палата РФ может осуществлять практически все известные виды ревизионной деятельности. Учитывая тот факт, что круг полномочий Счетной палаты РФ распространяется на все аспекты осуществления государством финансово-хозяйственной деятельности, можно сделать вывод: Счетная палата РФ обладает достаточными возможностями для успешного осуществления государственного финансового контроля. Это подтверждают и приведенные материалы статистики. Отдельные изменения и дополнения в законодательную базу позволят еще более повысить эффективность государственного финансового контроля в Российской Федерации.