Мудрый Юрист

Хождение по мукам лицензирования

"Фармацевтический вестник", 2009, N 40

В октябре с.г. мне довелось продлевать лицензию на деятельность МУП "Аптека N 151 "Гарантия". Наше предприятие работает уже 57 лет и неоднократно лицензировалось. Это единственная муниципальная аптека в городе, а потому мы занимаемся и производством лекарственных форм, и обслуживанием льготников, и реализацией НПВП, и отпуском медикаментов по социально значимым заболеваниям. За 10 месяцев 2009 г. мы отпустили федеральным и региональным льготникам города медикаментов на 14 млн., по социально значимым заболеваниям - на 923 тыс. руб. У нас самая низкая в городе наценка на лекарства - не более 15%. Аптека имеет четыре грамоты Правительства РФ, награждена дипломами губернатора Ставропольского края, серебряным и золотым орденами "Отличник качества Ставрополья".

Чтобы продлить нашему предприятию лицензию, мне пришлось сдать документы на 504 листах, вместо того чтобы, согласно ФЗ РФ N 128 от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 30.12.2008), подать заявление о продлении. С меня потребовали документы на термометры в холодильниках, на шкафы, которые стоят в аптечных пунктах по 20 лет, и прочий инвентарь. Потом в течение недели я собирал лицензии охранных предприятий, работающих на объектах, где находятся наши аптечные пункты. Кроме того, несмотря на то, что аптечные пункты находятся внутри помещений, ко всем договорам аренды надо было сделать дополнение о том, что в арендную плату входят услуги охраны.

Еще несколько недель я уговаривал руководителей санаториев разрешить на фасаде зданий рядом с вывеской организаций повесить вывеску аптечного пункта. Но оказалось, что все это цветочки. Далее лицензионный комитет потребовал во все пункты завезти сейфы, как мне пояснили, для хранения препаратов Списка А. Мои возражения, что препаратов Списка А в аптечных пунктах вообще нет, никто не слушал. Не был я понят и когда объяснял сотрудникам лицензионного комитета, что рецепты на препараты этой группы имеют право выписывать только врачи городских поликлиник, где и ведется учет выданных рецептов, а у врачей санаториев рецептурных бланков нет. В ответ от меня потребовали вести в аптечных пунктах, расположенных в санаториях, журналы предметно-количественного учета препаратов, которых никогда там не было и не будет, поскольку выписываются они опять-таки только врачами поликлиник!

Думается, настало время пересмотреть приказ Минздравсоцразвития России N 312 от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств". Его требования еще можно применить для аптек, но для аптечных пунктов он совершенно не годится, поскольку врачи всех подразделений, кроме поликлиник, не имеют права выписывать препараты, требующие особых условий хранения. Если аптечный пункт расположен в санатории, действие этого приказа вообще не должно на него распространяться. Впрочем, все это сотрудники, занимающиеся лицензированием, наверняка, понимают, однако советуют обратиться в лицензионный комитет за услугой, стоимость которой для аптеки составляет 28375 руб. Но позвольте, ведь сотрудники комитета находятся на гособеспечении и обязаны давать исчерпывающую информацию, касающуюся вопросов лицензирования!

Таково мое твердое убеждение, и право на него дает 43-летний стаж работы в аптеке. За все годы моей трудовой деятельности я не встречал столько бюрократов, сколько увидел их, продлевая лицензию предприятия, исправно платящего налоги (и немалые!), с которых чиновники получают заработную плату.

Пройдя этот ад, я обращаюсь к главе Минздравсоцразвития России. Уважаемая Татьяна Алексеевна, все, о чем я написал, подлежит тщательному изучению. Если это требования Росздравнадзора, то их надо доработать и убрать из перечня все, что мешает нам честно выполнять свой долг. И вообще, настала пора разработать четкий перечень документов, необходимых для лицензирования фармпредприятий, чтобы у бюрократов не оставалось возможности издеваться над людьми.

Директор МУП

"Аптека N 151 "Гарантия",

отличник здравоохранения РФ,

Ессентуки, Ставропольский край

А.ЕМЯШЕВ