Мудрый Юрист

Специфические закономерности ситуативных убийств и их значение для выявления преступника

Паршиков В.И., преподаватель кафедры криминалистики, Московская государственная юридическая академия.

Среди различных видов убийств значительный интерес для теории и практики криминалистики представляют убийства, совершаемые по внезапно возникшему и немедленно реализованному умыслу, то есть ситуативные убийства. На протяжении десятилетий их доля в общем числе убийств составляет порядка 60 - 80%. Чаще всего ситуативно совершаются убийства в сфере бытовых отношений, из хулиганских, сексуальных, корыстных (при уличном разбое) побуждений. Ситуативными могут быть отдельные эпизоды убийств, совершаемых серийными преступниками.

Существует несколько основных причин, по которым совершаются указанные преступления, знание которых дает дополнительные возможности для их раскрытия. Одной из них является предшествующий убийству длительный или кратковременный острый конфликт между преступником и жертвой. Каждая из этих групп подразделяется на убийства, непосредственной причиной которых были аморальные, противоправные действия преступника, потерпевшего, обоих участников конфликта, третьих лиц; правомерные либо нейтральные действия потерпевшего, иных лиц.

Другой причиной, по которой внезапно возникает умысел на убийство, является случайно сложившаяся обстановка, благоприятная, по мнению убийцы, для скрытного его совершения, а также случайное получение информации о наличии у жертвы ценностей, имущества, предметов, в обладании которыми он заинтересован. Однако эта ситуация приводит к убийству только в случае, если в нее попадает субъект, имеющий асоциальную направленность.

Еще одной причиной совершения ситуативных убийств является внезапно изменившаяся в неблагоприятную для преступника сторону обстановка. Эти убийства подразделяются на убийства, умысел на совершение которых возник в связи: а) необходимостью преодолеть неожиданное для преступника сопротивление жертвы; б) с изменившейся обстановкой, грозящей неблагоприятными для преступника последствиями (например, с целью сокрытия другого преступления, непристойных поступков).

Самостоятельную группу образуют ситуативные убийства, умысел на совершение которых тесно связан с определенными свойствами личности преступника, его особым психофизиологическим либо психическим состоянием. Часто такие преступления кажутся безмотивными, поражают несоответствием незначительности повода и результата содеянного. В этой группе самостоятельные подгруппы представляют убийства, совершаемые вследствие:

Многочисленными исследованиями выявлены такие общие закономерности совершения умышленных убийств, как преимущественное их совершение мужчинами; лицами в возрасте от 16 до 50 лет, чаще являющимися родственниками, знакомыми жертвы, лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, ранее совершавшими насильственные, корыстные преступления. К числу общих закономерностей относятся также преимущественное совершение убийств по месту жительства преступника, жертвы либо на небольшом расстоянии от них; стабильность способа совершения убийства; сокрытие трупа при совершении убийства в помещении, с которым преступник связан, и др. Эти закономерности характерны как для предумышленных, так и для ситуативных убийств. В то же время между ними существуют значительные различия в закономерностях принятия решения о совершении преступления, выборе места, времени, способа совершения убийства. Наиболее существенными из них являются следующие.

При предумышленном убийстве преступник, принимая решение, осознанно оценивает степень вероятности достижения своих целей - как совершения самого убийства, так и уклонения от ответственности за него. При ситуативных убийствах процесс принятия решения скоротечен, обусловлен быстроизменяющейся эмоционально напряженной ситуацией, что влечет "свернутость" процесса принятия решения. Результатом обычно является игнорирование либо недооценка преступником возможности наступления негативных для него последствий.

При планировании предумышленных убийств преступник осознает, что о предыдущем конфликте могут быть информированы родственники, знакомые жертвы, а значит, о нем станет известно следствию. Поэтому он избегает конфликтов и контактов с жертвой непосредственно перед совершением убийства. Другой причиной, по которой предумышленный убийца избегает конфликта непосредственно перед преступлением, является обеспечение при нападении фактора внезапности. В противоположность этому многим ситуативным убийствам предшествует длительный или острый кратковременный конфликт, о котором обычно известно другим лицам. Участники конфликта часто готовы к возможному применению насилия и оказанию сопротивления. Это заметно снижает возможность использования преступником фактора внезапности и сказывается на количестве и локализации телесных повреждений.

Ситуативность убийства исключает его подготовку. Для совершения убийства используется физическая сила, а в качестве орудий преступления применяются предметы, оказавшиеся "под руками", которыми обычно являются кухонный нож, топор, камни, металлические пруты. При предумышленных убийствах чаще всего используются орудия, специально приспособленные для гарантированного нанесения смертельных повреждений, а также огнестрельное оружие.

При ситуативных убийствах у преступника нет возможности заранее выбрать место, время, способ убийства. Но у него также нет и заранее подготовленных орудий, средств, а часто и времени, необходимых для сокрытия содеянного. Поэтому он вынужден использовать те предметы, орудия, которые оказались на месте убийства, а также те возможности, которые предоставляет обстановка. Скрывая следы, преступник в условиях дефицита времени вынужден менять свое обычное поведение, совершать действия, не характерные для него в повседневной жизни. По той же причине он не успевает выстроить убедительную "легенду" об обстоятельствах "обнаружения" трупа либо исчезновения погибшего, в связи с чем она входит в противоречие то с одними, то с другими обстоятельствами, которые он не знал или не учел. Это приводит к тому, что преступнику приходится изменять свои объяснения при разговоре с разными лицами.

Связь между преступником, местом и временем совершения убийства, образом жизни, поведением до и после преступления при ситуативных убийствах значительно устойчивей по сравнению с предумышленными. Эти связи, как правило, существуют не только до преступления, но и продолжают активно действовать, проявляться вовне после его совершения. Причину этого объясняет криминалистическая теория поведения преступника. В.А. Образцов указывает: "В криминалистике оно (понятие поведения преступника) употребляется не для определения оснований ответственности за содеянное, а для раскрытия криминалистической сущности отражаемых в нем явлений и использования знаний о них для решения задач, возникающих в процессе следственного познания. Его значение в этом плане проявляется в том, что данное понятие, во-первых, охватывает не только поведение преступника в условиях совершения преступления (преступное поведение), но и поведение данного лица в условиях ситуаций, складывающихся до и после совершения преступления; во-вторых, раскрывается взаимосвязь поведения преступника на всех указанных этапах его жизнедеятельности; в-третьих, ориентируется на учет всего комплекса источников информации о свойствах, признаках и отношениях преступника, формирующихся как в условиях совершения преступления, так и вне их" <1>.

<1> Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. Красноярск, 1988. С. 151.

Ситуативность убийства означает, что в момент принятия решения о его совершении преступник находится в системе его привычных субъектных связей, в зонах повседневной деятельности, в череде обычных для него поступков. В противоположность этому при предумышленных убийствах связь между преступником, местом, временем убийства, совершаемыми до и после преступления поступками может полностью теряться, поскольку она действует через промежуточное звено - личность жертвы, образ ее жизни и с ее исчезновением угасает.

Наибольшую специфику имеют закономерности выбора места и времени ситуативных убийств. Исследования показывают, что территории, объекты, которые используются в повседневной деятельности, у субъектов, относящихся к самым разным социальным слоям, ограничены. Ими являются места проживания и работы субъекта, места проживания родственников, знакомых, обычно используемый субъектом транспорт, ближайшие места проведения досуга, а также территории и объекты, примыкающие к указанным зонам (дворы, парки, магазины и т.п.).

Закономерности повседневной жизнедеятельности субъектов связаны с ее цикличностью. Люди удовлетворяют свои основные потребности в ходе повседневных занятий, таких как работа, покупки в магазинах, досуг, общение. Это определяет их нахождение в определенные моменты времени дома, на работе, во дворе. Время осуществления этой деятельности зависит от образа жизни субъекта, того социального слоя, к которому он относится. Следствием этого является то, что на определенных территориях и объектах в разное время находится преимущественно определенный круг лиц, что, в свою очередь, влечет зависимость между отдельными участками местности, временем, лицами, которые на них находятся, и совершаемыми преступлениями. Таким образом, один из путей выявления преступника - исследование, классификация таких мест и особенностей субъектов, которые на них обитают.

В отечественной криминалистике места совершения убийств обычно подразделяют указывая объекты, на которых они совершаются: квартира, лестничная площадка, подъезд, оживленная улица, место продажи или распития спиртных напитков, место отдыха и т.д. Такая классификация позволяет строить типовые версии, основанные на статистических данных о закономерных связях между местом совершения преступления и другими элементами механизма преступления. Однако из нее не видно, какие характерные ситуации возникают на этих объектах. Заслуживающую внимания классификацию мест совершения преступления предложили зарубежные ученые. Они классифицируют места, где часто совершаются преступления, как места-генераторы и места-аттракторы преступлений. Под местами-генераторами преступлений понимаются участки с большим количеством людей, высоким движением, например торговые центры, пассажирские узлы, центры развлечении, на которых преступления являются как бы побочным продуктом этого скопления, а их посещение будущим преступником может не преследовать цель совершения преступления. Для субъектов, находящихся в местах-генераторах преступлений, характерно повышенное нервное напряжение и, как следствие, возникновение конфликтов.

Места-аттракторы преступлений привлекают правонарушителей благодаря своей репутации мест, где имеется благоприятная возможность для различных правонарушений, удовлетворения незаконных либо аморальных потребностей. Например, места с высокой концентрацией баров, зоны обычного нахождения женщин легкого поведения, места продажи наркотиков <2>. В них конфликты возникают вследствие особого психического состояния субъектов (азарта, алкогольного, наркотического опьянения), готовности к конфликтным ситуациям и агрессии. Кроме того, возникающие в них криминогенные, криминальные ситуации связаны с желанием субъектов добыть средства на приобретение спиртного, наркотиков, с возникновением ссор, повышенной агрессивностью и т.п., что указывает вероятный мотив расследуемого убийства. Из этого следует, что ситуативные убийства преимущественно совершаются в местах, где концентрируются асоциальные элементы и для которых характерно возникновение конфликтов. Предумышленные убийства совершаются в местах концентрации либо наиболее вероятного появления потенциальных жертв.

<2> Rossmo D. Kim. Geographic profiling CRC press. Cop. 2000. P. 71 - 72, 125.

Помимо приведенной классификации, существует деление мест совершения убийств на организованные и дезорганизованные. В основе лежит утверждение, что решение о совершении убийства, выбор места, времени, способа его совершения, поведение преступника на нем связано с уровнем его нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости к стрессу. "Низкий уровень социальной адаптации можно наблюдать у лиц, относимых криминологами к так называемому неустойчивому, а также ситуационным типам преступников, нередко оказывающихся во власти обстоятельств, которыми трудно управлять, сохраняя должную эмоционально-волевую устойчивость, самоконтроль за своими действиями и поведением. Поэтому такие лица чаще других оказываются под сильным воздействием аффективно окрашенных состояний, эмоций гнева, фрустрации и т.п." <3>. Помимо этого, выбор места, времени преступления и поведение тесно связаны с бытовыми привычками преступника, образом его жизни.

<3> Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 283 - 284.

Характеристика места преступления организованного преступника включает признаки спланированного преступления, персонализированной жертвы, предпочтение жертвам, не оказывающим сопротивления, убийство без использования оружия и при отсутствии очевидцев. Характеристика места совершения преступления дезорганизованных преступников включает признаки неподготовленного, внезапного преступления: знакомство с жертвой или знание местности, внезапное применение насилия, минимальная беседа с жертвой, случайный выбор места преступления, посмертный секс, применение оружия. Тело жертвы обычно оставляется преступником на месте убийства либо неподалеку от него <4>.

<4> Rossmo D. Kim. Geographic profiling CRC press. Cop. 2000. P. 134.

В отличие от лиц, совершающих ситуативные убийства, большинство предумышленных убийц не ищет цель беспорядочно. Свои жертвы они поджидают на объектах, местах наиболее вероятного их появления и в обстановке, когда другие лица отсутствуют либо не могут прийти на помощь. Нередко место совершения убийства выбирается так, чтобы можно было длительное время поджидать жертву, организовать засаду, нанести поражающее воздействие на расстоянии. Совершать убийства вблизи своего дома предумышленный преступник избегает. Ситуативный убийца, наоборот, в момент совершения преступления находится в зоне своей повседневной активности. При этом если преступник склонен к мелким правонарушениям (мелкому хулиганству, хищениям), то и их он совершает преимущественно в той зоне, которая для предумышленных преступников является буферной. Из изложенного следует, что если местом совершения ситуативных убийств является пересечение повседневных зон активности преступника и жертвы, то при предумышленных убийствах им чаще всего являются зоны повседневной активности только жертвы. Закономерные связи между местом, временем, способом преступления и местом жительства убийцы существуют и при ситуативных, и при предумышленных убийствах. Но содержание их разное. Поэтому используемые для раскрытия ситуативных убийств закономерные связи указанных элементов механизма преступления для расследования предумышленных убийств неприменимы.