Мудрый Юрист

Фармпродукции не грозит обязательное таможенное оформление в приграничной зоне

"Фармацевтический вестник", 2009, N 39

ФТС в начале ноября опубликовала концепцию оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области. В документе говорится, что к фармацевтической продукции нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе. Участники фармрынка положительно восприняли это известие. Угроза дестабилизации рынка в случае переноса таможенного оформления в приграничные зоны была серьезной, признают они.

Концепция оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области, была опубликована на сайте Федеральной таможенной службы 5 ноября. Как говорится в документе, основные направления реализации концепции - это сокращение количества таможен, таможенных постов и их структурных подразделений, оптимизация мест нахождения таможенных органов и создание таможенных органов, применяющих в своей деятельности новые технологии декларирования и таможенного оформления товаров. Наконец, этот документ призван определить, для каких товаров сохранить действующую систему таможенного оформления, а на какие распространить растаможку в приграничных зонах, когда там будут построены соответствующие таможенные посты.

Оптимизация таможенных органов в Московском регионе должна завершиться к 2011 г. Практически реорганизация таможенных органов Московского региона была начата в конце прошлого года. Начальным этапом в программе по реализации концепции стала ликвидация с 1 декабря 2008 г. Московской северной таможни. В марте 2009 г. были реорганизованы Московская южная, восточная и западная таможни в форме их присоединения к Ногинской, Щелковской и Подольской таможням соответственно.

Таким образом, с марта 2009 г. в Москве и Московской области функционировало пять таможен, в их составе 62 таможенных поста и 20 отделов таможенного оформления и таможенного контроля. С августа 2009 г. прекратила свое существование Подольская таможня.

Реорганизация таможенных органов безболезненно для импортеров не прошла. В первые дни марта 2009 г. в зоне деятельности Подольской таможни произошел наплыв большегрузных автомашин, которым приходилось дожидаться своей очереди для проведения таможенного оформления доставленных товаров. Только за период с 3 по 16 марта 2009 г. в Московский регион поступило 6186 партий скоропортящихся товаров. Уже 11 марта Центральное таможенное управление (ЦТУ), курирующее таможенные посты в Москве и Московской области, сообщило о том, что на ряде пунктов таможенного оформления образовались очереди из большегрузных машин. По мнению ЦТУ, проблема возникла из-за того, что после ликвидации таможен и таможенных постов в Москве грузополучатели пытаются оформить товар поближе к столице, игнорируя возможность оформления в отдаленных районах области.

Более 95% импортных лекарственных средств, поступающих в РФ, ввозится через Московский регион. Однако в целом для импортеров лекарственной продукции реорганизация прошла не столь болезненно, как для поставщиков других товаров, хотя совсем избежать трудностей не удалось. Как пояснил "ФВ" генеральный директор "ТСТ Транссервис" Николай Яковлев, до конца 2008 г. непосредственно в московских таможнях, которые были ликвидированы с 01.03.2009 г., оформлялось меньше половины импорта ЛС, поступающего в Московский регион. Таким образом, реструктуризация московских таможен коснулась далеко не всех участников фармрынка. Многие из участников рынка были готовы к изменениям в логистике поставок, поскольку разговоры о выводе крупных таможенных терминалов из черты Москвы велись не первый год. В 2007-2008 гг. в Московской области вводились в строй крупные современные логистические терминалы, среди которых можно особо отметить и крупнейший в Восточной Европе специализированный фармацевтический таможенно-складской терминал класса А ЗАО "ТСТ Транссервис". "Так что серьезных потерь с переносом таможенного оформления из Москвы в Московскую область не было, учитывая, что при этом практически не претерпел структурных и технологических изменений серьезный сегмент регулирования фармрынка, отвечающий за обеспечение контроля качества ЛС. Все контрольно-аналитические лаборатории и органы контроля качества сохранились в разумной близости от новых мест концентрации доставки и таможенного оформления импортных ЛС", - заметил г-н Яковлев. По его словам, увеличение затрат компаний-дистрибьюторов при выводе таможенного оформления фармпродукции из Москвы в область было связано с увеличением расценок на складскую обработку. "С выводом таможенного оформления из Москвы владельцы таможенно-складских терминалов, расположенных в области, подняли расценки до 50% и более", - рассказал он. Возникли и организационные проблемы. В частности, перевод большого объема документов, требующих предварительной регистрации и учета, из одного таможенного органа в другой.

Например, в январе-феврале 2009 г. при переходе на новое место таможенного оформления в ЦВ "Протек" пришлось перерегистрировать более 800 лицензий, что создало значительные сложности в планировании и осуществлении поставок импортных ЛС. Затрудняло работу на таможенных постах и отсутствие опыта работы инспекторского состава таможенных постов с такой специфической категорией товара, как лекарственные средства. "Широкий ассортимент наименований, география поставок, разнообразие условий поставок большого количества производителей с учетом серьезных нормативных регуляторов как тарифного, так и нетарифного характера предъявляют серьезные требования к специальной профессиональной подготовке инспекторского состава. В условиях, когда таможенный инспектор наряду с ЛС оформляет и другие категории товаров, от текстиля до технологического оборудования, требовать быстрой и качественной работы не приходится", - считает г-н Яковлев. Увеличение расстояния от мест прибытия и таможенного оформления до мест проведения экспертизы и декларирования качества также создает определенные трудности и временные задержки в оформлении, связанные с отбором и доставкой образцов.

Впрочем, участников фармрынка больше пугала не ликвидация таможенных постов в Москве, а именно дальнейшая реорганизация таможенной системы, подразумевающая вывод пунктов таможенного оформления товаров из всех городов России в места, приближенные к границе. Как подчеркнул Николай Яковлев, отсутствие специализированных таможенно-складских комплексов и эффективной инфраструктуры по обеспечению контроля качества на границе либо серьезно ограничит возможности в организации поставок ЛС, если сохранится существующий подход к организации контроля, либо откроет шлюзы для наплыва некачественной и контрафактной продукции, если контроль будет снижен или отменен.

Похоже, так же подумали в ФТС. Письмом таможенной службы N 04-21/32681 от 15.07.2009 фармацевтическая и лекарственная продукция включена в перечень товаров, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе РФ. Николай Яковлев считает правильным решение оставить в случае с фармпродукцией действующий порядок растаможки. Г-н Яковлев подчеркивает: "Конечно, в отношении ЛС это было не только нецелесообразно, но и недопустимо".

Решение ФТС о сохранении мест таможенного оформления лекарственной и фармацевтической продукции в Московском регионе с большим оптимизмом было воспринято участниками фармрынка, несмотря на то, что неопределенность в отношении ближайших перспектив, связанных с серьезной структурной реорганизацией таможенных органов, сохраняется до сегодняшнего дня. Планируемое почти трехкратное сокращение мест таможенного оформления в Московской области и их специализации в отношении ограниченных групп товаров, таможенное оформление которых планируется осуществлять в Московском регионе, потребует от участников рынка кардинального изменения логистики товарных потоков в данном регионе. Понятно, что места доставки, временного хранения и таможенного оформления таких категорий импортных товаров, как скоропортящиеся пищевые продукты и фрукты, ядохимикаты, радиоактивные материалы и взрывчатые вещества, лекарственные средства и т.д., будут сконцентрированы в разных таможенных органах с учетом их специализации и компетенций. У участников рынка возникает вопрос, сколько мест таможенного оформления лекарственной и фармацевтической продукции будет сохранено в Московском регионе, где они будут располагаться, а отсюда и опасение - обеспечат ли их возможности прием и обработку существующего объема импорта.

Однако пессимистические настроения такого рода г-н Яковлев не разделяет: "Простые расчеты показывают, что ежемесячно в Московский регион прибывает до 3 тыс. товарных партий импортных лекарственных средств. В сезонные пиковые периоды данная цифра не превышает 3,5 тыс. товарных партий. Таким образом, для оформления выпуска 3,5 тыс. таможенных деклараций в месяц достаточно максимум двух таможенных постов. Этого более чем достаточно, учитывая, что посты будут специализированными, а специалисты - подготовлены к работе с однотипным товаром". По его словам, для обеспечения временного хранения поступающего объема импортных лекарств, по самым завышенным оценкам, требуется не более 30-40 тыс. паллетомест хранения на специализированных складах временного хранения. "И такие склады есть. Только на ТСТ "Транссервис", расположенном в подмосковном г. Пушкино, где функционируют два склада временного хранения, один из которых является закрытого типа (только для лекарственной и фармацевтической продукции), может разместиться на временное хранение до 20 тыс. паллет. Имеются и другие специализированные таможенно-складские терминалы (базовые), на которых, как и на ТСТ "Транссервис", размещены таможенные органы, контролирующие деятельность данных складов и осуществляющих таможенное оформление. Помимо базовых складов временного хранения функционирует достаточное количество внешних складов временного хранения, на которых таможенные органы не размещены, но где при определенных условиях может размещаться на временное хранение импортная фармацевтическая и лекарственная продукция. Так что ситуация с перспективой оформления лекарств не является критической, как кажется на первый взгляд", - говорит он.

М.ПРЯХИН