Мудрый Юрист

Кнут и пряник

"Фармацевтический вестник", 2009, N 39

Вся эта история с регулированием цен и Перечнем ЖНВЛС в очередной раз демонстрирует характерные для нашей практики попытки что-то залатать, заштопать, подхватить на живую нитку... чтобы было чем ответить и на возмущение пенсионеров, и на оголтелую критику СМИ, и на сигналы, подаваемые сверху. Однако всем нам известна евангельская истина о том, что "никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, оторвав... от новой", поскольку толку от этого никакого - и новая одежда пострадает, и старую не спасешь.

Сначала Перечень ЖНВЛС выступал в качестве стимула для получения льготы по налогу на прибыль для компаний-производителей, что вызвало необходимость установления государственного контроля за этими ценами. В 2002 г. льготы были отменены, однако перечень и регулирование цен формально продолжали действовать. Постепенно, по мере расширения границ возмещаемого рынка, перечень стал служить ориентиром для госзакупок, и поскольку регистрация цен на ЖНВЛС проводилась в заявительном, т.е. необязательном порядке, то присутствие в нем было весьма выгодным.

В этом году, сначала на фоне борьбы с инфляцией, а затем и в связи с угрозой эпидемии свиного гриппа, препараты, входящие в Перечень ЖНВЛС, оказались под контролем Росздравнадзора и ФАС. Ужесточились и законодательные требования к регулированию цен, которые начнут действовать в следующем году. Вспомнили о необходимости пересмотра Перечня ЖНВЛС, однако вопрос о том, какие функции, помимо регулирования цен, он будет выполнять, до сих пор не поставлен на повестку дня.

В результате уже известно, что перечень будет сокращен примерно до 480 наименований и там останутся преимущественно препараты с доказанной эффективностью. Однако исключение из перечня, по всей видимости, не означает, что "аутсайдеры" окажутся вне сферы государственных закупок, поскольку основанием для их формирования являются и стандарты медицинской помощи, и протоколы ведения больных, и какие-нибудь "специальные" временные методические рекомендации...

В новых условиях жесткого ценового регулирования Перечень ЖНВЛС, став реальным кнутом для фармацевтических компаний, не приобрел, как в былые времена, зримых очертаний пряника. Преимущества включения в этот список оказались призрачными и неочевидными, и перспектива его сокращения в этом смысле должна восприниматься многими представителями отрасли как спасение от целого ряда ненужных проблем.

Доведя эту мысль до абсурда, можно предположить, что доказательная медицина окончательно зачахнет на российской почве, а компании-производители будут стыдливо скрывать результаты своих рандомизированных клинических испытаний как явно снижающие их конкурентоспособность.

Короче, кнут стал длиннее, а "пряников сладких всегда не хватает на всех". В результате на ветхой одежде, к которой приставлена новая заплата, в который раз окажется дырка.

Директор по маркетингу ОАО

"Верофарм", канд. фарм. наук

И.НИЛЬВА