Мудрый Юрист

Банковская тайна и права налоговых органов

Максим Подвинцев, специалист в области правового анализа.

Вопрос о соотношении института банковской тайны и права налоговых органов истребовать у кредитных организаций информацию об их клиентах уже достаточно давно порождает бурные дискуссии в отношении того, какую именно информацию и в каком объеме налоговики вправе истребовать у банка (см. "ЭЖ-Юрист" N 10 за 2007 г.). Сегодня мы предлагаем еще один взгляд на эту проблему.

Во-первых, перечень сведений, составляющих банковскую тайну, определен п. 1 ст. 857 ГК РФ, согласно которому банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банковскую тайну составляет следующая информация:

Режим банковской тайны

Статья 857 ГК РФ закрепляет, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения представляются исключительно в случаях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона кредитная организация выдает справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам.

Согласно НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Права налоговых органов также предусмотрены Законом РФ "О налоговых органах" (далее - Закон о налоговых органах).

Определяя правовую базу, необходимую для анализа проблемы, нельзя не упомянуть и о п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ N 453-О. В данном пункте отмечено, что положения абз. 1 п. 3 ст. 7 Закона о налоговых органах РФ, п. 2 ст. 86 и п. 1 ст. 135.1 НК РФ, закрепляющие право налоговых органов при наличии мотивированного запроса требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов и ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания. Поэтому они не могут рассматриваться как возлагающиеся на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

"Безграничное" право

Наиболее принципиальным моментом, который необходимо отметить, является вопрос о праве налоговых органов запрашивать любые документы, которые могут иметь самое косвенное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. Действительно, рассматриваемые положения законодательства не содержат никаких ограничений права налоговых органов запрашивать соответствующие сведения и документы.

Вместе с тем в судебной практике этот вопрос решается по-разному.

22 марта 2004 г. Межрегиональная ИМНС по крупнейшим налогоплательщикам направила в адрес Банка запрос "О движении средств по расчетному счету ООО "Э" с требованием предоставить соответствующую информацию в виде таблиц, предусматривающих данные о поступлении и списании денежных средств по счету. Кроме того, в запросе было указано, что при невозможности представления данных сведений надлежит представить копии всех платежных поручений.

Банк сообщил налоговому органу об оставлении запроса без удовлетворения. Свои действия Банк мотивировал отсутствием в запросе надлежащей мотивировки, а именно указания причин, в силу которых требуются данные о клиенте Банка. Поэтому Банк посчитал, что исполнение требований запроса приведет к нарушению действующего законодательства.

Решением ИМНС за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135.1 ч. 1 НК РФ, Банк был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Доводы ответчика о нарушении судом норм материального права, в частности ст. ст. 31, 86 и 82 НК РФ, которыми налоговые органы наделены правом истребовать у налогоплательщиков любую информацию по операциям и счетам юридических лиц, т.к. по ее поступлении информация переходит в режим налоговой тайны, а также о незакреплении понятия "мотивированный запрос" в законодательстве были признаны несостоятельными.

Ссылка в запросе на проведение налоговой проверки не была принята во внимание, поскольку в запросе было указано, что проверка осуществляется в отношении ООО "Э". Однако из смысла ст. 86 НК РФ, регулирующей отношения, связанные с осуществлением налогового учета налогоплательщика, следует, что право требования подобной информации принадлежит инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик. То обстоятельство, что заявитель стоит на учете в другой налоговой инспекции, ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика об отсутствии в законодательстве прямых указаний на то, что право истребования сведений о налогоплательщике имеет лишь налоговый орган по месту его учета, также несостоятелен, поскольку в соответствии со ст. ст. 83, 86 НК РФ налоговый контроль осуществляется по территориальному признаку.

Как видим, в рассматриваемом случае суд исходил из признака территориальности при осуществлении налогового контроля.

Встречная проверка

В то же время ст. 87 НК РФ предоставляет налоговым органам в случаях, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Осуществляемая налоговым органом встречная проверка может касаться не только контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и контрагентов контрагента, например при выявлении схем по незаконной налоговой оптимизации. Тогда судебная практика идет по пути признания требований налоговых органов, адресованных банкам, законными (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 N 1791/02, от 13.12.2005 N 9841/05, N 10048/05, N 10053/05, от 23.11.2005 N 7088/05, от 15.11.2005 N 5734/05).

Схожей позиции придерживаются суды при рассмотрении вопроса о круге тех документов, которые правомочен истребовать налоговый орган. Так, согласно Постановлению ФАС СЗО от 23.01.2006 N А56-30710/2005 признан незаконным отказ банка в представлении налоговому органу копий кредитного договора и иных документов.

Логика налоговых органов закреплена в письме Банка России от 10.06.2004 N 64-Т, которым до сведения кредитных организаций было доведено письмо МНС России от 27.05.2004 N 24-2-02/410. Согласно последнему направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируется осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Таким образом, главный вывод, который мы можем сделать, - это наличие у налоговых органов права истребовать из банков сведения, составляющие банковскую тайну, единственным условием выполнения которого выступает надлежащая мотивировка в тексте запроса.