Мудрый Юрист

Проблемы раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконной миграцией

Портнов Ф.П., начальник отделения по делам о преступлениях в сфере наркобизнеса, торговли людьми и миграции Управления по делам об организованной преступной деятельности и коррупции Следственного комитета при МВД России.

В начале своего выступления разрешите поблагодарить за приглашение принять участие в работе научно-практической конференции и предоставленную мне возможность выступить перед вами.

Следственным комитетом при МВД России на основе Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ, установившего уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, в настоящее время ведется активная работа по организации раскрытия и расследования преступлений данной категории.

Социальная опасность незаконной миграции заключается в том, что она способствует притоку дешевой, в большинстве случаев неквалифицированной рабочей силы, развращает работодателей, паразитирующих на эксплуатации труда иностранных рабочих, ставя последних в унизительное, бесправное положение. Часть незаконных мигрантов, не имея жилья и средств к существованию, совершает преступления с целью получения источника к существованию, образует новые или пополняет действующие на территории России преступные формирования, образуемые по этническому признаку, вносит заметный вклад в развитие транснациональной организованной преступности.

Незаконная миграция представляет угрозу для национальной и в особенности экономической безопасности России, стимулирует рост теневой экономики, способствует существованию коррупции среди государственных служащих; создает реальную угрозу изменения сложившейся демографической ситуации не только в целом по стране, но и в отдельных, особенно приграничных, регионах; ухудшает благосостояние коренного населения, обостряет социальные конфликты между местными жителями и приезжими.

Для активизации борьбы с данными преступлениями в Следственном комитете создано специализированное подразделение, которое анализирует и контролирует деятельность органов предварительного следствия в системе МВД России по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконной миграцией, а также разрабатывает методические рекомендации по методам и способам раскрытия и расследования преступлений данной категории, является координатором в вопросах взаимодействия следственных и оперативных подразделений.

В 2006 г., по данным ГИАЦ МВД России, на территории Российской Федерации всего зарегистрировано 1008 преступлений (АППГ-360), связанных с незаконной миграцией, из них в Центральном федеральном округе - 313 (АППГ-193), Северо-Западном федеральном округе - 8 (АППГ-2), Приволжском федеральном округе - 94 (АППГ-10), Сибирском федеральном округе - 39 (АППГ-7), Дальневосточном федеральном округе - 24 (АППГ-4), Уральском федеральном округе - 109 (АППГ-24), Южном федеральном округе - 373 (АППГ-116).

Всего в производстве органов предварительного следствия и дознания МВД России находилось уголовных дел о 1083 преступлениях данной категории, из которых закончены расследованием дела по 713 преступлениям.

Наибольшее количество уголовных дел данной категории возбуждено и расследовалось в ГУВД по г. Москве - 99, по Московской - 184 и Волгоградской - 143 областям, УВД по Астраханской - 225 и Кировской - 28 областям, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 94. В других регионах Российской Федерации возбуждение уголовных дел о преступлениях указанной категории в отчетном периоде носило единичный характер.

Уголовные дела об организации незаконной миграции вообще не возбуждались и не расследовались в ГСУ (СУ) при ГУВД (УВД) по Алтайскому краю, Новосибирской, Нижегородской, Новгородской и в ряде других областей.

Изучение практики раскрытия и расследования организации незаконной миграции показало, что в большинстве случаев они выявляются сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел и территориальных подразделений ФМС России. Вклад подразделений криминальной милиции в борьбу с организацией незаконной миграции является незначительным, так как данное преступление не относится к категории тяжких и не позволяет сотрудникам оперативных подразделений использовать весь перечень оперативных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".

Необходимо отметить, что органам предварительного следствия в системе МВД России подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 322.1 УК Российской Федерации.

В производстве следственных подразделений находились в основном уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью первой указанной статьи, по фактам организации незаконного пребывания иностранных граждан, преимущественно граждан СНГ, в Российской Федерации.

При этом въезд на территорию нашего государства иностранные граждане осуществляют, как правило, легально, в том числе по туристическим визам, под видом транзитного проезда и уже потом, в нарушение миграционного законодательства, незаконно остаются на территории Российской Федерации. Большая часть незаконных мигрантов задействуется в сфере строительства, сельского хозяйства, розничной торговли и общественного питания, как правило, без оформления соответствующих документов, что способствует распространению многих очень опасных инфекционных заболеваний.

К уголовной ответственности за совершение организации незаконной миграции в основном привлекались граждане Российской Федерации, являющиеся частными предпринимателями или руководителями коммерческих фирм в сферах строительства, сельского хозяйства и промышленности. Согласно поступившей в Следственный комитет информации из регионов в истекшем году к ответственности за совершение данного вида преступлений также привлекались граждане Азербайджана.

Наряду с имеющимися положительными результатами в выявлении, раскрытии и расследовании организации незаконной миграции необходимо выделить ряд существующих проблем.

Прежде всего отсутствие должного взаимодействия и координации деятельности между службами органов внутренних дел и территориальных органов ФМС России; неполнота и низкое качество материалов доследственных проверок; низкий уровень оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление организаторов и каналов незаконной миграции.

Ненадлежащее взаимодействие всех заинтересованных служб прослеживается со стадии предварительной проверки, что в последующем негативно влияет на своевременное принятие решения о возбуждении уголовного дела и на закрепление доказательств. Сотрудники различных подразделений органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы своевременно не информируют друг друга о проведении мероприятий по выявлению организации незаконной миграции и наличии у них соответствующих материалов проверок.

В ходе доследственных проверок, в объяснениях иностранных граждан не выясняются подробности их приезда в Российскую Федерацию, в том числе к конкретному работодателю, удостоверялся ли работодатель в личности мигрантов и проверял ли законность нахождения их на территории Российской Федерации, кто руководил ими и расплачивался за труд, кто и на каких условиях предоставил помещение и создал в нем условия для проживания.

Кроме того, предварительное следствие по уголовным делам данной категории затруднено и тем, что дознавателями несвоевременно и некачественно проводятся первоначальные следственные действия. Произведенные ими допросы мигрантов являются поверхностными и малоинформативными, не выясняются существенные для дела обстоятельства, очные ставки между ними и организаторами незаконной миграции не проводятся. Большая часть уголовных дел поступает из дознания в следственные подразделения после выдворения незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации, что делает практически невозможным проведение с ними следственных действий. Ответы на международные следственные поручения, в том числе допросы иностранных граждан, без проведения очных ставок оказываются недостаточными для принятия законного и обоснованного решения по делу. Такие уголовные дела в конечном итоге прекращаются либо предварительное следствие по ним приостанавливается по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК Российской Федерации. Всего за указанный период было прекращено 170 дел, приостановлено 200 дел. Изучение поступившей с мест информации свидетельствует, что практически все прекращенные и приостановленные впоследствии уголовные дела поступили из дознания.

Часто при расследовании уголовных дел данной категории для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершенного преступления возникает необходимость удержания нелегальных мигрантов, являющихся свидетелями и подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, в специально созданных центрах, до выполнения с ними всех следственных действий. Решение этих вопросов возможно только при должном взаимодействии КМ, ОПС, МОБ и ФМС, с участием которых возможно определение сроков депортации незаконных мигрантов, после проведения комплекса необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направления уголовного дела в суд и его рассмотрения.

Определенные трудности возникают и при работе с незаконными мигрантами, не имеющими при себе документов, удостоверяющих личность. Привлечь их к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства становится проблематичным, так как для составления протокола требуется документ, удостоверяющий личность. Зная об этом, определенная часть нелегальных мигрантов укрывает свои документы и не предъявляет их сотрудникам органов внутренних дел, а для обоснованного возбуждения уголовного дела в отношении организатора незаконной миграции нелегал должен быть первоначально привлечен к административной ответственности.

Существующая проблема возникает в основном из-за крайне низкого уровня оперативно-розыскной деятельности, которую должны осуществлять службы криминальной милиции по линии организации незаконной миграции, отсутствия оперативной информации, подтверждающей наличие у незаконных мигрантов документов и мест их хранения.

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в целом по России отсутствует должный уровень взаимодействия между УФМС России, МОБ, КМ МВД, ОПС при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, направленного на выявление организованных групп, занимающихся незаконной миграцией. Подразделения ФМС и МОБ в большинстве случаев не информируют руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации о наличии признаков организации незаконной миграции и необходимости проведения проверки с участием оперативных служб.

Необходимо также отметить, что одной из основных причин отсутствия уголовных дел по ч. 2 ст. 322.1 УК Российской Федерации в большинстве региональных подразделений органов внутренних дел также является и преждевременное задержание и наказание в административном порядке, а в дальнейшем депортация незаконных мигрантов, без предварительного проведения службами криминальной милиции оперативно-розыскной работы, направленной на установление обстоятельств организации незаконной миграции, роли членов организованных групп в данном преступлении, без проведения совместных реализаций материалов доследственных проверок с участием ОПС, МОБ, КМ МВД России, а также подразделений ФМС России с целью привлечения к административной ответственности незаконных мигрантов, использованием при этом оперативной информации во время изъятия поддельных миграционных карт, паспортов с просроченными визами и других документов, подтверждающих незаконность нахождения мигрантов на территории России, одновременного решения органами внутренних дел вопросов об уголовной ответственности организаторов незаконной миграции.

В настоящее время статистические данные о количестве рассмотренных судами уголовных дел об организации незаконной миграции отсутствуют. В Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации ведется лишь статистический учет количества лиц, осужденных за совершение данного вида преступлений, и мер наказания, назначенных осужденным.

Так, в 2005 г. за совершение преступлений указанной категории судом признаны виновными и осуждены 93 лица, в том числе 4 подсудимых осуждены по ч. 2 ст. 322.1 УК Российской Федерации. Статистика за 2006 г. в настоящее время отсутствует.

Судебная практика свидетельствует о том, что по большинству уголовных дел к осужденным, признанным виновными в совершении организации незаконной миграции, в основном применялась мера наказания в виде штрафа в размере от 1500 до 8000 рублей либо условного осуждения к лишению свободы. Указанные меры наказания, как правило, назначались лицам, ранее не судимым и впервые совершившим преступления небольшой тяжести, имеющим на иждивении несовершеннолетних или малолетних детей, признавшим свою вину и раскаявшимся в содеянном. Лишение свободы назначалось лицам, ранее судимым за совершение другого преступления, имеющим непогашенную и неснятую судимость.

В декабре 2005 г. Следственным комитетом подготовлены и направлены на места для использования в практической деятельности методические рекомендации по расследованию организации незаконной миграции, а также макет уголовного дела по ч. 2 ст. 322.1 УК Российской Федерации. Кроме того, нами совместно с Академией управления МВД России в 2006 г. подготовлено и направлено в органы предварительного следствия, ФМС России, ДБОПиТ и ДепУР МВД России учебно-практическое пособие по теме: "Организация раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконной миграцией".

В 2006 - 2007 гг. Следственным комитетом осуществлены выезды с целью оказания практической и методической помощи в организации раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконной миграцией, в том числе совершенных организованными группами в ГСУ при ГУВД по Ставропольскому краю, СУ при УВД по Астраханской, Курганской областям и Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, а также ГСУ при ГУВД по Краснодарскому краю.

Кроме того, с целью повышения эффективности деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы, совершенствования уголовного и административного законодательства в сфере незаконной миграции в 2006 г. Следственным комитетом проанализирована практика применения ст. 322.1 УК Российской Федерации и соответствующих статей главы 18 КоАП Российской Федерации. На основе анализа подготовлены предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с незаконной миграцией и внесению изменений в уголовное и административное законодательство.

На основе анализа существующей практики выявления, раскрытия и расследования преступлений данной категории считаем необходимым внести изменения в организацию взаимодействия органов внутренних дел МВД России и ФМС России с определением приоритетных направлений: выявление организованных групп, занимающихся незаконной миграцией, в соответствии с которым обеспечить информирование о признаках организации незаконной миграции в виде сообщения, рапорта подразделениями МОБ МВД России и УФМС России руководителей органов внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, организации проверки информации с обязательным участием оперативных подразделений, проведением оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление обстоятельств организации незаконной миграции и выявление членов организованных групп, то есть на качественно более высоком уровне, сбор доказательств по материалам, их реализации, возбуждении, расследовании уголовных дел и в конечном итоге пресечению деятельности каналов незаконной миграции.

В связи с этим в 2007 г. Следственным комитетом запланировано: