Мудрый Юрист

О государственной защите участников судопроизводства

Фоков А.П., главный редактор журнала "Российский судья".

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 марта 2007 г. N 134 утвердило Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (Российская газета. 2007. 14 марта).

С нашей стороны отметим, что Федеральный закон о защите участников уголовного судопроизводства действует уже в течение двух лет. Не повторяя содержания Закона, обратим внимание на то, что в случае опасности жизни, здоровью или иных угроз участнику уголовного судопроизводства этой категории лиц могли сменить имя, фамилию, отчество и даже место жительства.

В конце 2006 г. Правительство РФ утвердило Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, где была дана подробная инструкция для правоохранительных органов по применению мер защиты участников уголовного судопроизводства.

Правительство РФ вполне справедливо пришло к выводу о том, что все меры безопасности могут оказаться бессмысленными, если базы данных по защищаемым участникам уголовного судопроизводства могут быть доступны и открыты лицами, от которых осуществляется защита, например свидетелей.

Настоящие Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - защищаемое лицо).

К сведениям, подлежащим защите в соответствии с настоящими Правилами, относятся сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице (далее - сведения).

Основанием для защиты сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности либо мер социальной поддержки, принимаемое судом (судьей), прокурором, начальником органа дознания или следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело (далее - уполномоченный орган), и оформленное в виде мотивированного постановления (определения).

С момента принятия указанного решения действия уполномоченного органа, связанные с его реализацией, осуществляются с учетом конфиденциального характера сведений.

Орган, осуществляющий меры безопасности, на основании постановления (определения) о применении мер безопасности, вынесенного уполномоченным органом, принимает постановление, в котором предусматриваются меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям.

Орган, осуществляющий меры социальной поддержки, на основании постановления (определения) о применении мер социальной поддержки, вынесенного уполномоченным органом, осуществляет указанные меры с учетом конфиденциального характера сведений.

До принятия решения о реализации мер по ограничению доступа к сведениям орган, осуществляющий меры безопасности, определяет органы и организации (далее - организации), которые могут обладать такими сведениями.

Для обеспечения защиты сведений орган, осуществляющий меры безопасности, может вводить постоянный или временный запрет на выдачу сведений, содержащихся в государственных и иных информационно-справочных фондах.

Орган, осуществляющий меры безопасности, направляет организациям, которые обладают сведениями, постановление (определение) суда, прокурора, следователя или органа дознания либо выписку из него.

Указанное Постановление является обязательным для исполнения организациями, которым оно направлено.

Должностные лица органов, осуществляющих в отношении защищаемого лица меры безопасности, обязаны предупредить о неразглашении сведений лиц, которым сведения были доверены либо стали известны в связи с их служебной деятельностью или профессиональной обязанностью, а также об ответственности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации за разглашение этих сведений.

Переписка при осуществлении мер безопасности либо мер социальной поддержки ведется через руководителей соответствующих организаций. Документы направляются с пометкой "лично", примечанием о недопустимости разглашения сведений и предупреждением об ответственности за их разглашение.

Порядок учета информационных ресурсов, содержащих сведения, их хранения и использования в органах, осуществляющих меры безопасности либо меры социальной поддержки, и в организациях определяется актами указанных органов и организаций, принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Руководители органов, осуществляющих меры безопасности либо меры социальной поддержки, и организаций обеспечивают их в соответствии с Правилами Правительства РФ от 3 марта 2007 г. о неразглашении сведений.

Статистические данные об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства не должны содержать сведения о защищаемом лице.

С нашей стороны полагаем, что в соответствии с настоящим Постановлением Правительства все перечисленные меры защиты сведений в отношении лиц уголовного судопроизводства действительно будут засекречены, а правоохранительные органы изымут информацию, например, в отношении свидетеля не только из открытых справочников, телефонной книги, адресного стола, но и из всех органов учета (паспортного стола, военкомата, налогового, пенсионного органа и т.д.).

По Правилам Правительства РФ любая информация в отношении участника судопроизводства является государственной тайной, а вся служебная переписка о взятых под охрану свидетелях должна идти только через руководителей причастных организаций и с соответствующим грифом секретности.