Мудрый Юрист

Интеграционные процессы между Российской Федерацией и республикой беларусь и проблемы их взаимодействия

Вепрева А.С., адъюнкт Академии экономики и экономической безопасности МВД России, лейтенант милиции.

За весь период формирования СНГ как новой интеграционной группы на территории бывшего СССР тенденция к фактическому усилению процессов сближения национальных экономик его участников стала прослеживаться только к концу 90-х годов прошлого столетия в рамках отдельных объединений, одним из которых является Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь.

Подписание в Москве 8 декабря 1999 г. главами обоих государств Договора о создании Союзного государства (далее - Договор) стало результатом эффективного сближения экономики России и Республики Беларусь сначала в рамках зоны свободной торговли, а затем и Таможенного союза <1>.

<1> Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. М.: Формула права, 2006. 203 с.

Основными целями в экономической сфере в рамках Союзного государства были декларированы создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики, проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека <2>.

<2> Скурко Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: Эффективность правового регулирования. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. С. 153.

Началом процесса непрерывного усиления экономической интеграции между Российской Федерации и Республикой Беларусь послужили межправительственные переговоры в январе 1995 г., в результате которых был принят пакет российско-белорусских документов, в том числе Меморандум о расширении и углублении российско-белорусского сотрудничества, Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь <3>.

<3> Вступили в силу для российской стороны с утверждения Правительством РФ Постановления от 17 января 1995 г. N 62 "Об утверждении российско-белорусских документов".

Договорившиеся стороны определили Таможенный союз как "экономическое объединение государств", основывающееся на следующих принципах:

При этом стороны согласились, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

<4> Интеграционные процессы в современном мире: Учебное пособие / А.С. Маныкин, А.В. Мальгин, Н.Н. Наумова, А.А. Сидоров; Под ред. А.С. Маныкина. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 321.

Первое из перечисленных мероприятий подразумевало реализацию принципа свободной торговли. Началом такой реализации стала отмена в 1995 г. таможенных пошлин и сборов во взаимной торговле. В результате использования режима свободной торговли товарооборот между Российской Федерации и Республикой Беларусь за период с 1995 по 1999 г. вырос более чем вдвое и превысил 10 млрд. долл. Об эффективности реализации режима свободной торговли без изъятий и ограничений между двумя странами говорят следующие данные: в январе - сентябре 1996 г. в общем товарообороте Республики Беларусь на долю России приходилось 52,7% против 86% в 1999 г. <5>.

<5> Общество и экономика. 2000. N 2.

Основные статьи российского импорта из Республики Беларусь составляют продукция химической промышленности, животноводства, удобрения, а низкая себестоимость и режим беспошлинной торговли создали на российском рынке нишу для белорусских производителей холодильников, морозильников и телевизоров.

Вторым принципом, закрепленным в Соглашении о Таможенном союзе, является применение в отношении третьих стран одинакового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли. Этот принцип служит еще одной ступенью к экономической интеграции обеих стран и отличает Таможенный союз от зоны свободной торговли. Реализация этого принципа означает создание единой таможенной территории путем отмены таможенного контроля на границе между двумя странами и ее перенесения на общесоюзную территорию. Именно общая таможенная территория в сочетании с беспошлинной торговлей ставит равные условия для экспортеров двух стран, способствуя их кооперации. Так, уже сегодня действует ряд межгосударственных компаний, например компания "Славнефть", в состав которой помимо российских предприятий входит Мозырский нефтеперерабатывающий завод. В 1995 г. было подписано Соглашение между Правительством РБ и российскими компаниями "Лукойл" и "Юкос" о создании белорусского предприятия ПО "Нафтан". Также в рамках межправительственного Соглашения о проведении единой структурной политики стала организация российско-белорусских межгосударственных финансово-промышленных групп. Основными из них являются "БелРусАвто", "Формаш", "Межгосметиз", "ЭЛЕТЕХ", "Аэрокосмическое оборудование", "Славянская бумага", "Оптотроника" и др. Пять ФПГ зарегистрированы как транснациональные, пять групп ввиду создания их на основе межправительственных соглашений - межгосударственные.

Основываясь на мировом опыте, следует отметить, что наибольших успехов достигают государства, в которых хозяйствующие субъекты не ограничиваются промышленной кооперацией, а активно создают совместные предприятия, взаимно инвестируют капиталы в промышленность, банковско-финансовую сферу и другие отрасли экономики. Такие формы поднимают интеграцию на новый качественный уровень <6>.

<6> Внешняя торговля. 2002. N 23. С. 56.

Необходимо отметить и некоторые отрицательные моменты, связанные с проведением единой таможенной политики. Это в первую очередь касается механизма согласования мер тарифного и нетарифного регулирования взаимной торговли обеих стран. По причине разобщенности законодательной базы на II полугодие 2001 г. в Российской Федерации и Республике Беларусь общее количество расхождений по ставкам акцизов составило порядка 450 и около 600 - по ставкам ввозных таможенных пошлин <7>.

<7> Внешняя торговля. 1998. N 10 - 12.

Третий принцип экономической интеграции в рамках Таможенного союза заключается в том, что единая таможенная территория может нормально функционировать только в условиях стабильной финансово-денежной политики стран-участниц. Реализация этих планов в ближайшей перспективе возможна пока только в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Одной из главных целей формирования такого государства, закрепленных ст. 2 Договора, является создание на рыночных началах единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития обоих государств на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов.

В процессе создания единого экономического пространства и правовых основ общего рынка удалось остановить процесс экономической и хозяйственной дезинтеграции. Товарооборот обоих государств имеет устойчивую тенденцию к росту. В настоящее время на внутреннем рынке Республики Беларусь ведут деятельность организации 60 субъектов Российской Федерации, а во взаимных поставках продукции участвуют 79 ее регионов (для сравнения - в 1996 г. их было 37) <8>.

<8> Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Л.П. Павлова, Н.Е. Заяц, Е.Ф. Киреева и др.; Под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой. М.: КНОРУС, 2004 (Финансовая академия при Правительстве РФ). С. 124.

В феврале 2001 г. было ратифицировано Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, вступившее в силу с 31 мая 2001 г. Соглашением установлен порядок введения единой валюты Союзного государства в результате поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах России и Белоруссии. Роль единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г. выполняет российский рубль, а с 1 января 2008 г. предусматривается введение единой денежной единицы Союзного государства на основании соглашения сторон.

По нормам ст. 5 Соглашения от 30 ноября 2000 г. для стабилизации платежного баланса Республики Беларусь и курса белорусского рубля к российскому рублю Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации в 2000 - 2004 гг. предоставили Правительству Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь кредиты на условиях, установленных отдельными соглашениями.

Единая денежная единица будет вводиться на основе унификации российского и белорусского законодательства и согласованных действий сторон в области экономической, финансовой, денежно-кредитной и валютной политики на условиях экономической интеграции в Союзном государстве. В частности, стороны унифицируют национальное законодательство, регулирующее статус, задачи и функции Банка России и Национального банка Республики Беларусь в проведении денежно-кредитной политики. Правительства обеих стран, Банк России и Национальный банк Республики Беларусь намерены внести в Высший государственный совет Союзного государства предложения о статусе, задачах и функциях единого эмиссионного центра Союзного государства.

Вместе с тем, несмотря на все положительные моменты, на пути интеграционных процессов между Россией и Белоруссией по-прежнему много трудностей, особенно в сфере налогового взаимодействия. Речь идет о реализации на практике всех закрепленных Договором принципов формирования единого экономического пространства в рамках Союзного государства. Как процесс многоэтапный это требует в первую очередь создания условий для применения единообразной системы фискальных инструментов для регулирования экономических процессов на территории Союзного государства. К таким условиям относятся, во-первых, функционирование единых принципов взимания налогов в рамках Союзного государства, во-вторых, унификация налогового законодательства участников.

Говоря об установлении единых принципов взимания налогов, следует отметить актуальность этого вопроса не только для участников Союзного государства, но и для всех государств Содружества в целях дальнейшего формирования единого экономического пространства на всей его территории. Речь идет о так называемых принципах взимания косвенных налогов по стране назначения и по стране происхождения товаров. В первом случае предполагается возврат уплаченных на территории государства-экспортера сумм НДС и акцизов при вывозе товаров и взимание косвенных налогов при ввозе товаров на территорию государства-импортера. Во втором случае предполагается обложение косвенными налогами экспортируемых товаров при освобождении от налогообложения импортируемых товаров.

Подчеркнем, что с начала 90-х годов во взаимной торговле Российской Федерации с государствами - участниками СНГ применялся принцип взимания косвенных налогов по стране происхождения товаров. Однако подписание 26 февраля 1999 г. Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве главами пяти государств: Российской Федерации, Киргизской Республики, Республики Беларусь, Казахстана и Таджикистана - явилось толчком для перехода на иной принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле России не только с государствами - участниками этого Договора, но и с остальными государствами Содружества.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 июля 2001 г. во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ Россия перешла на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения (с Киргизской Республикой и Республикой Армения - с 1 января 2000 г., с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.).

Исключение из указанного принципа относится к осуществлению взаимной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, что является качественно иным уровнем взаимоотношений между обоими государствами в рамках Союзного государства.

Особый порядок налогообложения торговых операций между Россией и Республикой Беларусь установлен межправительственным Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 15 сентября 2004 г.) и действует с 1 января 2005 г. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь: при ввозе в Россию товаров с территории Белоруссии взимание НДС осуществляется не таможней, а налоговым органом по месту постановки на учет российского налогоплательщика. Налог исчисляется и уплачивается в бюджет по ставкам, установленным на территории Российской Федерации для аналогичных товаров <9>.

<9> "Белорусский" НДС: порядок особый, но невыгодный // Налоговая политика и практика. 2007. N 2(50). С. 14.

Сохранение ранее действовавшего при проведении внешнеторговых операций между обоими государствами принципа взимания косвенных налогов по стране происхождения объясняется необходимостью реализации положений ст. 27 Договора о создании Союзного государства, предусматривающей установление в Союзном государстве единых принципов взимания налогов вне зависимости от места нахождения налогоплательщика на его территории.

Вместе с тем белорусская сторона продолжает настаивать на изменении этого принципа в пользу принципа, применяемого в настоящее время к остальным государствам Содружества. Выдвигаются следующие аргументы.

Во-первых, необходимо возмещать суммы налога на добавленную стоимость при экспорте готовой продукции, произведенной с использованием российского сырья и материалов. При этом потери белорусского бюджета составляют, по оценкам специалистов, около 200 млн. долл. США.

Во-вторых, переход на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения является одним из условий присоединения к ВТО.

В результате подобных расхождений относительно принципов косвенного налогообложения во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь принятие соответствующего межправительственного соглашения оттягивается на неопределенное время <10>.

<10> Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Л.П. Павлова, Н.Е. Заяц, Е.Ф. Киреева и др.; Под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой. М.: КНОРУС, 2004 (Финансовая академия при Правительстве РФ). С. 127.

Что касается второго важнейшего условия становления налоговых отношений между участниками Союзного государства - унификации налогового законодательства, то здесь договоренностей достигнуто не в пример больше. Так, уже в 2000 г. Республика Беларусь перешла на зачетный метод при исчислении налога на добавленную стоимость, который применяется и в Российской Федерации. Одновременно на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь была внесена унифицированная с российским аналогом первая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, который принят и действует в полном объеме.

Тем не менее главной проблемой унификации налогового законодательства участников Союзного государства по-прежнему остается различие в размерах применяемых на их территории ставок косвенных налогов, речь о которых уже велась.

В вопросах унификации национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, регулирующих не только экономические интересы сторон, необходимо исходить из одного из важнейших принципов - разработки "оптимального варианта на основе тщательного анализа экономического законодательства обоих государств" <11>.

<11> Российская газета. 2000. 8 июля.