Мудрый Юрист

Проблемы социального страхования врача в Российской Федерации

"Медицинское право", 2008, N 4

Действующим законодательством Российской Федерации пациент наделен большим объемом прав. В то время как у врача - минимум прав, максимум обязанностей и огромный груз ответственности, и именно поэтому зачастую он оказывается беззащитным в социальном плане.

На что же может рассчитывать врач в случае причинения вреда его здоровью в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей?

Статьей 64 предыдущей редакции Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (далее - Основ), поименованной "Оплата труда и компенсации", был определен конкретный размер компенсации для всех медицинских работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, вне зависимости от их принадлежности к государственной или муниципальной системе здравоохранения. В соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации Перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, устанавливалось их обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в том числе по вопросам, касающимся социальной защиты медицинских работников.

Статья 64 Основ в новой редакции хотя и именуется "Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью", но четко определенных размеров компенсации застрахованным не устанавливает. Согласно нормам данной статьи размер и порядок обязательного страхования для указанных медицинских, фармацевтических и иных работников, а также размер единовременного денежного пособия, выплачиваемого семьям погибших при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга, во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований работников:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. N 191 "Об утверждении Перечня должностей, подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников" утвержден только соответствующий Перечень. Данным документом не определены субъекты и объекты обязательного страхования, размеры, порядок и условия выплат страховых сумм и т.д.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Н.Ф.Герасименко и О.Ю.Александровой, что подобные изменения в Основах, конечно же, соответствуют "принципу разграничения полномочий между федеральным органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако разделение медицинских работников в вопросах социальной поддержки по уровням - федеральному, региональному и муниципальному - приведет к неравенству прав граждан на территории государства" [1].

Об отсутствии единых принципов в сфере обязательного страхования, в том числе работников системы здравоохранения, утверждают Г.К.Голушко и С.В.Дедиков. Они констатируют, что "в области обязательного страхования действуют несколько десятков законодательных и иных правовых актов, которые построены на основании различных подходов и не имеют единой концепции" [2]. В качестве примера, свидетельствующего о неравенстве в сфере обязательного страхования, они приводят положения ст. 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Аналогичную позицию высказывает С.Ю.Лесненко, обращая внимание на то, что в ст. 936 ГК РФ сказано: "...объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом". Автор указывает, что "в данной ситуации возникает юридическая коллизия. То есть, с одной стороны, вид страхования может называться обязательным, если о нем есть федеральный закон, но на данный момент таких только три: обязательное медицинское страхование, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательное страхование военнослужащих. С другой стороны, более 40 видов страхования, которые введены "нестраховыми" нормативными правовыми актами, также нуждаются в определении положений, обеспечивающих равные условия осуществления и гарантии исполнения страховых услуг" [3].

Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286 "Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрены определенные выплаты денежных сумм и компенсации застрахованным лицам. Данные документы касаются прав, предусмотренных трудовым законодательством для всех работающих граждан вне зависимости от сферы их деятельности, и не содержат конкретных упоминаний о страховании медицинских работников. При попытке связать положения данного Закона с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Постановления Правительства Российской Федерации N 191 не только не формируется четкая и взаимосвязанная картина страхования медицинских работников, а, наоборот, возникает множество вопросов, не имеющих ответов.

На страницах своей книги В.И.Акопов приводит высказывание Н.В.Мазина и В.Х. Битеева, которые считают, что "профессия врача, наряду с профессиями военнослужащих и судей, относится к "статусным специальностям", которые объединяет особая значимость для государства, большая ответственность, необходимость принятия клятвы перед началом деятельности, обязательность высокой квалификации для доступа к профессиональной деятельности, особый правовой статус и порядок судопроизводства по делам о профессиональной ответственности, отсутствие прав на забастовку" [4]. Однако в отличие от указанных служащих врач не имеет той социальной защиты, льгот и компенсаций, каковыми наделены они.

Например, Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" установлены порядок и условия осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья указанных лиц.

Кроме того, порядок обязательного государственного страхования и размеры денежной компенсации - единовременного денежного пособия в случае гибели, причинения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением служебной деятельности для военнослужащих и лиц, приравненных к ним в обязательном государственном страховании, предусмотрены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с внесенными в них изменениями и дополнениями). Приказами соответствующих ведомств (ФСБ России, ФСО России, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Минюста России, МВД России, Минобороны России) утверждены инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников данных ведомств.

Необходима четкость в законодательном закреплении гарантированной защиты медицинских работников как представителей особо опасной профессии, аналогично государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц.

С целью устранения существующих в настоящее время пробелов в законодательстве в части обязательного страхования медицинских работников, профессиональная деятельность которых связана с угрозой их жизни и здоровью (во исполнение п. 3 ст. 936 ГК РФ), предлагаются следующие меры:

1). установить соответствующим законом обязательное государственное страхование;

2). определить данным законом условия и порядок обязательного государственного страхования;

3). конкретизировать данным законом страховые случаи, дополнив их случаями выхода на инвалидность после получения повреждения здоровья, и минимальные размеры страховых сумм;

4). установить единые порядок, правила и условия страхования для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения;

5). предусмотреть данным законом кроме установленных в нем, а следовательно, обязательных размеров выплат, пособий и компенсаций возможность предоставления для работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения дополнительных выплат, которые устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления и выплачиваются из средств соответствующего бюджета.

Литература

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.Ф.Герасименко, О.Ю.Александровой "Изменения в российском законодательстве в сфере охраны здоровья" включена в информационный банк согласно публикации - "Медицинское право", 2005, N 2.

  1. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Изменения в российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву / Под ред. чл.-кор. РАМН, проф. Ю.Д.Сергеева. М., 2005. С. 16-24.
  2. Голушко Г.К., Дедиков С.В. О системе страхового законодательства // Юридическая и правовая работа в страховании. 2006. N 1.
  3. Лесненко С.Ю. Правовое обеспечение страхования в Российской Федерации // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2005. N 2.
  4. Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, пациентов, юристов. М.: Ростов-на-Дону, 2004. С. 315.

Врач, юрист, г. Краснодар

О.А.КУБЛИКОВА