Мудрый Юрист

Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан

Ерохина Т.В., аспирант Саратовского государственного социально-экономического университета.

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни несомненно приводят к облегчению существования человека в природной среде.

Однако данное явление имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан <1>.

<1> Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. N 3. С. 5.

Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан направлено на достижение одной из главных целей государственной политики - сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраны здоровья и права <2>. Поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать нормы и положения основных отраслей права, затрагивающих отрасль здравоохранения. Это необходимо, чтобы добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении.

<2> Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение. 2003. N 2. С. 5.

Издание законов о координации вопросов здравоохранения (о системе здравоохранения РФ) является конституционной обязанностью как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения, охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законодательная база обеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации (в основном Государственной Думой, в структуре которой сформирован Комитет по охране здоровья, обеспечивающий проведение и принятие законодательных актов в области охраны здоровья) и Правительством Российской Федерации.

Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования здоровья граждан, законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. в Российской Федерации было весьма ограниченным. Практически все законодательство исчерпывалось Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении (1961 г.) и Законом РСФСР "О здравоохранении" (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами <3>. В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы.

<3> Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. 2003. N 2. С. 3.

Характеристику законодательства об охране здоровья целесообразно начать с рассмотрения соответствующих норм Конституции РФ, так как она является основным законом нашей страны, и в силу этого среди нормативных правовых актов, регулирующих охрану здоровья, она занимает особое, главенствующее положение. В области охраны здоровья Конституция исходит из положений Всеобщей декларации прав человека Генеральной ассамблеи, Конвенции о защите основных прав и свобод человека, Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины и др.

Основной Закон страны в соответствии с нормами международного права включает в обязанность государства охрану здоровья людей (ст. 7 ч. 1), в Конституции признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, Конституция РФ закрепляет разграничение предметов ведения в сфере здравоохранения между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Положения Конституции РФ, касающиеся охраны здоровья граждан, получили свое развитие и детализацию в специальных законодательных актах, непосредственно посвященных охране здоровья граждан. Среди них особое место занимают Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.). В Основах определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и т.д.

Несмотря на то что Основы регулируют практически все стороны здравоохранения, существуют специальные законы более узкой, направленной тематики.

Такими законами являются, например, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г.) регулирующий правоотношения по осуществлению государственного (ведомственного) санитарного-эпидемиологического надзора; организации госсанэпидслужбы; предусматривает ответственность за нарушение санитарного законодательства. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.) предусмотрел в ст. 4 гарантии государства по нераспространению среди населения одного из самых опасных заболеваний. Обеспечение осуществления указанных гарантий Закон возложил непосредственно на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 ) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" посвящен урегулированию отношений, возникающих при защите населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся санитарно-гигиенической защиты населения. Для урегулирования этих вопросов требуется принятие тематических нормативных актов. Таковыми являются, например, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 22.08.2004), который устанавливает общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в ред. от 29.06.2004), устанавливающий правовые основы обеспечения безопасности обращения с вредными веществами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

Положительную роль в формировании (реформировании) системы здравоохранения РФ сыграл свод нормативных правовых актов, посвященных медицинскому страхованию. Это связано с тем, что проведение социально-лечебных и социально-гигиенических мероприятий также требуют нормативного регулирования. Наиболее важным из принятых в этой сфере законов является Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 29.05.2002). С его принятием с 1 января 1993 г. была введена система страховой медицины как формы социальной защиты граждан РФ. Благодаря этому Закону здравоохранение как система получило один из основных источников финансирования (помимо бюджетов всех уровней) - средства обязательного и добровольного медицинского страхования.

Возникшая потребность общества в защите психического здоровья его членов вызвала необходимость принятия Закона РФ от 02 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).

Важное социально-политическое и правовое значение для защиты здоровья нации имеют Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 24.07.1998; 30.12.2001; 29.05.2002; 22.08.2004), от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. ФЗ от 30.12.2001; ТК 30.12.2001; ФЗ от 22.08.2004); Законы РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с изм. от 22 августа 2004 г.); от 22.12.1992 N 4180-1 (в ред. от 20.06.2000) "О трансплантации органов и (или) тканей человека".

В развитие положений Конституции РФ 24 июля 1998 г. были приняты Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ (в ред. от 09.05.2005) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и Федеральный закон N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 22.08.2004). Статья 10 данного Закона устанавливает, что "в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей".

Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. ФЗ от 09.05.2005) был принят в связи с возникшими проблемами и в этой области здравоохранения. Данный Закон закрепил на уровне правовых норм обязательство нашего государства по исполнению международных актов (конвенций) по наркотикам и создал предпосылки для получения финансовой помощи ООН на противодействие незаконному обороту наркотиков.

Во все времена очень остро стоял и стоит вопрос о лекарственном обеспечении населения; возникает острая проблема с лекарственными средствами в нашей стране, в частности к этому времени очень многие предприятия медицинской промышленности перестали заниматься производством отечественных лекарственных препаратов. Данная проблема решается в основном на основе Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2001; 30.06.2003; 22.08.2004) "О лекарственных средствах", до введения которого Россия не имела законодательных актов в сфере обращения лекарственных средств. Закон устанавливает приоритет государственного регулирования в вопросах контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, систему государственных органов контроля. Законом введены правовые нормы по возмещению вреда здоровью, нанесенного гражданину в связи с применением ненадлежащих лекарственных средств.

На улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения, направлен Федеральный закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2001; 30.06.2003; 22.08.2004; 05.12.2005).

Особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения отводится подзаконным нормативным правовым актам. К ним относятся:

Указы Президента РФ, например Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.);

Правительством Российской Федерации приняты Постановления "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13 января 1996 г. N 27; "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 7 марта 1997 г. N 260; "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" от 28 июля 2005 г. N 461 (в ред. от 30.12.2005); "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства" от 17 октября 2005 г. N 619 и др. Среди распоряжений можно отметить распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 2343-р "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств".

Однако как и ранее, так и в настоящее время правоотношения в области медицины регулируются в большинстве случаев ведомственными нормативными актами: приказами, инструкциями, методическими рекомендациями. Среди приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ можно выделить следующие: Приказ от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи"; от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг"; от 13 сентября 2005 г. N 578 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача"; от 5 октября 2005 г. N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний"; от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"; от 21 февраля 2005 г. N 152 "О дальнейшем развитии информационно-консультативной токсикологической помощи населению Российской Федерации"; от 1 апреля 2005 г. N 249 "Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан"; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 апреля 2005 г. N 270 "О реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы"; от 29 апреля 2005 г. N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств"; от 3 мая 2005 г. N 319 "Об утверждении видов аптечных учреждений" и др.

Вопросы репродуктологии человека также регулируются приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в то время как в этой области медицины решаются актуальнейшие вопросы: социальные, демографические, семейные, проблемы доноров, реципиентов, вопросы полов, стерилизации и многие проблемы. В этой области медицины граждан, обратившихся за помощью, называют не больными, а пациентами, т.к. граждане с нарушенной репродуктивной функцией остаются физически здоровыми членами общества. И конечно же, необходим федеральный закон в этой области медицины <4>.

<4> Квернадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. 2001. N 8. С. 13 - 21.

К иным нормативно-правовым актам относятся, например, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 ноября 2005 г. N 25 "О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации"; письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2005 г. N 26-МЗ "Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг" и др.

В настоящее время происходит активное реформирование отрасли здравоохранения, следствием которого является принятие множества законопроектов в данной сфере. В портфеле Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту на сегодняшний день находится более 120 проектов федеральных законов <5>. Продолжается работа над законопроектами "О здравоохранении в Российской Федерации" (принят в первом чтении в 1999 г.); "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи"; "О медицинских изделиях", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

<5> Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение. 2003. N 2. С. 5.

Планируется принятие ряда законов по реформе здравоохранения, включая следующие законопроекты:

Другие законопроекты касаются расширения организационно-правовых форм медицинских учреждений - "Об автономных учреждениях" и "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях". Преобразование бюджетных медицинских учреждений, находящихся сейчас в рамках жесткого сметного финансирования, позволит самостоятельно формировать доходную и расходную части бюджета медицинских организаций, появится большая гибкость в использовании имеющихся ресурсов. Вокруг этих законопроектов в настоящее время ведутся многочисленные споры между авторами реформы и ведущими медиками страны.

Нужны и другие законы, касающиеся здоровья. Нельзя, чтобы и далее не было Законов "О регулировании частного здравоохранения", "О правах пациентов", "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников". Необходимость принятия этих законов обусловлена тем, что доля частного здравоохранения растет, а цивилизованной системы его регулирования нет. Нет законов - значит, царит беззаконие, могут нарушаться права пациентов, и никто за это не ответит. Нет страхования профессиональной ответственности медиков - значит, никак не пресекается безответственность.

Многие беды от того, что нет в стране закона о здравоохранении. И чем дальше, тем очевиднее необходимость принятия такого закона. Он позволил бы определить целостную политику в сфере здравоохранения, избежать непродуманных решений и тупиковых путей в процессе реформирования отрасли.

О.В. Никульникова считает, что разработка этого законопроекта вызвана тем обстоятельством, что в нынешних условиях Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не могут обеспечить регулирование новых отношений, складывающихся в здравоохранении. Кроме того, в соответствии с новой Конституцией РФ в стране самостоятельно развиваются отдельные системы здравоохранения - государственная, муниципальная и частная, а специальных законов, регулирующих деятельность этих систем, принято не было несмотря на то, что в развитие Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан необходимо было разработать целый пакет отдельных законов <6>.

<6> Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России. Энгельс, 2001. С. 78.

Законопроект разрабатывался при тесном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, все структурные подразделения которого дали по нему свои экспертные заключения. Большинство замечаний и предложений было учтено. Однако этот законопроект до сих пор ждет "выхода в свет". Законопроект по замыслу разработчиков должен устранить разобщенность и раздробленность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и установить их управляемость. При этом восстанавливается понятие единой системы здравоохранения РФ с определением приоритета государственного регулирования. В законопроекте, в частности, устанавливается равенство возможностей медицинский организаций независимо от их форм собственности, провозглашаются принципы государственной политики в области здравоохранения, в соответствии с которыми определяется ответственность Правительства России за состояние здоровья населения и обеспечивается доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи. Ставится задача по повышению доли совокупных государственных расходов на здравоохранение до 5% от ВВП, а также определяется тот минимум средств, который субъекты Федерации обязаны тратить только на нужды здравоохранения. В соответствии с законопроектом Правительство РФ должно будет ежегодно представлять в Государственную Думу доклад о состоянии здоровья нации, и делать это необходимо одновременно с внесением проекта бюджета на очередной год <7>.

<7> Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. 2001. N 3. С. 9 - 10.

Таким образом, все основное законодательство, которое регулирует организационно-правовые формы медицинских учреждений, систему медицинского страхования, систему государственных гарантий, профессионального страхования врачей, - все это будет разрабатываться и приниматься в течение 2006 г. При этом сроки введения нового законодательства не обязательно должны быть с 1 января 2007 г., потому что должна быть стопроцентная уверенность, что это законодательство заработает на хорошо подготовленной базе, формирование которой происходит в настоящее время.