Мудрый Юрист

Сугубо профессиональная сфера

"Фармацевтический вестник", 2008, N 26

Как отмечают маркетологи, за последние два года значительно увеличился объем продажи лекарственных средств. Этот факт заставляет задуматься, почему же население стало значительно чаще покупать лекарства, в основном безрецептурные, и изделия медицинского назначения. Во многом увеличение продаж лекарственных средств связано с их активной рекламой, я бы даже сказала, с чрезмерной рекламой.

В конце прошлого года я, как председатель комитета областной Думы Волгограда, подготовила проект, целью которого стали изменения в Федеральный закон "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе". Их смысл сводится к введению ограничений на распространение рекламы лекарственных средств и изделий медицинского назначения таким образом, чтобы потребителями указанной рекламы были исключительно медицинские и фармацевтические работники. Данный законопроект также рассмотрен Советом Государственной думы ФС РФ и принят к рассмотрению Государственной думой.

Основная проблема - массовая реклама лекарственных средств. Да и массовая реклама препаратов, не относящихся к лекарственным средствам, приобрела большие масштабы. Не дело, когда с экранов телевизоров рекламируются те или иные средства, создающие иллюзию исцеления человеческих страданий.

Надо четко понимать, что лекарство назначает врач, обладающий профессиональными навыками. Поэтому реклама как способ навязывания того или иного товара должна быть запрещена федеральным законом. Необходимо запретить рекламу лекарственных средств, потому что только врач может назначать больному тот препарат, который ему следует принимать. Не стоит пропагандировать самолечение дорогими импортными лекарствами. В медучреждениях есть врачи, которые лучше любого производителя назначат больному курс лечения.

Однако все эти выводы, говорящие в поддержку моей инициативы, наталкиваются на такой подводный камень, как интересы фармпроизводителей. Я уверена, что в Государственной думе есть люди, которые лоббируют определенные интересы по продвижению рекламы лекарственных средств. В прошлом году мы не раз поднимали вопрос о том, что нужно уменьшить, а лучше вообще ввести запрет на подобного рода рекламу, внести изменения в закон о рекламе.

Ведь раньше, в советские времена, никому и в голову не приходило рекламировать лекарства, да и вообще поднимать вопрос о самолечении различными препаратами. Врачи выписывали рецепт или давали рекомендации, и человек в аптеке получал лекарство. Сейчас же, наоборот, пропагандируется самолечение, причем абсолютно без объективного повода. Все время говорят, что необходимо постоянно принимать лекарства - для профилактики гриппа, ОРВИ и т.д. При этом рекламодатели почему-то забывают сказать, что, если человеку сделали прививку от гриппа в рамках нацпроекта, ему, может, и не нужно принимать эти таблетки - у него и так уже есть иммунитет. Но все мы понимаем, что фармпроизводителям раскрывать все карты ни к чему.

В последнее время, как отмечают граждане, продвижение лекарств стало бесцеремонным. Могу привести конкретный пример. Моей знакомой звонят по телефону и предлагают приобрести суперэффективное средство от катаракты. При этом сообщают, что данный препарат стоит 10 тыс. руб., но для пенсионеров предусмотрена 50%-ная скидка. Говорят, что препарат разработан в закрытом военном институте биотехнологий, настолько закрытом, что даже не сообщают его название (видимо, сами не знают). С названием данного препарата я обратилась к офтальмологам, и выяснилось, что данное лекарственное средство крайне отрицательно влияет на катаракту, а зачастую дает сильнейший побочный эффект. И таких примеров масса.

Лекарственные средства - это не продукты питания, чтобы их так активно продвигать или рекламировать для простого населения. Рекламы таблеток с экрана телевизора не должно быть.

Нам всем пора осознать: это сугубо профессиональная сфера. Я понимаю, когда определенное лекарство рекламируется в профильном издании, где реклама позиционируется как готовый продукт для специалистов фармацевтической отрасли, которые сами решают, насколько эффективно и необходимо больным данное лекарство; где можно опубликовать мнение специалиста, и открыто, без прикрас рассказать о побочных эффектах.

Председатель Комитета

по охране здоровья и

экологии областной Думы

Волгоградской области,

отличник здравоохранения РФ

Н.ЛАТЫШЕВСКАЯ