Мудрый Юрист

Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг

Гогин А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры права Самарского государственного экономического университета, филиал в г. Тольятти.

Общее определение ценной бумаги сформулировано в п. 1 ст. 142 ГК РФ. Это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность. "Документ не может быть признан ценной бумагой, если он в силу своих юридических или физических свойств не может быть передан от одного лица к другому, т.е. не обладает свойством передаваемости", - отмечает В.А. Белов <1>. В практической жизни с ценными бумагами заинтересованные лица осуществляют различные сделки (купля-продажа, мена, дарение). Сфера обращения ценных бумаг в суммарном виде представляет собой рынок ценных бумаг, уровень развития которого в значительной мере зависит от благосостояния населения нашей страны, что является решающим фактором, который определяет спрос на ценные бумаги.

<1> Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: ЮрИнфоР, 1996. С. 33.

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. "Сами ценные бумаги не имеют какой-либо материальной ценности, но воплощают в себе гарантированные права на ценности действительные, фактические: деньги, товары, услуги. Они способны служить средствами платежа, кредита, образования сокровищ, распределения прибыли и т.п.", - пишет С.Э. Жилинский <2>. "С экономической точки зрения ценная бумага всегда рассматривалась как форма существования капитала, которая облегчает его перераспределение и может обращаться на рынке как товар и приносить доход", - полагает М.И. Петров <3>. Заменяя собой реальные товары и деньги, ценные бумаги призваны создавать оптимальные условия для более эффективного финансирования российского рынка; хранения и обращения товарно-денежных ценностей; их быстрого и экономного перехода от одного собственника к другому. К настоящему времени наибольшее распространение в России имеет такой вид ценных бумаг, как акции, эмиссию которых осуществляет только одна организационно-правовая форма юридических лиц: акционерные общества.

<2> Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2003. С. 223.
<3> Петров М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. СПб.: Питер, 2005. С. 13.

Широкими правами на рынке ценных бумаг обладают кредитные организации. В ст. 6 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" <4> подчеркивается, что в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

<4> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Кредитной организации не требуется получать дополнительное разрешение на проведение операций с ценными бумагами. Весьма существенное условие содержится в п. 10 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <5>. Именно он регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами. Регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг кредитных организаций, независимо от величины выпуска и количества инвесторов.

<5> Российская газета. 2002. 13 июля.

Помимо гражданского и банковского законодательства, большинство вопросов в рассматриваемой области регулируется отдельными нормативными актами, обладающими разной юридической силой. Среди них: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" <6>, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <7> (далее - Федеральный закон о РЦБ), Федеральный закон от 11 марта 1997 г. "О переводном и простом векселе" <8>, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <9>, Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <10> (с последующими изменениями и дополнениями), подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. Некоторые проблемы упорядочиваются локальными актами саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ, которые могут разрабатывать правила и стандарты ведения профессиональной деятельности членами своего сообщества; вводить отдельные собственные элементы операций с ценными бумагами, а также осуществлять контроль за соблюдением установленных процедур.

<6> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<7> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1913.
<8> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238.
<9> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.
<10> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

Отношения, возникающие на РЦБ, в большинстве своем носят гражданский характер, так как построены на трех известных принципах частных отношений - равенство участников, имущественная самостоятельность, автономия воли сторон (ст. 2 ГК РФ). Вместе с тем по поводу участия на РЦБ складываются и другие группы отношений, которые в целом можно рассматривать как публичные, как говорится в одном из коллективных трудов <11>. С такой позицией надо согласиться. О публичном характере Федерального закона о РЦБ говорит то, что он посредством властного метода регулирует правовые основы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее объем. Отношения между уполномоченными государственными структурами и другими субъектами на РЦБ строятся на началах субординации, предполагающей неравенство сторон. Особое внимание Закон уделяет полномочиям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

<11> Карягин Н.Е., Михайлов А.В., Челышев М.Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический. СПб.: Питер, 2003. С. 185.

В частности, она осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами; нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра; устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований российского законодательства о ценных бумагах.

Согласно ст. 42 Федерального закона о РЦБ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, указанная Комиссия контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг; обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушающего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ. Таким образом, главные направления в деятельности Федеральной комиссии - это не только предупреждение и устранение негативных явлений на российском рынке ценных бумаг, но и борьба с ними в других смежных сферах экономики.

Вместе с тем положения рассматриваемой статьи об ответственности, по существу, носят отсылочный характер и адресуют правоприменителя к другим нормативным актам. По нашему мнению, это является серьезным недостатком Федерального закона о РЦБ. Во-первых, любой закон непрямого действия дает значительный простор для чиновничьего произвола и злоупотребления нормами права со стороны коррумпированных представителей властных структур; способствует нарушению принципа равенства всех граждан перед законом. Во-вторых, "такая практика приводит порой к тому, что один государственный орган утверждает перечень правонарушений, а другой устанавливает санкции. В результате нередко складывается так, что перечень правонарушений изменяется по решению одного государственного органа, а санкции не меняются, так как другой государственный орган и не думал их менять", - убежден А.Ф. Ефремов <12>. Исследователь считает, что ответственность должна обязательно содержаться в том нормативном акте, который содержит понятие, признаки того или иного правонарушения.

<12> Ефремов А.Ф. Принципы законности и проблемы их реализации. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. С. 87.

Определенные меры юридической ответственности за правонарушения в сфере РЦБ сформулированы в российском уголовном и административном законодательстве. Так, ст. 185 УК РФ закрепляет уголовную ответственность за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг. Необходимо отметить, что тут изложены признаки трех противоправных деяний, связанных с выпуском ценных бумаг, которые отличаются друг от друга прежде всего по признакам объективной стороны: а) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, повлекшее причинение крупного ущерба; б) утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, повлекшее причинение крупного ущерба; в) утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, повлекшее причинение крупного ущерба. "Объективная сторона преступления представляет собой внешний акт преступного деяния (действия или бездействия), совершенного определенным способом в конкретных условиях места, времени и обстановки, иногда с применением орудий или других средств, повлекшего в материальных составах вредные последствия" <13>.

<13> Малинин В.Б., Парфенов А.Ф. Объективная сторона преступления. СПб.: Изд-во Юридического ин-та (Санкт-Петербург), 2004. С. 13.

По словам Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова, общественная опасность данного преступления выражается не только в неэффективном использовании свободных средств населения, но и в нечестной конкуренции на финансовом рынке, в подрыве доверия населения к рыночной финансовой политике, а также в создании объективных предпосылок для сокрытия прибыли (доходов) и иных объектов от налогообложения <14>. Признаками основного состава эмиссионного злоупотребления являются: а) заведомая недостоверность эмиссионной информации, т.е. заранее осознанное виновным несоответствие, непроверенность или необоснованность информации, содержащейся в проспекте эмиссии (например, о прогнозируемой прибыльности акций или об объектах капиталовложений) или в документе, удостоверяющем результаты эмиссии (например, о числе проданных акций); б) совершение любого из следующих действий по отношению к заведомо недостоверной эмиссионной информации: внесение ее в проспект эмиссии ценных бумаг, либо утверждение проспекта эмиссии, содержащего подобную информацию, либо утверждение недостоверных результатов эмиссии; в) наличие у субъекта преступления специальных полномочий по составлению или утверждению проспекта эмиссии либо по утверждению результатов эмиссии; г) причинение инвестору ущерба в крупном размере.

<14> Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация: Научно-практическое пособие. М.: ЮрИнфоР, 1995. С. 53.

Фактически рассматриваемая статья устанавливает уголовную ответственность специального субъекта, т.е. лица, обладающего особыми полномочиями, которые позволяют ему использовать свое служебное положение в корыстных целях. Как правило, это должностные лица. "Основополагающим правовым критерием статуса должностных лиц является возможность устанавливать и изменять те или иные права и обязанности, что и приводит к возникновению и прекращению соответствующих правоотношений в сферах публичного и частного права", - подчеркивает А.Б. Агапов <15>. В.Г. Павлов считает, что рассматриваемое противоправное деяние может относиться к должностным преступлениям в сфере экономической деятельности <16>; В.В. Лунеев относит его к числу преступлений против установленного порядка кредитно-финансовой деятельности <17>. Б.В. Волженкин говорит, что указанное "преступление во всех его формах совершается умышленно, как правило, из корыстных побуждений, хотя мотив преступления не имеет значения для квалификации. Умыслом виновных должна охватываться возможность наступления последствий в виде крупного ущерба" <18>.

<15> Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М., 1997. С. 52.
<16> Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 216.
<17> Лунеев В.В. Рыночная экономика и экономическая преступность в России // В сб.: Экономическая преступность. М.: Юристъ, 2002. С. 29.
<18> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 168 - 169.

В российской юриспруденции нет единства в квалификации признаков специального субъекта, которые полностью применимы для различных видов юридической ответственности. Каждый субъект может иметь специальный правовой статус, возникающий с учетом социального, служебного, имущественного и иного положения личности. Такой статус уточняет и дополняет общие права и обязанности субъекта юридической ответственности. Например, Г.Н. Борзенков делит соответствующие признаки на три группы: а) признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта; б) физические свойства субъекта; в) взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Кроме того, ученый называет отдельные подгруппы других признаков <19>. А.В. Наумов проводит классификацию по гражданству, полу, возрасту, семейно-родственным отношениям, должностному положению, отношению к военной службе и другим основаниям <20>. В конечном итоге правильным представляется вывод, сделанный в свое время И.Н. Сенякиным, что "выделение специальных норм, их назначение и функционирование направлено в большинстве случаев на обслуживание общеправовых предписаний, определение параметров их действия и конкретизацию их содержания" <21>.

<19> Борзенков Г.Н. В кн.: Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1 / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 1999. С. 286.
<20> Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. 2-е изд. М., 1999. С. 216 - 217.
<21> Сенякин И.Н. Специальные нормы советского социалистического права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1982. С. 10.

На основании ст. 15.17 - 15.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг, незаконные сделки с ценными бумагами, за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, и т.д. "Объектом таких нарушений являются отношения, которые складываются при размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на фондовом рынке, а также по поводу реализации прав владельцев ценных бумаг", - замечает А.Е. Хохлова <22>. Здесь также основными субъектами ответственности выступают лица, имеющие специальный правовой статус. К примеру, по ст. 15.21 КоАП РФ к административной ответственности за использование служебной информации могут привлекаться служащие кредитной организации, обязанные согласно ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" хранить банковскую тайну, к которой, помимо данных об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, относятся иные сведения. Ими, в частности, являются разнообразные материалы и документы о профессиональной деятельности банка на рынке ценных бумаг.

<22> Хохлова А.Е. Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области рынка ценных бумаг // В сб.: Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ИГП РАН, 2005. С. 77 - 81.

Таким образом, за нарушение требований законодательства в сфере рынка ценных бумаг в первую очередь введены меры штрафных (карательных) видов юридической ответственности. Реализация соответствующих санкций начинается с момента предъявления официального обвинения конкретному лицу в совершении противоправного деяния. Назначенное наказание предполагает полное исполнение возложенных на виновного дополнительных ограничений, действие которых прекращается по достижении цели ответственности и при абсолютном исполнении установленного законом наказания.

Вместе с тем это не исключает применение к виновному правовосстановительных (компенсационных) мер, связанных с возмещением причиненного вреда, на основе требований гражданского законодательства. Так, ответственность в виде возмещения убытков за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств закреплена нормами ГК РФ в качестве универсального способа защиты прав, позволяющего лицу, права которого нарушены, возместить все имущественные потери, вызванные нарушением прав. "Применительно к возмещению убытков закон, а точнее - ст. 393 ГК РФ, устанавливает важный принцип, что любое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств порождает возможность взыскания убытков с неисправного должника" <23>. При соответствующей ситуации возложение на виновного обязанности возместить имущественный вред может быть для правонарушителя более тяжкой мерой воздействия, чем штрафные (карательные) санкции.

<23> Евтеев В.С. Возмещение убытков как вид ответственности в коммерческой деятельности. М.: Зерцало-М, 2005. С. 69.

Изложенное позволяет констатировать, что ответственность, применяемая за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг, не является самостоятельным видом юридической ответственности, а носит комплексный характер. Подобным способом с использованием различных нормативных актов регулируются и многие другие общественные отношения в сфере финансовой деятельности.